МААМ-картинки

Музыкальное занятие на конкурс «Воспитатель года». «Знакомство с русской ложкой» (1 фото)

Римма Косолапова
Музыкальное занятие на конкурс «Воспитатель года». «Знакомство с русской ложкой»

Музыкальное занятие на конкурс «Воспитатель года». «Знакомство с русской ложкой»

h4][/h4] Конспект открытого музыкального занятия

для конкурса «Воспитатель года»

«Русская ложка»

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Огонек»

Косолапова Римма Николаевна

Публикация «Музыкальное занятие на конкурс „Воспитатель года“, „Знакомство с русской ложкой“» размещена в разделах

Цель занятия : Развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках.

Задачи:

1) Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке, как о народном шумовом музыкальном инструменте;

2) Развивать чувство ритма, фонематический слух;

3) Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах;

4) Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

Ход занятия:

Дети под р. н. музыку «Светит месяц, светит ясный» входят в зал.

Муз. р: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся с ними по музыкальному

Распевка: Добрый день, добрый день

Нам здороваться не лень,

Этими словами, здороваемся с вами

Здрав-ствуй-те! (до, ми, соль, соль, ми, до)

Муз. р: Ребята, а какая музыка звучала, когда вы входили в зал? Какая по характеру? Это хороводная песня. А что такое хоровод? В хороводе движения выполняются по кругу.

Хороводное движение «Завивание улитки», мы знаем, а сегодня будем «завивать улиточку» в разные стороны. Предлагается детям самим исполнить движение «Улитка» под песню «Светит месяц, светит ясный». Сели на стульчики

Муз. р: Я сегодня к вам пришла

И с собою принесла

Ложки расписные

Красивые, резные!

- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?

Дети: Нет!

Входит Антошка (плачет) : Ну вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Музыкальный руководитель :

Здравствуй, Антошка, а ты зачем наши ложки забрал?

Антошка:

А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Музыкальный руководитель :

Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Музыкальный руководитель :

Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложка?

Садитесь поудобнее я вам расскажу о русской ложке и посмотрим, какие же бывают ложки.

(дети садятся на стульчики)

Просмотр презентации «Русская ложка»

Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож.

Из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.

Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.

Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.

.Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.

На что похожи эти ложки? Правильно, на веер, поэтому они так и называются «веерные ложки».А вы слышали, как играют на ложках настоящие мастера? А знаете как называют людей, которые на них играют? Людей, которые играют на ложках называют ложкари.

Музыкальный руководитель :

Но вот, ребята, мы с вами познакомились с русской ложкой.

Существует огромное количество приёмов игры на ложках.

Вы видели, как держат ложки настоящие ложкари, сразу по несколько ложек в одной руки, для нас это будет пока сложно.

Антошка:

Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно, какие то ложки у меня неправильные!

Музыкальный руководитель :

Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться. Вы хотите научиться?

Вот теперь, когда мы узнали все про ложки, настало время познакомиться с ними ближе. А теперь возьмём ложки и попробуем на них поиграть. Но сначала – обязательные правила: ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа. Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев. (раздает ложки детям, предлагает их рассмотреть)

Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Ребята, чтобы научиться играть так, как играют настоящие ложкари нужно очень долго учиться, мы сейчас с вами поиграем более легкими приемами. Возьмем ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. Давайте попробуем.

Дети пробуют играть - контролирую и подсказываю детям. (повторяем некоторые приемы)

Сейчас вместе, дружно попробуем сыграть на ложках. Вы должны сначала послушать внимательно, а потом вместе со мной, четко и громко повторять слова и ударять в ложки.

Вы умеете считать?

Ритмическое упражнение

1,2,3 – ты на ложки посмотри,

1,2,3,4 – вот мы ложечки купили

1,2,3,4,5 – будем мы на них играть!

(дети играют ритмично на счет, педагог проговаривает следующие слова)

Антошка:

Ой как здорово! Вы прямо как артисты. А мне даже петь захотелось.

Музыкальный руководитель :

Ты прав, Антошка, как услышишь красивую да задорную русскую музыку, не только ноги в пляс идут, но и петь хочется.

Антошка: А что тут сложного, вот я и петь и играть могу.

(играет и поет не ритмично, не впопад)

Музыкальный руководитель :

Опять, ты Антошка торопишься, чтобы одновременно петь и играть, нужно много потрудиться, но на предыдущих занятиях мы с ребятами разучили песню «Пых, пых самовар». Сейчас мы попробуем и спеть, и поиграть. Но только перед тем, как петь, надо голосок погреть.

Кладем ложки на стульчики. Встанем на ножки, погреем ладошки.

Разминка «Зимушка-зима» (Массаж биологически активных точек.)

Музыкальный руководитель :

– Да, да, да-да-да, наступили холода (потереть ладони друг о друга).

Да, да, да-да-да, превратилась в лед вода (раскрытыми ладонями поочерёдно растирать шею сверху вниз).

Ду, ду, ду-ду-ду, поскользнулся я на льду (подушечками пальцев растереть мочки ушей).

Ду, ду, ду-ду-ду, я на лыжах иду (указательными пальцами сверху вниз потирать нос по бокам).

Ди, ди, ди-ди-ди, вижу заячьи следы (ребрами ладоней делать встречные движения по лбу).

Ди, ди, ди-ди-ди, ну, заяц погоди! (погрозить пальцем).

Такая гимнастика поможет вам в любом деле, подготовит ваш организм, согреет его. А теперь распевка для голоса.

Распевка: Бегемотик бегемот, у тебя болит живот? Нет, нет, нет, нет, нет, просто съел я сто конфет.

Музыкальный руководитель :

Теперь мы готовы петь! Давайте встанем и исполним песню «Пых, пых, самовар».

Исполнение песни «Пых, пых, самовар», слова Д. Садовского, музыка Ю. Горячева

Антошка:

Ой, как здорово! Как настоящие музыканты! Значит мы готовы показать первый концерт?

Музыкальный руководитель :

Ребята, правда здорово у вас получилось. Вы готовы показать небольшой концерт?

Антошка, а дети еще веселую песню знают про д/сад,

давайте попробуем тоже ее спеть и подыграть на ложках.

Песня «Ах, как хорошо в садике живется»

Музыкальный руководитель :

Молодцы, а сейчас давайте поиграем, как настоящие ложкари, если вы будете меня

внимательно слушать, то все у нас получится. (садимся по кругу на колени)

Игра на ложках : «Во горнице.»

Музыкальный руководитель : Молодцы!

Кто очень старается, у того и чудеса получаются.

Антошка:

Да, вам то хорошо, вы и про ложки узнали, и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)

Музыкальный руководитель :

Не плач, Антошка, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свою большую ложку, но сначала ты с нами поиграй. Сейчас ты отвернешься. А мы с ребятами спрячем ложечку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?

Антошка:

Конечно, договорились! Ура, Ура, у меня будет новая ложка!

Проводиться игра «Найди Ложку»

Музыкальный руководитель :

Ну, вот ребятки, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой, узнали, как ее делают, научились некоторым приемам игры на ложках.

За что мы держим ложки? А как зовут людей, которые играют на ложках? Вы были очень внимательными и старались.

Посмотрите, какой чудесный ларец у меня есть. А ну-ка, коробочка волшебная, чудо сотвори, детям радость подари.

Собираю ложки в коробку с двойным дном. Незаметно переворачиваю её и достаю шоколадки.

Музыкальный руководитель :

За старание, ребятки, получайте шоколадки. Надолго с вами не прощаюсь, у меня в волшебной коробочке много разных русских народных инструментов есть. Вы ко мне еще придете и я вам подробно о них расскажу. И играть на них научу.

А сейчас прощальная! «Ах, вы, сени» р. н. м.

«До свиданья, до свиданья,

До свиданья!»- говорим.

И еще разок, пожалуй,

С вами встретиться хотим!

Топающим шагом, змейкой уходят из зала.

Публикации по теме:

Методическое объединениеМетодическое объединение 15 марта 2012 года в МБДОУ д/с " Золотой петушок", МО cело " Бутырки" состоялось методическое объединение музыкальных руководителей детских.

Положение о смотре-конкурсе «Зелёный огонёк» по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности ПОЛОЖЕНИЕ о смотре – конкурсе «Зеленый огонек» обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности Смотр – конкурс проводится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальное занятие на конкурс «Воспитатель года». «Знакомство с русской ложкой»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 20:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД