Папки-передвижки

Конспект занятия «Мы живём на Урале. Уральская настенная роспись избы»

Пензина Ольга Ивановна
Конспект занятия «Мы живём на Урале. Уральская настенная роспись избы»

Конспект образовательной деятельности интегрированного занятия в подготовительной группе.

Тема: «Мы живём на Урале. Уральская настенная роспись избы».

Составила воспитатель: Пензина Ольга Ивановна

Учреждение: МДОУ «Детский сад №123 к. в.» г. Магнитогорск

Цель: познакомить дошкольников с региональным компонентом народой росписи стен в украшении уральской избы. Развивать творческие способности детей старшего возраста.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Мы живём на Урале, Уральская настенная роспись избы“» размещена в разделах

1. Образовательные: познакомить дошкольников с традициями народной росписи избы на Урале. Дать представление об истории возникновения украшения избы на Урале. Учить детей рисовать растительный орнамент: травка, цветок, бутон… Учить детей понимать смысловое значение изображения.

2. Развивающие: развивать интерес и понимание культурного наследия росписи избы на Урале. Развивать творческие способности детей через украшение росписями.

3. Воспитывающие: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к традициям своего родного края. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, творческую активность и желание получить конечный результат.

Наглядный материал: таблицы домовой уральской росписи избы. Панорамы настенной росписи уральской избы.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра, салфетки.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики за столы.

Воспитатель:

«Распускаются букеты ярко красками горя,

Чудо - птицы там пархают будто в сказку нас зовя.

Если ты войдёшь в избушку ты увидишь чудеса.

Те уральские узоры тонко вывела рука!»

Наш Урал- это заводы, железные руды, драгоценные камни, золото. Славен Урал и делами живущих здесь людей. Раньше, на Урале, жили в основном башкиры. Когда регион стал развиваться, сюда приехали люди с Поволжья, из Сибири, Москвы и других краёв. Люди приехали со своей культурой и традициями. Строили избы, украшали свой быт. Так появилась народная роспись в украшении стен уральской избы.

Стены избы на Урале расписывали крестьяне-художники, их называли малярами или крашельщиками. А расписные дома в народе называли «крашеными со цвяточком».

На Среднем Урале сохранилось до 80 домов с настенными росписями. Мы должны бережно относиться к нашему культурному наследию.

Зрительный ряд: панорамы настенной росписи уральской избы. Таблицы домовой уральской росписи избы.

Мотивы для росписей художники брали из природы и имели смысловое значение. Пол в избе означал - «ЗЕМЛЯ», потолок - «НЕБО», стены - переход от земли к небу. Маляры - художники украшали стены, потолок, дверь, место у печки. В росписях преобладали : вазоны с цветами, букеты, птицы, животные, люди, цветочки, травы, листочки, завиточки. Всё это в народе называли «ЦАРСКИЕ КУДРИ», они же служили оберегами.

Смысловое значение «куста в вазе» - это «древо жизни» семьи. Символ здоровья, благополучия, достатка и пожелания многих детишек, которые изображались «цветочками и ягодками». «Листья» - символ изобилия и урожая. Птицы: «Павлин» - хозяин, «Пава» - хозяйка. «Сова - совушка» у двери – хранитель жилья. На потолке рисовали «Венок» - символ солнца.

На охристо - красном фоне стены мастер рисовал голубые с разбелом цветы. Сажал на ветки птиц: павлина, фазана, сову, филина, фламинго. Рисовал животных: верблюда, льва, лошадей. Изображал людей: мужик едит в санях, солдаты маршируют, сцены чаепития, парень и девушка стоят, взявшись за руки. Рисовали первые паровозы с вагонами и дежурным по станции.

Физкультминутка

Дети встали со стульчиков и выполняют движения.

«Начинается разминка – встали, выровняли спинки.

Вправо – влево, наклонились и ещё раз повторили (наклоны в стороны)

Приседаем мы по счё ту: раз, два, три, четыре, пять.

Это нужная работа – мышцы ног тренировать (приседания)

А теперь рывки руками выполняем вместе с вами (перед грудью)».

У каждого художника – маляра был свой рисунок и своя особинка в подборе сочетания цветов (колорит) :

- на голубом фоне стены – букеты красных, зелёных, охристых цветов, с синей подмалёвкой;

- на жёлтом фоне стены цветы и травы нарисованы светлыми и тёмными зелёными красками, с добавлением мазков из охры и белил;

- на оранжевом фоне стены изображали «кружева» светло- зелёного цвета, с добавлением белил и охры;

- на коричневом фоне стены рисовали светло- зелёными цветами с белилами и тёмным подчёркиванием рисунка.

«Пришли в уральскую избу и попали в красоту!»

Сейчас мы станем малярами – художниками и будем рисовать узоры.

Для этого подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

(выполняются движения по тексту)

«Держим кисточку вот так, это трудно? Нет пустяк!

Вправо, влево, вверх и вниз побежала наша кисть

Закружилась как волчок за тычком идёт тычок».

Рисовать мы будем кисточкой сразу, как это делали маляры. Изображение должно быть крупным и заполнять весь лист (композиция, а рисунок интересным и аккуратным.

Музыкальный ряд: хороводная песня «Плывёт стадо лебедей», хороводная музыка «Народные инструменты».

По завершению работы детские рисунки выставить на вернисаж. Совместно с детьми проанализировать их работы. Воспитатель подводит итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок» Цель: Познакомить детей с многообразием дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (характерными элементами и цветосочетаниями);.

Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись  «Ковш-петух» (подготовительная группа)Конспект занятия по лепке «Городецкая роспись  «Ковш-петух» (подготовительная группа) Цель: Продолжить знакомство детей с народным декоративным искусством Нижегородской области – Городецкая роспись Развивающие задачи:.

Конспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группыКонспект занятия по рисованию «Хохломская роспись вазы» для детей старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: расширять и углублять знания детей о народном промысле.

Конспект занятия по ИЗО «Роспись чайника — гжель» старшая группа Задачи. Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров. Учить детей рисовать узор на форме чайника, передавая характерные.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Роспись тарелочки мотивом «гжель»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Роспись тарелочки мотивом «гжель» Цель: учить вырисовывать элементы гжельской росписи, учить детей расписывать тарелочку по мотивам гжельских узоров Образовательные:.

Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика»Конспект занятия по рисованию «Роспись кувшинчика» Программные задачи:Продолжать учить детей расписывать предметы,используя элементы росписи,закрепить прием "примакивания"при изображении.

Конспект занятия «Подарок для мамы. Настенная игольница «Подснежник» (Конструирование из подручного материала)Конспект занятия «Подарок для мамы. Настенная игольница «Подснежник» (Конструирование из подручного материала) Группа - подготовительная Цель: учить изготавливать подарок маме, используя подручный материал. Задачи: - закреплять умения детей вырезать.

Конспект занятия спецкурса «Акварелька» по нетрадиционному рисованию «Роспись новогоднего шара» (5–6 лет)Конспект занятия спецкурса «Акварелька» по нетрадиционному рисованию «Роспись новогоднего шара» (5–6 лет) Конспект занятия спецкурса «Акварелька» по нетрадиционному рисованию «Роспись новогоднего шара» (5 – 6 лет).Тема: «Роспись новогоднего.

Настенная роспись групповой комнаты в первой младшей группеНастенная роспись групповой комнаты в первой младшей группе Как то раз устроилась я работать в детский сад. Садик советских времен. Очень дружелюбный и приветливый. Попала я в первую младшую группу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мы живём на Урале. Уральская настенная роспись избы»
Опубликовано: 15 ноября 2020 в 12:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД