МААМ-картинки

Музыкально-инструментальный проект «Первая ступень»

Наталья Гуляева
Музыкально-инструментальный проект «Первая ступень»

Музыкально - инструментальный проект «Первая ступенька»

"Музыка сопровождает человека в течение всей жизни.

Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна.

Людям нужны все виды музыки - от простого напева

до звучания огромного симфонического оркестра

От незатейливой популярной песенки

до бетховенских сонат» Д. Д. Шостакович

Публикация «Музыкально-инструментальный проект „Первая ступень“» размещена в разделах

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Какое содержание вкладывается нами в данное занятие? Под термином «коллективное инструментальное музицирование» мы подразумеваем музыкально – исполнительскую деятельность в оркестре. Которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности исполнителей разного возраста.

В дошкольном периоде музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребёнка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств.

Традиционные программы по музыке не достаточно уделяют внимания разделу: «Игра на музыкальных инструментах» поэтому возникла необходимость разработать музыкально инструментальный проект «Первая ступенька» для детей средней, старшей, подготовительных групп.

Данный проект предназначен для улучшения знаний о музыкальных инструментах, развития интереса к основам музыкальной грамоты, чувства ритма, слуха, музыкального творчества.

Игра на детских музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыке,

способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет

музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Актуальность

Из поколения в поколения передавалась народная мудрость, как говорят из уст в уста, устное народное творчество, народная музыка - и эта преемственность может прерваться, если только мы не будем прививать у детей уважение и любовь к русскому фольклору

Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.

Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т. д.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Музыкально-инструментальный проект «Первая ступенька» дополняет музыкальные НОД в ДОУ и имеет цель расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.

Вид проекта : познавательный, обучающий, творческий.

Продолжительность: долгосрочный три года (средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель проекта : Раскрывать музыкальные и творческие способности через игру на детских музыкальных инструментах.

Задачи проекта :

Обучающие:

Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.

Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра (ансамбля);

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению музыкальных инструментов.

Развивающие:

Развивать тонкость и чуткость музыкального слуха, мышление и воображение.

Развивать чувство ритма.

Развивать у детей чувство уверенности в себе.

Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Воспитательные:

Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.

Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели

Участники проекта :

Дети, воспитатели, родители

Формы работы:

музыкальное занятие

индивидуальное занятие

подгрупповое занятие

дидактические игры

индивидуальные консультации

Совместная деятельность воспитателя с детьми (музицирование в групповой и индивидуальной деятельности)

Совместная деятельность родителей с детьми (музицирование в детском саду и дома)

Проект состоит из 3х основных этапов:

Подготовительный этап (сентябрь).

Диагностика музыкальных способностей детей на начало учебного года. Организационное занятие. Беседа с детьми о предстоящей деятельности.

Практический этап (октябрь – апрель.)

Обучающий процесс, в виде занятий 1 раз в неделю (36 занятий в год).

Заключительный этап (май).

Диагностика музыкальных способностей на конец учебного года. Итоговое мероприятие: «Звонкие свистульки», отчетный концерт музыкально инструментальной деятельности (групповое выступление детей, семейное музицирование)

Практический этап состоит из тематических разделов:

«Знакомство с инструментами и оркестрами» - знакомство с различными инструментами, историей создания, с видами оркестров.

«Элементарные музыкальные знания» - уметь различать звуки по высоте, длительности, динамике, уметь проигрывать ритмические формулы, музыкально-дидактические игры.

«Игра на музыкальных инструментах» обучение приемам игры на инструменте, разучивание музыкальных партий, умение играть в ансамбле (оркестре, музицирование.

«Творческое задание» инструментальная импровизация, изготовление музыкальных инструментов «своими руками», озвучивание р. н. сказок, танцевальные композиции с инструментами и т. д.

Принципы построения проекта

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

- личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

- системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

- ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Исследование проблемы:

Общественное мнение (социальный опрос)

Анкетирование

Мы выяснили, что знают о русской народной (фольклорной) музыке люди разного возраста. С этой целью провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет («Детский сад №1»п. Палатка людей среднего возраста (25 - 40, людей старшего возраста (40- 50) Анкетирование прилагается.

Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных условиях:

-Музыкальная непосредственная образовательная деятельность;

-театральная деятельность;

-выступления на праздниках;

кружковая работа;

В разных видах деятельности:

-пение;

-слушание музыки;

-музыкально – ритмическое движение;

Применение детских музыкальных инструментов (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Содержание проекта ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. При проведении педагогических мероприятий широко используется технология Н. Е. Щурковой «Создание ситуации успеха», что способствует становлению ребёнка как личности.

Расширяя кругозор детей, знания о русских музыкальных инструментах и в целом о русской народной культуре использую такие формы: беседа; рассматривание подлинных русских народных инструментов; слушание народных музыкальных произведений, просмотр выступлений учащихся музыкальной школы; знакомство с русским народным костюмом; знакомство с народными промыслами; рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов; просмотр видеофильмов и прослушивание фонограмм, экскурсии в музыкальную школу, организация фотовыставок; изготовление экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Направления работы:

- Знакомство с русскими народными инструментами (струнными, духовыми, ударными и др.)

- Самостоятельное исполнение произведений на детских музыкальных

инструментах.

- Развитие творческих способностей.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учётом возрастных, индивидуальных способностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется. Заинтересовав детей, развив желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

1. У детей будет развит познавательный интерес, представление о музыке.

2. Появится положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям.

3. Дети с готовностью будут воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

4. Каждый ребёнок будет вовлечен в творческую деятельность.

5. У детей сформируются представления о разнообразии музыкальных инструментов.

Сотрудничество с родителями:

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

- проведение совместных мероприятий;

- участие в концертах, конкурсах, выставках;

Основные направления работы с детьми.

1. Организованные формы обучения на НОД.

2. Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3. Самостоятельная деятельность ребёнка.

4. Познавательная деятельность.

5. Речевая деятельность.

6. Художественная деятельность.

7. Продуктивная деятельность.

8. Игровая деятельность.

9. Музыкальные праздники и развлечения.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

2. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.

3. Коллекция детских музыкальных инструментов : металлофоны, аккордеоны, гармони, бубны, духовые, шумовые.

4. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, СД - диски.

5. Технические средства: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, компьютер.

Методическое сопровождение проекта.

1. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

2. Консультативный материал для родителей.

3. Картотека игр.

4. Подборка музыкальных загадок.

5. Подборка стихов о музыке.

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап (сентябрь 2015 г.)

1. Подбор методической, художественной и познавательной литературы по теме проекта;

2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн - презентаций;

3. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта :

- наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.

- дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, таблица "Виды музыкальных инструментов")

- музыкально-дидактические игры, творческие игры:

"Музыкальные инструменты"

"Музыкальные кроссворды"

Музыкальная посылка»

2. Продуктивный или исследовательский этап (октябрь 2015 г. – апрель 2018 г.)

1. Познавательное развитие

- просмотр иллюстраций, фотографий, картин с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре

- оформление альбома "Музыкальные инструменты" (история музыкальных инструментов,)

- организация экскурсии в Детскую музыкальную школу искусств

-просмотр слайд - презентаций: "Какие бывают инструменты",

2. Социально - коммуникативное развитие

- беседа с детьми: "Какие бывают музыкальные инструменты"

- рассказ-сообщение об истории возникновения музыкальных инструментов

- организация и проведение творческо-речевых игр

- загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты

- разгадывание музыкальных кроссвордов, ребусов

- создание условий в группах детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей

- проведение сюжетно-ролевых игр:

"Идем на концерт"

" Магазин музыкальных инструментов"

- беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

- беседа с детьми о профессиях людей связанных с музыкальными инструментами.

- организация конкурса среди родителей с детьми на изготовление самодельных музыкальных инструментов

3. Художественно - эстетическое развитие

- слушание дисков знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах :

- музыкально-дидактические игры :

"Угадай, на чем играю";

" Наш Оркестр";

"Совушка - Сова";

"Музыкальный Ёжик";

"Подбери инструмент";

"Музыкальная лесенка";

"Солнышко и Туча"

"Весёлая дудочка!"

- разучивание и исполнение русских народных пьес на музыкальных инструментах

- рисование и раскрашивание картинок с детскими музыкальными инструментами;

- рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

4. Речевое развитие

- чтение стихов и сказок о музыкальных инструментах

- чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты

("Дудочка и кувшинчик", "Бременские музыканты", "Гусли-самогуды", "Садко")

5. Физическое развитие

- использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

3. Заключительный этап (апрель 2018 г.)

Концерт с участием оркестра детских музыкальных инструментов

Публикации по теме:

ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования. Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО Теоретическая основа работы Актуальность ФГОС в дошкольном образовании - Кризис в системе образования в России на всех уровнях. - Несоответствие.

Музыкально-образовательный проект «Театр и дети» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13 «Вишенка» Музыкально – образовательный проект «.

Перспективное планирование к образовательной программе по курсу «Happy House 1» (первая ступень) 1. Раздел - Welcome to Happy House! 1. Приветствие Цель: 1. Пробудить и развить интерес к английскому языку 2. Познакомить с живым звучанием.

Первая ступень в большую жизнь. Первая ступень в большую жизнь. С достоинством можно сказать, что самое дорогое и ценное достояние нашей страны- это ее люди, а семьи составляют.

Проект «Моя первая сказка, моя первая книга»Проект «Моя первая сказка, моя первая книга» Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна МДОУ ЦРР Детский сад №127 Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Проект «Снеговик» (первая младшая группа) Идея проекта: интеграция совместной и самостоятельной деятельности детей в процессе освоения задач образовательных областей «Познавательное.

Проект «Зимушка-зима» (первая младшая группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационный Продолжительность проекта: среднесрочный Сроки реализации: 01.12.2015г. – 31.01.2016г.

Проект «Зимующие птицы» (первая младшая группа)Проект «Зимующие птицы» (первая младшая группа) Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Александр Яшин Именно с этих слов началась.

Расширение сети дополнительных услуг в ДОУ — ступень к повышению качества дошкольного образования Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В концепции модернизации.

Сценарий музыкально познавательно-игрового развлечения по ПДД «Три сигнала светофора» (часть первая)Сценарий музыкально познавательно-игрового развлечения по ПДД «Три сигнала светофора» (часть первая) СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИГРОВОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ТРИ СИГНАЛА СВЕТОФОРА». (2младшие, средние, старшие подготовительные группы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-инструментальный проект «Первая ступень»
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 17:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД