Получи документы

Музыкотерапия, музыкальные инструменты и гиперактивные дети

Светлана Евстафьева
Музыкотерапия, музыкальные инструменты и гиперактивные дети

Слушайте музыку! Этому совету сотни, если не тысячи лет. Колыбельной песней успокаивают младенца, 2-3 летние дети с удовольствием отбивают знакомый ритм, у подростков - свои любимые композиции, у каждого взрослого есть индивидуальные музыкальные вкусы и предпочтения. Музыкой можно лечить. Под музыку можно релаксировать и сосредоточиваться.

Публикация «Музыкотерапия, музыкальные инструменты и гиперактивные дети» размещена в разделах

Средства музыкотерапии, дисциплины лежащей на грани музыки и медицины, все больше и больше используются в лечении детей с синдромом гиперактивности, страдающих дислексией, отсутствием коммуникабельности, не умеющих сосредотачиваться.

Младенец капризничает, ребенок плачет, подросток злится, взрослый человек угрюм, нервничает, напряжен. Нервы у всех взвинчены, все хотят успокоиться.

Причин нервным состояниям - миллион, способов выхода из них - тысячи, наиболее приятный и древний - музыка. Использованием ритма и темпа при воздействии на толпу занимались еще шаманы. Древнегреческие музыканты своей игрой стремились вызвать катарсис, через слезы и внутренние переживания к очищению. Математик Пифагор сочинял музыку. Давид своей игрой на лютне избавил царя Шауля от печали.

Ритм гитары управляет ритмом сердца, ударные воздействуют на грудную клетку, басы контролируют брюшную полость, мелодичные колебания воздуха, полифония управляет толпой. Музыкальный темп свыше 120 ударов в минуту возбуждает, ниже - успокаивает.

Музыка влияет на эмоции, а музыкотерапия создает заданное настроение. Поэтому на музыкотерапию в первую очередь должны обратить внимание родители гиперактивных детей и детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии.

Ирина Уфланд, дипломированный музыкотерапевт, объясняет принципы применения музыкотерапии в лечении гиперактивных детей.

- Существуют ли определенные технологии этой терапии?

- Активная и рефлективная, или пассивная.

- Чем сеанс музыкотерапии отличается от уроков ритмики или музыкального развития?

- Музыкальная терапия - это метод восстановительной медицины, использования музыки и музыкального искусства как средства влияние на здоровье человека.

- На нервную систему?

- Не только. Есть много проблем, которые можно решить с помощью средств музыкотерапии, и часто мы их используем, не подозревая о научной подоплеке. Кто-то пришел домой в плохом настроении, уставший, поставил любимую симфонию Моцарта и настроение у него улучшилось.

- Это пассивная музыкотерапия?

- Да. Вы сами выступаете в роли своего музыкотерапевта, определяя выбор того или иного музыкального произведения.

- Но гиперактивным детям нужна "твердая рука".

- В лечении проблем у детей используется активная музыкотерапия, четкий ритм.

- Ритм - это основа музыки, за ним следуют мелодия и гармония?

- Именно так. Именно ритм оказывает глубинное воздействие на психику и на внутренние органы человека. Человеческий организм легко усваивает ритмы, часто мы, сами того не замечая, отбиваем такт - это организм подстроился под вибрацию музыки, звуковые волны. Человек воспринимает музыку не только органами слуха, но и всем телом, и этот факт также используется в музыкотерапии в виде звуковых аппликатаров.

- Что это значит?

- На специфические, известные в акупунктуре точки прикрепляют микрофоны и воздействуют на них через эти точки на внутренние органы тела определенной музыкой.

- Сильные эмоции и музыкальные переживания не вредны ли для гиперактивного ребенка?

- Нет, поскольку на такого ребенка воздействуют методами активной музыкальной терапии под наблюдением специалиста. У каждого человека существует собственный ритм, и мы даем выход этому ритму и его энергии.

Активная музыкальная терапия - это действие под музыку, вместе с музыкой, либо игра на простых музыкальных инструментах, движение под музыку, рисование музыки. Активная терапия означает что-то делать вместе с музыкой.

Взрослые часто используют только пассивную музыкальную терапию, а ведь и им подчас бывает важно выплеснуть как можно больше эмоций. Вас что-то разозлило: можно разбить посуду, а можно взять дарбуку и постучать по ней. Именно поэтому эмоциональные выходцы из стран Востока столь любят ударные инструменты : - они просто разряжаются, играя на них.

Антонио Монегетти - известный психотерапевт и психолог, автор множества книг, предлагает своим пациентам играть на огромных барабанах - тамтамах. Это метод мало используется в Израиле, так как требует определенной студии со звукоизоляцией. Сейчас бизнесмены после переговоров идут не в ресторан, а играть на тамтамах. Часто взрослым это полезнее, чем детям.

- Взрослые боле закрепощены, опутаны условностями. Но какова градация дети - взрослые?

- Это зависит не только от возраста, но и от воспитания и страны исхода. Израильтяне более свободны, чем скрытные выходцы из России. Самые же незакомплексованные - это дети до переходного возраста, до того момента, когда проявляется стеснительность, дух противоречия, отрицания. Поэтому наши основные пациенты - это дети от 4 до 13 лет.

Для их лечения мы разработали несколько технологий музыкальной терапии, решающих проблемы гиперактивности и концентрации внимания. Технологии эти впервые появились в России- технологии вокалотерапиии и музыкального развития. При этом вновь повторю, что мы не занимаемся педагогической деятельностью, не ставим задачу научить детей играть на музыкальных инструментах. Мы их лечим, используя чувства ритма, мелодии.

К примеру, берем в работу одно музыкальное произведение и его "танцуем". "рисуем", "играем", импровизируем вместе с ребенком. Через несколько разных видов работы ребенок пытается усвоить музыкальное произведение, его ритмическую структуру, его музыкальную форму. Если у ребенка проблема с концентраций внимания, то мы незаметно заставляем его заниматься одним произведением, используя разные формы работы с этой композицией. В течение сеанса он слушает это сочинение шесть раз и, в конце концов, может на нем сконцентрироваться и запомнить его.

Есть дети с проблемами речи. Мы не заменяем логопеда, но используем средства вокалотерапии, поем музыкальные упражнение, вокализы, способствующие развитию речи. Все это происходит в форме игры, зависящей от возраста и проблемы.

- Как музыкотерапия сочетается с методами кранио-сакральной терапии (КСТ) в лечении последствий родовых травм, которые зачастую и служат причиной гиперактивности?

- Если у ребенка диагностирована родовая травма, то поначалу действует специалист по КСТ, убирающей саму причину. А затем, когда уже видна положительная динамика, когда причина уходит, то со следствием травмы - то есть с гиперактивностью, начинают работать психолог и музыкотерапевт.

- То есть остеопат убирает причину, а вы - последствия?

-Да. Ведь за время травмы у ребенка складываются комплексы, формируются определенные стереотипы поведения, которые мы и пытаемся исправить.

- Вы ведете курсы по музыкотерапии. Для кого они предназначены?

- Курс из 5 занятий - это курс в первую очередь для родителей, да и для всех, кто хочет понять, что такое методы музыкальной терапии и как их применять в решении некоторых проблем у детей. Они полезны и воспитателям детских садов и медицинским работникам.

Вернемся к тому факту, что музыкальная терапия лежит на стыке музыки и медицины. Доказан факт, что определенная музыка уменьшает болевой порог, именно поэтому особо подобранная она звучит в стоматологических кабинетах и в операционных.

Также мы подбираем музыку для наших пациентов. Первое правило - лечиться надо той музыкой, которая нравится. А задача музыкотерапевта - продумать, каким образом вам ее подать. Так что взрослым пациентам, изучив круг их интересов, предпочтений, проблем, я записываю диск с подобранными мною мелодиями для разных целей: диски для людей в депрессии, в состоянии стресса.

- Я знаю, что в Китае и Японии выпускают диски с мелодиями для улучшения работы почек или селезенки. - В Израиле пока таких дисков нет, но известно, что каждому органу свойственны определенные звуковые вибрации. Эти вибрации записаны компьютером и на основе этих записей выпускают упомянутые вами диски, дают больному органу послушать, как звучит здоровый.

- Азиатская музыкальная аптечка на случай мигрени или болей в желудке? А можно ли заказывать сочинения от болей в суставах или кишечных колик?

- Не стоит: магазины переполнены дисками с любыми записями, в том числе и с современными обработками классики. Достаточно упомянуть Фаусто Папетти, аранжировавшего все, что угодно. Классика - база для музыкотерапии, но и в классическом наследии есть тяжелые, мрачные произведения, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу.

- Но при работе с детьми вы, прежде всего, создаете для них атмосферу удовольствия?

- Да, и могу с уверенностью сказать, что после курса музыкотерапии у детей снижается уровень агрессии, они становятся более контактными, могут сосредотачиваться. Сеансы музыкального лечения позволяют улучшить память, зарядить детей положительными эмоциями, используя различные приемы музыкотерапии. Музыка незаменима при работе с гиперактивными детьми.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты»Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты» Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить без игрушек. Игра для ребенка - это основное средство для познания.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты». Часть 2 Загадки на тему "Музыкальные инструменты". Часть 2.1. И ветер, и волну морскую Всё струны нам изображают. Все звуки музыки рисуют.

Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты»Консультация для родителей «Малыши и музыкальные инструменты» Для детей раннего возраста очень важно. какие предметы, направленные на музыкальное развитие находятся рядом. Все они должны быть наполнены.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты»Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты»Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты» Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Музыкальные инструменты своими рукамиМузыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Музыкальные инструменты в детском садуМузыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкотерапия, музыкальные инструменты и гиперактивные дети
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 12:45
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД