Лучший педагог года

Проект «Вятский край»

Людмила Мерзлякова
Проект «Вятский край»

Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем.

«Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!»

(долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский)

Дождиночки на листьях, будто слёзы,

Лесами окружённые поля…

И зимние, уснувшие берёзы –

Всё это наша вятская земля.

Не высказать обычными словами

Привязанность к земле наших отцов,

Но спутником незримым всюду с нами

Живущая в сердцах наших любовь.

Г. Цыпуков «Вятская земля»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Публикация «Проект „Вятский край“» размещена в разделах

Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», опубликованной в 2009 году,«духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

• в соответствии с национальным приоритетом;

• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

• согласно Конституции Российской Федерации;

• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании».

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

1. семейной жизни;

2. культурно-регионального сообщества;

3. культуры своего народа;

4. российской гражданской нации;

5. мирового сообщества.

Конечно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста, то более доступны их пониманию ценности семейной жизни и культурно-регионального сообщества.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Один из основных принципов ФГОС ДО: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одна из задач ДО: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

ГИПОТЕЗА

Для выполнения данных требований детей необходимо познакомить с этими ценностями и нормами. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Для младших дошкольников это семья, дом, детский сад. А для детей старшего дошкольного возраста: родной город, родной край. Любовь к России начинается с любви к своей малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Вятского края.

ЦЕЛЬ проекта «Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!» : заложить основы воспитания нравственного гражданина, знающего и любящего свою малую Родину.

ЗАДАЧИ проекта :

Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, ремёсла, народные промыслы, промышленность.

• Познакомить с именами тех, кто прославил край (учёные, спортсмены, защитники отечества).

• Учить воспринимать духовное наследие наших соотечественников (художественная литература, живопись, музыка, культура разных народов, населяющих нашу область).

• Расширить знания детей о флоре, фауне, природных ресурсах и памятниках природы Кировской области.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

• Воспитывать любовь к родному краю, эмоционально ценностное отношение к культуре.

УЧАСТНИКИ ПРЕКТА: воспитатели, дети, родители

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1. Организационный

2. Практический

3. Результативный

1. Организационный этап

Создание предметно-развивающей среды

Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую.

Она включает в себя:

• Символику города и области

• Тематические альбомы и фотоальбомы («История города», «Города Кировской области», «Природа Вятского края», «Экономика Кировской области», «Знаменитые люди нашего края», «

• Наборы картинок, открыток

• Предметы народного быта

• Народные музыкальные инструменты

• Изделия мастеров народных промыслов

• Дидактические игры

• Материал для конструирования и изобразительного творчества

• Материал о народностях Вятского края

• Подборка книг «Кировские писатели детям», картотека вятского фольклора

• Репродукции картин вятских художников

Планирование

Проблема состоит в том, что детский сад работает по единому тематическому плану. Поэтому я разработала перспективный план по ознакомлению детей с родным краем в соответствии с темами детского сада. Знакомясь с темой, дети получают и знания по краеведению. И в течение года мы охватываем довольно широкий круг вопросов, связанных с родным краем.

2. Практический этап

Систему работы с детьми построила с учётом возрастных особенностей детей, их способностей и интересов. Работа по краеведению проводилась во время совместной деятельности (во время НОД и в режимные моменты, в самостоятельной деятельности детей (как индивидуальной, так и вместе со сверстниками), в работе с родителями.

Направления работы с детьми (формы работы) :

Знакомство с флорой и фауной родного края

Беседы о климатических условиях города, области

Д/игры «С какого дерева лист», «Не каждый грибок в кузовок», «Ягоды лесные и садовые», «Что перепутал художник?» и другие.

Различные викторины

Оформление альбомов с видами животного и растительного мира Кировской области

Создание «Красной книги Кировской области»

Проект «Поможем птицам зимой!»

Презентация «Памятники природы Кировской области»,«Заповедники Кировской области» и другие

История города и его достопримечательности

Беседы «Мой город на Вятке», «По улицам города», «Путешествие по городам Кировской области»

Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций…

Чтение художественной литературы и фольклора.

Дидактические игры «Район, в котором мы живём», «Волшебные ленты дорог»

Рисование «Мой любимый город», «Где я отдыхал», «Путешествие по городу»

Строительные игры

Сюжетно-ролевые игры

Промышленность и сельское хозяйство области:

Рассматривание фотоальбомов

Создание альбомов «Предприятия города», «Сельское хозяйство»

Знакомство с профессиями

Д/и «Кому, что нужно для работы»

Составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту»

Сюжетно-ролевые игры

Народности Вятского края, их костюмы, праздники

После того как мы рассмотрели костюмы различных народов, дети принесли из дома кусочки ткани, бусинки, ленты, тесьму. Были созданы такие народные костюмы: русский, татарский, украинский, марийский, удмурдский.

Предметы быта наших предков

Выставка «Предметы старины далёкой»

Дидактические игры «Бабушкина избушка», «В русской избе»

Игра на сравнение «Город или деревня?»

Вятские писатели :

Владимир Ситников, Павел Маракулин, Евгений Чарушин, Владимир Крупин, Тамара Копанева, Елена Наумова, Наталья Козвонина, Сергей Гагаринов, Роза Агафонова

• Чтение произведений

• Рассматривание иллюстраций

• Рисование, лепка

• Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Вятские художники (Шишкин, Васнецов, Хохряков, Рылов)

• Рассматривание репродукций

• Составление рассказов «Чем мне нравится картина» и др.

• Организация выставки

• Рисование

Знакомство с городом Котельничем и Котельническим местонахождением древних ящеров – парейазавров, одним из крупнейших в мире.

• Просмотр презентации

• Игра «Палеонтологический музей»

Народные промыслы Вятского края

• Оформление уголка народного творчества

• Дидактические игры «Народные промыслы России», «Из чего сделан предмет?»

• Изготовление поделок из природного материала

• Создание «Дерева Вятских ремёсел»

• Просмотр презентаций

• Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»

• Создание дымковской игрушки

Более подробно остановлюсь на одном из направлений работы. Когда дети рассматривали предметы народных промыслов, их внимание привлекли самые яркие, весёлые, праздничные предметы – дымковская игрушка. Они с интересом выслушали рассказ о ней, и с радостью лепили. Но из пластилина получилось не совсем то, что хотелось детям.

И вот тогда я предложила сделать настоящую дымковскую игрушку. Для начала мы проверили свойства глины. Затем прочитали все материалы, которые нашли о процессе изготовления игрушки мастерицами. И вот, с помощью технологических карт Лыковой, игрушка слеплена. За неимением печи, игрушки отправились сушиться к горячим батареям, а дети взялись за изучения элементов дымковской росписи с помощью дидактических игр: «Нарядим дымковскую барыню», «Дымковская мозаика», «Подбери силуэту пару». «Красота дымковского орнамента».

Пока мы изучали дымковский узор, игрушка высохла, дети её побелили мелом, разведённым молоком, а затем расписали яркими красками и решили подарить мамам на 8 марта. Но до праздника ещё оставалось время, и дети решили показать наши поделки всем желающим. Опыт игры в музей у детей уже был, поэтому потребовалось совсем немного времени, чтобы создать «Музей дымковской игрушки». Потом дети вывесили приглашение в коридоре и принимали гостей, рассказывая им о том, как делается дымковская игрушка.

Работа с родителями:

• Участие в создании развивающей среды (создание демонстрационного материала «Достопримечательности города», помощь в приобретении дидактических игр, пополнении выставки предметов народных промыслов, в изготовлении пособий)

• Участие в проектах «Поможем птицам зимой», «Здание (памятник, о котором я хочу рассказать и о других.

• Изготовление поделок для выставок «Золотые руки мам»

• Участие в праздниках

3. Результативный этап

Подводя итоги работы, я провела мониторинг результатов усвоения детьми знаний о родном крае, используя низко формализованные методы (наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности). У детей есть знания о природе родного края, об истории города, о людях, прославивших наш край… Воспитанники нашей группы научились более осознанно воспринимать события и факты социальной действительности, анализировать их. У них появилась устойчивый интерес к изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.

Проведё нная работа позволяет сделать выводы:

В период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры.

Интерес к истории, традициям культуры родного края поддерживается через различные виды деятельности детей, прежде всего через игру и продуктивные виды деятельности.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Данная работа должна начинаться как можно раньше. Поэтому дошкольный возраст играет важнейшую роль в патриотическом воспитании.

Публикации по теме:

Проект «Кондинский край — край чистых рос» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русская березка» Проект посвящен празднованию.

Конкурс чтецов для старших дошкольников «Край берёзовый, край Есенина» Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, зона в музыкальном зале, оформленная в стиле старинной русской избы (печка, деревянный.

Проект «Край далекий с лесами да сопками» Проект. Край далекий с лесами да сопками. Сроки: 01.10-31.10.18 год. Участники проекта: дети, родители, воспитатели средней группы №9 «Ягодки».

Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край»Фотоотчет «Мастер-класс «Любимый край — родной наш край» 20 октября 2018 года наш родной Хабаровский край отмечал юбилей - 80-летие. Мы с воспитанниками подготовительной группы провели непосредственную.

Педагогический проект «Край, в котором я живу» Педагогический проект «Край, в котором я живу». Автор проекта: воспитатель старшей группы: Имашева Ирина Фануровна «У большинства людей.

Посиделки «Край ты мой, родимый край». Старший возраст Цель: Воспитывать интерес к театрализованной деятельности, ознакомление с русским и народным творчеством,воспитывать любовь к родному краю.

Проект «Мой край — моя Кубань» 2018 Паспорт проекта «МОЙ КРАЙ – МОЯ КУБАНЬ» Вид проекта: творческо- познавательный Продолжительность: среднесрочный, 1 неделя Автор: воспитатель.

Проект «Знай и люби свой край» Представляю результат своей исследовательской работы в течении трех лет. Проект разработан для формирования представлений о семейных традициях,.

Семейный проект «Мой родной край» СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» Составила: воспитатель Волгина Светлана Владимировна. (г. Пенза) Подготовительной группы №1 Информационная.

Тематический проект «Родной край зимою»Тематический проект «Родной край зимою» .

Автор публикации:
Проект «Вятский край»
Опубликовано: 9 марта 2019 в 14:30
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД