Получи документы

Мы твои друзья, природа! (4 фото)

Лилия Чуенкова
Мы твои друзья, природа!

«Мы твои друзья- природа

Мы твои друзья, природа!
Фото №1 Мы твои друзья природа Фото №2 Самоценность дошкольного детства очевидна первые семь лет в жизни ребенка это период его бурного роста и интенсивного развития начало становления личности

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

Публикация «Мы твои друзья, природа!» размещена в разделах

Любознательность и познавательные интересы у дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи.

В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с новыми незнакомыми ему предметами и явлениями природы. Почему дует ветер? Кто раскрасил радугу? Почему камень тонет, а дерево нет? Откуда берутся снег и лед? Почему идут дожди и бывают туманы? Где ночует солнце? И как получается, что мы не сваливаемся с Земли, если она и вправду круглая и вертится? У него возникает естественное желание узнать это новое, разобраться в непонятном. Поэтому важно познакомить детей с элементарными физическими явлениями (о неживой природе, помочь установить простейшие закономерности и взаимосвязи различных явлений.

При выборе метода ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, педагог должен опираться на такое положение: изучаемые явления должны не только наблюдаться, но и подвергаться воздействиям со стороны ребенка, который, видоизменяя эти явления, выявляет в них новые свойства и отношения. Таким образом, занятия, о том или ином явлении природы, он получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений. Обеспечивая полноценность приобретенных знаний, педагог создает условия для самостоятельного открытия ребенком.

В ходе проведения эмпирических исследований можно выделить несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Для этого:

1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

2. Не сдерживать инициативы детей.

3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.

5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

• Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

• Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

• Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности. Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

Для того, чтобы поближе познакомиться с самыми обычными веществами и природными явлениями я проводила с детьми различные опыты в течении года. Особо удачные опыты получаются во взаимосвязи с сезонными изменениями погоды.

Осень: Предварительное знакомство с понятиями: воздух, вода, механизмы.

Опыт: «что такое воздух?»

Предварительная беседа: Воздух окружает нас со всех сторон.

Задачи Познакомить детей с понятием «воздух». Объяснить значение воздуха для всего живого на земле.

Материалы: Таз с водой, пустой стакан, кусочек пенопласта с бумажным человечком, закрепленным на ней или др.

1В таз с водой осторожно погрузить перевернутый вверх дном стакан. Вода в стакан не заливается 2 Поставить на воду человечка, закрепленного на кусочке пенопласта. Накрыть сверху пустым стаканом, осторожно погружать в воду. Поставить сооружение на дно тазика, крепко держа стакан

Выводы: Вода не заполнила стакан, в стакане остался воздух. Человечек не намок.

Опыт : «что такое механизм?»

Предварительная работа: провести беседу о том, что помогает человеку, например, резать бумагу, на примере ножниц. Объяснить, что пальцами бумагу не разрезать. Какие бывают простые механизмы -блок, рычаг и т. д. Показать на примере ножниц, игрушечного подъемного крана, игрушечных прозрачных часов действие механизмов.

Материалы: Иллюстрации, предметы игрушки-кран, часы, ножницы, мельница, Палка, сумка с грузом, конструктор и т. д.

Задачи: Познакомить детей с простейшими механизмами. Показать наглядно как они действуют. Какое значение имеют механизмы в жизни людей. Что такое природный механизм. Почему крутится мельница.

Предложить детям поднять сумку с каким либо грузом вручную, или при помощи «рычага»- палки. Сделать импровизированный подъемный кран.

Предложить детям покрутить «колесики» часового механизма на игрушечных часах.

Пробовать разрезать бумагу пальцами и ножницами.

Выводы: Дети наблюдают пробуют сами, знакомятся с новыми для себя понятиями.

Понимают, что механизмы важная часть нашей жизни и необходимы человеку.

Опыт: «Движение воздуха -ветер»

Материалы: лист бумаги.

Задачи: показать детям, что движение воздуха -это и есть ветер.

Ветер можно сделать самим

На край стола кладем лист бумаги. Делая маховое движения руками видим, что лист движется. (подпрыгивает, съезжает со стола,)

Вывод. Воздух можно увидеть. Воздух можно привести в движение.

Опыт: «Ветер дует в паруса…»

Материалы: тазик с водой, кораблики из коры дерева с парусом из цветной бумаги.

Задачи: Показать детям как люди используют силу ветра.

Нальем в таз воды и пустить кораблики по воде. Дети по очереди дуют в паруса, вызывая движение.

Вывод. Используя силу ветра можно заставить плавать маленькую лодочку.

Воздух, ударяясь о парус, толкает кораблик.

Зима: Наблюдение природных явлений, изучение температуры воздуха и ветра.

Опыт: «наблюдение за погодой: Какой сегодня ветер?»

Предварительная работа: познакомить детей с компасом, объяснить его работу. Рассказать о сторонах света: Север-Юг, Восток-запад. Вспомнить предыдущее занятие и опыт на тему «что такое механизм», простейшие механизмы в жизни человека (ножницы, часы, подъемный кран). Вспомнить, что такое природный механизм на примере работы компаса (магнитная стрелка). Магнитные полюса земли.

Задачи: познакомить детей с о сторонами света, научить определять стороны света на дидактическом пособии. Устанавливать причинно- следственные связи: холодный ветер - Северный, теплый- Южный и т. д.

Материалы: Компас, дидактическое пособие «карта-флюгер» с лентой-дождиком.

В группе: Установить компас на ровной поверхности, определить направление Север-юг. Рядом установить карту флюгер в соответствии с показанием компаса. Дети поочередно дуют на ленту-дождик искусственно создавая ветер. Наблюдать направление ветра, называть направление ветра, например-южный, юго –западный.

На улице: : Установить компас на ровной поверхности, определить направление Север-юг. Рядом установить карту флюгер в соответствии с показанием компаса. Наблюдать ветер в природных условиях, проследить, куда отклоняется лента-дождик и назвать направление ветра Откуда он дует. Рассказать об этом всем детям.

Выводы: Дети научились определять направление ветра. Рассказ о погоде можно дополнять новой информацией. Дети могут охарактеризовать ветер: как теплый или холодный и сопоставить с погодой в этот день. Если ветер очень холодный -Северный, то это ощущается на себе. И наоборот.

Опыт: «Наблюдение за погодой:температура воздуха»

Предварительная работа: Провести беседу на тему «где бывает тепло, а где холодно на нашей планете». Поговорить о пустыне и северном полюсе. Какая там температура воздуха. Какие условия жизни. На примере дидактического пособия «градусник» и уличного термометра рассказать о нулевой температуре и температурах выше и ниже нуля. Что бывает, когда температура меняется. Какие природные и погодные явления мы можем наблюдать.

Задачи: познакомить детей с понятием температура воздуха. Установить зависимость изменения природных явлений от температуры воздуха. Проследить изменения времен года. Научиться пользоваться термометром.

Материалы: иллюстрации, дидактическое пособие на тему «погоды», уличный и комнатный термометры, дидактическое пособие «термометр». Дидактические карты с набором различных природных явлений.

В группе: дать детям задание установить температуру на термометре по просьбе воспитателя. Посмотреть по уличному термометру сколько на нем градусов и установить на пособии данное число. Взять термометр на прогулку.

На улице: Оставить термометр на некоторое время, а потом пронаблюдать за изменением показаний. Детям видно, что жидкость в термометре поползла вниз (например, если это зима) и цифры изменились. Сравниваем показатели на дидактическом пособии и устанавливаем новый показатель. Дети дают объяснение-почему это произошло. Рассказывают о погоде. Из предложенных на выбор карт дидактического пособия выбирают явления, соответствующие сегодняшнему моменту ( например:дождь, снег. Пасмурно, солнечно и т. д.)

Выводы: Дети познакомились с таким прибором как термометр (градусник)

Научились устанавливать зависимость погоды от температуры. Связывать это с теми или иными явлениями, происходящими в природе.

Весна: Продолжение знакомства с природными явлениями.

Опыт: «Теплый воздух, холодный воздух»

Предварительная беседа: Почему плывут облака. Что такое ураган, гроза.

Задачи: объяснить примерно о движении воздушных масс в природе. Природные явления.

Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.

Материалы: лист бумаги четырехугольной формы, согнутый вдвое, палочка, подставка из пластилина или др.

Задачи: показать детям, что теплый воздух вращает бумажную вертушку. Взять лист бумаги четырехугольной формы и сложить вдвое. Потом лист раскрыть, что бы на листе получились сгибы от сложения и центр пересечения сгибов поставить на палочку. (как крыша) Затем потереть друг о друга ладони, что бы от них шло тепло и расположить с двух сторон от вертушки. Под воздействием тепла бумажка начинает медленно вращаться, приходит в движение.

Выводы. Под воздействием тепла воздух движется.

Фото №3 Ушинский был за то чтобы вести детей в природу чтобы сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития
Публикации по теме:

«Мои русалочки»«Мои русалочки» Дорогие друзья и коллеги доброго вам всем времени суток. У каждого из нас есть на земле самый дорогой сердцу уголок – там, где он родился.

«Что такое лето?»«Что такое лето?» Что за время года лето? Какими цветами покрывается земля в этот период времени. Из каких месяцев состоит лето и как они называются? Что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мы твои друзья, природа!
Опубликовано: 28 февраля 2015 в 20:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД