МААМ-картинки

Моторика рук и речь: связь у детей дошкольного возраста

Евгения Михашина
Моторика рук и речь: связь у детей дошкольного возраста

Моторика рук и речь.

Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны : если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР (общее недоразвитие речи) пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке либо с трудом правильно берут кисточку и карандаш, часто не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.

Публикация «Моторика рук и речь: связь у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

О пользе развития мелкой моторики знают все.

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский) - эти слова поддерживают и врачи и логопеды в наше время. Ребенок плохо говорит? Собирайте пазлы, пирамидки, шнуровки. Но, как связаны, мелкая моторика и речь? Действительно ли развитие тонких движений рук – это так самая магическая кнопка, при нажатии на которую у ребенка автоматически развивается не только речь, но и мышление?

В коре головного мозга человека зоны, отвечающие за движение пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Стимулирую зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону!

Но никаких серьезных исследований, подтверждающих эту прямую связь между развитием соседних областей нет. Просто теория стала популярной. Что делает логопед с малоговорящим ребенком, усаживает за стол и собирает бусы, пазлы, дает игры на мелкую моторику. Удобно и просто. На практике же мы часто видим - обратное. Дети, которые хорошо говорят, часто не могут сами завязать шнурки, а есть дети,которые прекрасно справляются с ложкой, пазлами, но их речь непонятна окружающим и отстает от речи сверстников.

Что же мы на самом деле развиваем? Такие действия в большей мере развивают именно мелкую моторику. Развитие этой сферы очень важно, но

не более, чем развитие общей моторики (общий движение – прыжки, бег и т. п.) или восприятия.

Смысл в пальчиковых играх и мелкой моторики, безусловно, есть, но на самом деле, на развитие речи ребенка крайне положительно влияет моторное планирование.

Моторное планирование – это умение выстроить логику действия. Например, надо выучить танец. Сначала вы будете думать, куда ставить ногу, как повернуться и т. д. Это и есть этап моторного планирования. Когда вы перестанете задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.

Произношение звуков требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить и у детей с речевыми трудностями.

Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произношения звуков.

Получается, чтобы был эффект, не важно, мелкой моторикой занимаемся или крупной, важно КАК. Важно, чтобы действия были непривычны для ребенка.

Если ребенок каждый день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Особенно эффективно, выполнение непривычных действий по сигналу. Прохождение полосы препятствий, всегда разной или пальчиковая гимнастика - действия под слова.

Вывод:

1. Для развития речи не так важно, что мы развиваем – мелкую или крупную моторику, важно как, а именно воспитание моторного планирования.

2. Главный принцип проведения сенсорных игр и упражнений или игр на мелкую моторику- то, что уже легко получается, делаем в быстром темпе или пропускаем. Останавливаемся и тщательно отрабатываем те движения, упражнения, которые не получаются и доводим до автоматизма. После этого подбираем новые упражнения и игры.

3. Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет.

4. Важна регулярность

5. Самое главное – развитие мелкой моторики, моторного планирования не панацея, а лишь вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка. Это не основной метод и даже не комплекс методов, если ребенку 2 года и речи нет, нужны специалисты с комплексной программой, работа самих родителей для запуска речи.

Будьте здоровы, слышьте своего ребенка, наблюдайте и любите любым, тогда он очень быстро скажет самые главные слова «Я люблю этот мир!»

Публикации по теме:

Книжка-малышка из фетра для развития мелкой моторикиКнижка-малышка из фетра для развития мелкой моторики Хочу поделиться своей новой книгой из фетра. Эта книжка малышка для развития мелкой моторики. Мелкая моторика — совокупность скоординированных.

Фотоотчет «Нерушимая связь времен»Фотоотчет «Нерушимая связь времен» Цель: познакомить воспитанников с историей создания российской Армии. Задачи: Формировать представление у детей о качествах защитника.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей «Мелкая моторика рук»Консультация для родителей «Мелкая моторика рук» Под термином мелкая моторика понимают - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук и уровень развития.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Мастер-класс по изготовлению дидактическо-наглядного пособия «Накормите птичек» для детей младшего возраста (мелкая моторика)Мастер-класс по изготовлению дидактическо-наглядного пособия «Накормите птичек» для детей младшего возраста (мелкая моторика) Вашему вниманию хочу предоставить не сложное изготовление игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Для.

Мелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другомМелкая моторика и речь человека тесно связаны друг с другом В. М. Бехтерев «Пальцы помогают говорить» Учёные доказали тесную связь развития общей и мелкой моторики с развитием речи у детей, так как.

План индивидуальной работы для детей 1 младшей группы (ЗРР) по разделу «Речь и познавательные процессы» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Буратино» г. Волжска РМЭ План индивидуальной работы для детей 1 младшей.

Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем»Совместная деятельность детей и родителей средней группы в КВН-игре «Играя, речь развиваем» Задачи: Образовательные: -активизация речевой деятельности детей разнообразными методами и способами; - совершенствовать умение употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Моторика рук и речь: связь у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 15:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД