Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина

Светлана Чудакова
Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина

ЗВУЧИТ ВАЛЬС (Г. Свиридова из музыки к к. ф. «Метель»,

дети входят в зал и садятся на стулья. Четыре пары останавливаются в центре зала и исполняют вальс на музыку И. Брамса.

РЕБЕНОК:

Друзья, досужий час настал

Проснись, ленивец сонный,

Взгляни, здесь круг твоих друзей

И все весельем полно.

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, вы конечно узнали стихи А. С. Пушкина.

Любимым временем года поэта была осень. «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» - писал А. С. Пушкин.

Давайте вспомним, как поэт воспевал в своих стихах красоту осени.

РЕБЕНОК:

За весной красой природы,

Лето знойное пройдет-

И туман и непогоды

Осень поздняя несет:

Людям скучно, людям горе;

Птичка в дальние страны,

В теплый край, за сине море

Улетает до весны.

ВЕДУЩИЙ:

Мы знаем много песен об осени. Как вы думаете, какая наиболее созвучна с этим стихотворением?

ДЕТИ:…

(исполняется песня Г. Струве «Осень»)

РЕБЕНОК:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

ВЕДУЩИЙ:

Стихи А. С. Пушкина звучат как прекрасная музыка.

(муз. рук. исполняет фрагмент пьесы «Октябрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года»)

РЕБЕНОК:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу; приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(Исполняется песня Елисеева на стихи К. Бальмонта «Поспевает брусника»)

ВЕДУЩИЙ:

Прекрасная пора осень. Очень любил А. С. Пушкин это время года, но и о зиме он написал немало прекрасных стихотворений.

Мороз и солнце: день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

Пора, красавица, проснись –

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(Ведущий предлагает продолжить стихотворение ребенку)

РЕБЕНОК:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче погляди в окно

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Ведущий предлагает послушать пьесу П. И. Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года»)

ВЕДУЩИЙ:

Ребята, вам понравилась музыка? Какая она? Что вы себе представили, слушая ее?

ДЕТИ:…

ВЕДУЩИЙ:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

(Исполняется песня Л. Олифировой «Зимушка – Зима»)

ВЕДУЩИЙ:

Но зима бывает не всегда такая. А если это зимний вечер? Совсем другое настроение. Давайте представим другую картинку… Вечер… Зимняя дорога…

РЕБЕНОК:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге, зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что – то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

(муз. руководители исполняют «Романс» Г. Свиридова из муз. к к. ф. «Метель» в четыре руки)

ВЕДУЩИЙ:

Ой, как вы притихли. Самое время слушать сказки. С самого раннего детства А. С. Пушкин тоже любил слушать сказки.

Не гаснул долго огонек

В уютной няниной избушке,

И слушал, слушал няню Пушкин.

Катилась сказка как клубок,

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!»

Удивительные сказки написал и сам поэт: добрые, веселые, мудрые. Давайте послушаем.

(Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина «У Лукоморья».

Исполняется фрагмент из музыкальной картины А. Лядова «Кикимора» Появляются Кащей, Леший и Баба – Яга – взрослые, в руках у них страницы из книги: «Сказки А. С. Пушкина»)

КАЩЕЙ:

Ну, что нашли, собрали?

БАБА – ЯГА:

Ой, Кащеюшка, собрали!

ЛЕШИЙ:

Собрать – то собрали. А зачем они нам?

КАЩЕЙ:

Вы сказки читать любите?

БАБА – ЯГА и ЛЕШИЙ:

Любим, любим!

КАЩЕЙ:

Тогда, Леший, начинай читать.

ЛЕШИЙ:

Долго царь был не утешен,

Но, как быть? И он был грешен;

Год прошел, другой прошел,

Царь женился на другой…

БАБА – ЯГА (перебивая):

Я дальше читать буду. Я!

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

КАЩЕЙ:

Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Баба – Яга, это твоя работа. Страницы – то собрали из разных сказок. Книга не откроется, прочитать не сможем.

ЛЕШИЙ:

Думай, думай, Баба – Яга.

БАБА – ЯГА:

Я уже придумала! Надо, чтобы ребята нам помогли. Ведь они знают и очень любят сказки.

ЛЕШИЙ:

Среди вас есть знатоки сказок?

ДЕТИ:…

ЛЕШИЙ:

А вы нам поможете?

ДЕТИ:…

(Выходят дети – знатоки сказок)

КАЩЕЙ:

А как же они к нам в Лукоморье попадут?

ЛЕШИЙ:

А вот как! Пойдут по этим дорожкам и прямо в Лукоморье окажутся. А поможет им музыка.

Звуки музыки волшебной,

Вам помогут отгадать,

Как названье этих сказок

И как в сказки те попасть.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Дети двигаются по кругу, в соответствии с характером музыки. С окончанием музыки они останавливаются на дорожках, соответственно попадая к Бабе – Яге, Кащею и Лешему.)

БАБА – ЯГА:

Ты мне поможешь вернуть эту страницу в книгу?

РЕБЕНОК:…

БАБА – ЯГА:

Тогда слушай…

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

РЕБЕНОК:

Это «Сказка о Царе Салтане» (если ребенок не отгадывает – ему помогают остальные дети)

БАБА – ЯГА:

Правильно! (Баба – Яга от автора читает отрывок из «Сказки о Царе Салтане. Звучит тема «Море» из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о Царе Салтане»)

Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

Глядь поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(На сцене появляются Лебедь и Гвидон).

ЛЕБЕДЬ:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный,

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

ГВИДОН:

Грусть - тоска меня съедает;

Чудо – чудное завесть

Мне б хотелось, где – то есть

Ель в лесу, под елью белка,

Диво, право, не безделка –

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Ядра чистый изумруд;

Но быть может, люди врут?

ЛЕБЕДЬ:

Свет о белке правду бает;

Это чудо знаю я;

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу.

БАБА – ЯГА:

С ободренною душою

Князь пошел к себе домой

Лишь ступил на двор широкий

Что ж под ёлкою высокой

Видит белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

«Во саду ли в огороде»

(Ансамбль ложкарей исполняет «Во саду ли…» р. н. п.)

ГВИДОН:

Ну, спасибо

Ай да Лебедь – дай ей боже,

Что и мне веселье тоже.

БАБА – ЯГА (обращаясь к знатоку сказок):

Вот тебе, держи, береги, пригодится, потом волшебное слово получится. (дает ему разрезные картинки с буквами)

КАЩЕЙ:

Теперь и мою страницу надо вернуть в книжку. Помогай мне. Слушай внимательно (Обращается к своему помощнику):

Отпусти ты меня, старче, в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь…

РЕБЕНОК:…

КАЩЕЙ:

Ой, как хочется посмотреть хоть кусочек этой сказки.

(Выходят участники этой сказки)

КАЩЕЙ (от автора):

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке.

Говорит старик своей старухе:

СТАРИК:

Здравствуй, барыня – сударыня дворянка!

Чай теперь твоя душенька довольна?

СТАРУХА:

Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

Хочу быть вольною царицей.

СТАРИК:

Что ты, баба, белены объелась

Ни ступить, не молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство.

СТАРУХА:

Как ты смеешь, мужик спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою –

Ступай к морю говорят тебе честью,

Не пойдешь поведут по неволе.

КАЩЕЙ:

(звучит тема «Море»)

Старичок отправился к морю.

Почернело синее море.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

РЫБКА:

Что тебе надобно, старче?

СТАРИК:

Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей.

РЫБКА:

Не печалься, ступай себе с богом!

Добро, будет старуха царицей.

КАЩЕЙ (благодарит детей, обращается к своему помощнику):

Вот и тебе осколочки, береги их, потом пригодятся.

ЛЕШИЙ:

Только мою сказку не отгадали. Ну, помощничек, слушай.

Долго царь был не утешен,

Но как быть и он был грешен,

Год прошел как сон пустой

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

РЕБЕНОК:…

(выходят герои сказки)

ЛЕШИЙ:

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая

В тайне зеркальце взяла:

ЦАРИЦА:

Я ль скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?

ЗЕРКАЛО:

Ты царица всех милее,

Всех румяней и белее

ЛЕШИЙ:

За невестою своей королевич Елисей

Между тем по свету скачет

Нет, как нет! Он горько плачет,

И кого не встретит он,

Всем вопрос его мудрен:

Кто в глаза ему смеется

Кто скорее отвернется,

К красну – солнцу, наконец

Обратился молодец.

ЕЛИСЕЙ:

Свет наш солнышко!

Ты ходишь круглый год по небу,

Сводишь зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль, где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

СОЛНЦЕ:

Свет ты мой!

Я царевны не видало

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где ни будь ее да встретил

Или след ее приметил.

ЛЕШИЙ:

Темной ночи Елисей

Дождался в тоске своей

Только месяц показался

Он к нему с мольбой погнался.

ЕЛИСЕЙ:

Месяц, месяц, мой дружок

Позолоченный рожок

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

МЕСЯЦ:

Братец мой,

Не видал я девы красной

На стороже я стою

Только в очередь мою

Без меня царевна видно

Пробежала

ЕЛИСЕЙ:

Как обидно.

МЕСЯЦ:

Погоди; об ней быть может

Ветер знает, он поможет…

(звучит «Порыв» Шумана, появляется Ветер)

ЕЛИСЕЙ:

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого

Только бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой

Я жених ей

ВЕТЕР:

Постой,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора

В ней глубокая нора;

Не видать ни чьих следов

Вкруг того пустого места.

В той горе твоя невеста.

(звучит музыка)

ЛЕШИЙ:

Дома в ту пору без дела

Злая мачеха сидела

Перед зеркальцем своим

И беседовала с ним

ЦАРИЦА:

Я ль на свете всех милее

Всех румяней и белее?

ЗЕРКАЛО:

Ты прекрасна, спору нет.

Но царевна все ж милее,

Все ж румяней и белее.

ЦАРИЦА:

Ах, ты, мерзкое стекло,

Это врешь ты мне назло (разбивает зеркальце)

ЛЕШИЙ:

Тут ее тоска взяла

И царица умерла…

(обращается к своему помощнику)

Вот и тебе осколочки волшебные. А теперь вам предстоит все осколочки вместе собрать И название книги прочитать.

(«Марш Черномора» М. И. Глинки, звучит средняя медленная часть. Дети складывают волшебные осколочки и читают название книги)

ДЕТИ:

«Сказки А. С. Пушкина»

БАБА – ЯГА:

Спасибо вам, ребята!

КАЩЕЙ:

Теперь мы сможем всю книгу прочитать.

ЛЕШИЙ:

Нам пора в Лукоморье. До свидания! (уходят).

(Под вальс Г. Свиридова дети выходят из зала.)

Для проведения сказок используются фрагменты муз. Н. А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»).

Публикации по теме:

ЛукоморьеЛукоморье В детском саду МДОУ №212 празднование дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина вошло в традицию, поэтому было решено организовать.

Первые аплодисменты.Первые аплодисменты. Все родители очень любят, когда их маленькие звездочки выступают. Вот пришло время и наших детей. Нас пригласили на литературный вечер посвященный.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Музыкально-литературный досуг, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 09:19
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Фотоотчёт. Осенняя экскурсия по территории детского сада.
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги...