Марина Базилева
Мотивационная и волевая готовность к обучению
Мотивационная готовность включает в себя стремление идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу. Можно задать ребенку вопросы: - Хочешь ли ты идти в школу? - Что в школе самое важное? - Что самое интересное? - Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался?» Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе, наличие интереса к ней и желание познавать новое. И если не достаточно у ребенка представлений о школе, то их нужно развивать. Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо» учиться, работать. Без осознания этого «надо»
Публикация «Мотивационная и волевая готовность к обучению» размещена в разделах
ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет читать, считать и писать. Поэтому очень важно иметь волевую готовность. Волевая готовность Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет выполнить задания учителя, не отвлекаться на уроке. Волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий, принимать усилия для его реализации, преодолевать препятствия. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок сосредоточенно заниматься каким либо делом? (рисовать, лепить, мастерить и т. д.). Для развития у детей волевых качеств и совершенствования всех действий произвольной саморегуляции наиболее эффективно конструирование (например, ребенок должен поставить цель, строить дом в соответствии с образцом, соблюдать порядок сборки, сверять свою постройку с эталоном). В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок: - не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; - не умеет работать по правилу; - не умеет работать по образцу; - нарушает дисциплину. Развитию произвольного поведения способствуют: - складывание кубиков с фрагментами рисунка по образцам рисунков, - выкладывание по образцу мозаики - собирание конструктора по заданным картинкам - срисовывание.