Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина

Светлана Чудакова
Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина

ЗВУЧИТ ВАЛЬС (Г. Свиридова из музыки к к. ф. «Метель»,

дети входят в зал и садятся на стулья. Четыре пары останавливаются в центре зала и исполняют вальс на музыку И. Брамса.

РЕБЕНОК:

Друзья, досужий час настал

Проснись, ленивец сонный,

Взгляни, здесь круг твоих друзей

И все весельем полно.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, вы конечно узнали стихи А. С. Пушкина.

Любимым временем года поэта была осень. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - писал А. С. Пушкин.

Давайте вспомним, как поэт воспевал в своих стихах красоту осени.

РЕБЕНОК:

За весной красой природы,

Лето знойное пройдет-

И туман и непогоды

Осень поздняя несет:

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В теплый край, за сине море

Улетает до весны.

ВЕДУЩИЙ:

Мы знаем много песен об осени. Как вы думаете, какая наиболее созвучна с этим стихотворением?

ДЕТИ:…

(исполняется песня Г. Струве «Осень»)

РЕБЕНОК:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

ВЕДУЩИЙ:

Стихи А. С. Пушкина звучат как прекрасная музыка.

(муз. рук. исполняет фрагмент пьесы «Октябрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)

РЕБЕНОК:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(Исполняется песня Елисеева на стихи К. Бальмонта «Поспевает брусника»)

ВЕДУЩИЙ:

Прекрасная пора осень. Очень любил А. С. Пушкин это время года, но и о зиме он написал немало прекрасных стихотворений.

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

Пора, красавица, проснись –

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(Ведущий предлагает продолжить стихотворение ребенку)

РЕБЕНОК:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче погляди в окно

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Ведущий предлагает послушать пьесу П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, вам понравилась музыка? Какая она? Что вы себе представили, слушая ее?

ДЕТИ:…

ВЕДУЩИЙ:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

(Исполняется песня Л. Олифировой «Зимушка – Зима»)

ВЕДУЩИЙ:

Но зима бывает не всегда такая. А если это зимний вечер? Совсем другое настроение. Давайте представим другую картинку… Вечер… Зимняя дорога…

РЕБЕНОК:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге, зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что – то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

(муз. руководители исполняют «Романс» Г. Свиридова из муз. к к. ф. «Метель» в четыре руки)

ВЕДУЩИЙ:

Ой, как вы притихли. Самое время слушать сказки. С самого раннего детства А. С. Пушкин тоже любил слушать сказки.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке,

И слушал, слушал няню Пушкин.

Катилась сказка как клубок,

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!»

Удивительные сказки написал и сам поэт: добрые, веселые, мудрые. Давайте послушаем.

(Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина «У Лукоморья».

Исполняется фрагмент из музыкальной картины А. Лядова «Кикимора» Появляются Кащей, Леший и Баба – Яга – взрослые, в руках у них страницы из книги: «Сказки А. С. Пушкина»)

КАЩЕЙ:

Ну, что нашли, собрали?

БАБА – ЯГА:

Ой, Кащеюшка, собрали!

ЛЕШИЙ:

Собрать – то собрали. А зачем они нам?

КАЩЕЙ:

Вы сказки читать любите?

БАБА – ЯГА и ЛЕШИЙ:

Любим, любим!

КАЩЕЙ:

Тогда, Леший, начинай читать.

ЛЕШИЙ:

Долго царь был не утешен,

Но, как быть? И он был грешен;

Год прошел, другой прошел,

Царь женился на другой…

БАБА – ЯГА (перебивая):

Я дальше читать буду. Я!

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

КАЩЕЙ:

Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Баба – Яга, это твоя работа. Страницы – то собрали из разных сказок. Книга не откроется, прочитать не сможем.

ЛЕШИЙ:

Думай, думай, Баба – Яга.

БАБА – ЯГА:

Я уже придумала! Надо, чтобы ребята нам помогли. Ведь они знают и очень любят сказки.

ЛЕШИЙ:

Среди вас есть знатоки сказок?

ДЕТИ:…

ЛЕШИЙ:

А вы нам поможете?

ДЕТИ:…

(Выходят дети – знатоки сказок)

КАЩЕЙ:

А как же они к нам в Лукоморье попадут?

ЛЕШИЙ:

А вот как! Пойдут по этим дорожкам и прямо в Лукоморье окажутся. А поможет им музыка.

Звуки музыки волшебной,

Вам помогут отгадать,

Как названье этих сказок

И как в сказки те попасть.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Дети двигаются по кругу, в соответствии с характером музыки. С окончанием музыки они останавливаются на дорожках, соответственно попадая к Бабе – Яге, Кащею и Лешему.)

БАБА – ЯГА:

Ты мне поможешь вернуть эту страницу в книгу?

РЕБЕНОК:…

БАБА – ЯГА:

Тогда слушай…

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

РЕБЕНОК:

Это «Сказка о Царе Салтане» (если ребенок не отгадывает – ему помогают остальные дети)

БАБА – ЯГА:

Правильно! (Баба – Яга от автора читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане. Звучит тема «Море» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о Царе Салтане»)

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

Глядь поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(На сцене появляются Лебедь и Гвидон).

ЛЕБЕДЬ:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

ГВИДОН:

Грусть - тоска меня съедает;

Чудо – чудное завесть

Мне б хотелось, где – то есть

Ель в лесу, под елью белка,

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра чистый изумруд;

Но быть может, люди врут?

ЛЕБЕДЬ:

Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу.

БАБА – ЯГА:

С ободренною душою

Князь пошел к себе домой

Лишь ступил на двор широкий

Что ж под ёлкою высокой

Видит белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли в огороде»

(Ансамбль ложкарей исполняет «Во саду ли…» р. н. п.)

ГВИДОН:

Ну, спасибо

Ай да Лебедь – дай ей боже,

Что и мне веселье тоже.

БАБА – ЯГА (обращаясь к знатоку сказок):

Вот тебе, держи, береги, пригодится, потом волшебное слово получится. (дает ему разрезные картинки с буквами)

КАЩЕЙ:

Теперь и мою страницу надо вернуть в книжку. Помогай мне. Слушай внимательно (Обращается к своему помощнику):

Отпусти ты меня, старче, в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь…

РЕБЕНОК:…

КАЩЕЙ:

Ой, как хочется посмотреть хоть кусочек этой сказки.

(Выходят участники этой сказки)

КАЩЕЙ (от автора):

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Говорит старик своей старухе:

СТАРИК:

Здравствуй, барыня – сударыня дворянка!

Чай теперь твоя душенька довольна?

СТАРУХА:

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

Хочу быть вольною царицей.

СТАРИК:

Что ты, баба, белены объелась

Ни ступить, не молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство.

СТАРУХА:

Как ты смеешь, мужик спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою –

Ступай к морю говорят тебе честью,

Не пойдешь поведут по неволе.

КАЩЕЙ:

(звучит тема «Море»)

Старичок отправился к морю.

Почернело синее море.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

РЫБКА:

Что тебе надобно, старче?

СТАРИК:

Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей.

РЫБКА:

Не печалься, ступай себе с богом!

Добро, будет старуха царицей.

КАЩЕЙ (благодарит детей, обращается к своему помощнику):

Вот и тебе осколочки, береги их, потом пригодятся.

ЛЕШИЙ:

Только мою сказку не отгадали. Ну, помощничек, слушай.

Долго царь был не утешен,

Но как быть и он был грешен,

Год прошел как сон пустой

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

РЕБЕНОК:…

(выходят герои сказки)

ЛЕШИЙ:

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

В тайне зеркальце взяла:

ЦАРИЦА:

Я ль скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?

ЗЕРКАЛО:

Ты царица всех милее,

Всех румяней и белее

ЛЕШИЙ:

За невестою своей королевич Елисей

Между тем по свету скачет

Нет, как нет! Он горько плачет,

И кого не встретит он,

Всем вопрос его мудрен:

Кто в глаза ему смеется

Кто скорее отвернется,

К красну – солнцу, наконец

Обратился молодец.

ЕЛИСЕЙ:

Свет наш солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль, где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

СОЛНЦЕ:

Свет ты мой!

Я царевны не видало

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где ни будь ее да встретил

Или след ее приметил.

ЛЕШИЙ:

Темной ночи Елисей

Дождался в тоске своей

Только месяц показался

Он к нему с мольбой погнался.

ЕЛИСЕЙ:

Месяц, месяц, мой дружок

Позолоченный рожок

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

МЕСЯЦ:

Братец мой,

Не видал я девы красной

На стороже я стою

Только в очередь мою

Без меня царевна видно

Пробежала

ЕЛИСЕЙ:

Как обидно.

МЕСЯЦ:

Погоди; об ней быть может

Ветер знает, он поможет…

(звучит «Порыв» Шумана, появляется Ветер)

ЕЛИСЕЙ:

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого

Только бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ей

ВЕТЕР:

Постой,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора

В ней глубокая нора;

Не видать ни чьих следов

Вкруг того пустого места.

В той горе твоя невеста.

(звучит музыка)

ЛЕШИЙ:

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним

ЦАРИЦА:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

ЗЕРКАЛО:

Ты прекрасна, спору нет.

Но царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее.

ЦАРИЦА:

Ах, ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло (разбивает зеркальце)

ЛЕШИЙ:

Тут ее тоска взяла

И царица умерла…

(обращается к своему помощнику)

Вот и тебе осколочки волшебные. А теперь вам предстоит все осколочки вместе собрать И название книги прочитать.

(«Марш Черномора» М. И. Глинки, звучит средняя медленная часть. Дети складывают волшебные осколочки и читают название книги)

ДЕТИ:

«Сказки А. С. Пушкина»

БАБА – ЯГА:

Спасибо вам, ребята!

КАЩЕЙ:

Теперь мы сможем всю книгу прочитать.

ЛЕШИЙ:

Нам пора в Лукоморье. До свидания! (уходят).

(Под вальс Г. Свиридова дети выходят из зала.)

Для проведения сказок используются фрагменты муз. Н. А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Публикации по теме:

ЛукоморьеЛукоморье В детском саду МДОУ №212 празднование дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина вошло в традицию, поэтому было решено организовать.

Первые аплодисменты.Первые аплодисменты. Все родители очень любят, когда их маленькие звездочки выступают. Вот пришло время и наших детей. Нас пригласили на литературный вечер посвященный.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Детские писатели
  • Детские писатели
Автор публикации:
Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 09:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...