Получи документы

Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения

Анастасия Новикова
Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения

Национально- региональный компонент

для образовательной программы дошкольного учреждения.

Цель:

Направить содержание воспитательно - образовательной работы на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.

Задачи:

1. Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

Публикация «Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения» размещена в разделах

2. Расширять объём знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства марийского народа, его характерные особенности.

3. Воспитывать уважительное отношение к культуре, к традициям марийского народа.

4. Воспитывать нравственные качества личности: толерантности, доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

План – программа по национально-региональному компоненту отражает различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре:

• ознакомление с городом, республикой;

• знакомство с изобразительным искусством;

• знакомство с народными промыслами;

• знакомство с фольклором.

Каждое направление содержит ряд тем, которые интегрированы в разделы основной Программы дошкольного воспитания и образования под редакцией М. А. Васильевой: «Ребёнок и окружающий мир», «Художественно-эстетическое воспитание», «Культурно-досуговая деятельность» в рамках лексических тем и реализуются в различных видах деятельности.

Средняя группа

1. Рассматривание иллюстративного материала: Альбом «Йошкар-Ола», «Марийский национальный костюм»; иллюстрации к марийским сказкам, открытки, буклеты ансамбля «Марий Эл», марийская матрёшка, кукла в национальном платье.

2. Аппликация: «Полотенце для кукол», «Фартук для куклы Анук».

3. Игры: Обыгрывание куклы в марийском платье. Дидактические игры «Какой матрёшки не стало?», «Сложи узор по образцу». Подвижные игры «Платочек», «Сова».

Старшая группа

1. Занятия: «Город мой над Кокшагой рекой», «По следам маленького лосёнка».

2. Беседы: «Дары марийского леса», «Марийские музыкальные инструменты»,«Ткачество», «Герои ВОВ», «Русская и марийская матрёшка», «Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и Михайлина И. А. «Золотая осень», «Изба как памятник деревянной архитектуры», «Архитектурные памятники Йошкар-Олы», «Портретная живопись. Образ матери в искусстве», «»Знакомство с традиционной марийской вышивкой».

3. Игры:

подвижные: «Уголки», «Рыбалка», «Сова», «Лапоть», «Платочек», «Петух»;

дидактические: «Какой матрёшки не стало?», «Сложи узор по образцу», «Магазин сувениров», «Придумай свой узор»;

строительные: «Перекрёстки и улицы Йошкар-Олы»;

хороводные: «На лугу у ворот», «Как сеяли мак».

4. Рисование: «Грибы марийского леса», «Моя семья», «В этом доме я живу», «Ваза с кирпичного завода», «Какие комнатные растения растут у меня дома», «Фартук для Анук», «Платочек», «Сапоги Онара», «Солдат на посту», «Мой любимый котик», «Портрет моей мамы», «Какие деревья растут на нашем участке», «Машины на улицах Йошкар-Олы», «В Йошкар-Оле праздник», «На нашем участке зацвела яблоня».

5. Аппликация: «Полотенце», «Скатерть», «Рубашка Онара», «Подарок папе, дедушке», «Подарок маме, бабушке», «Вечная память павшим в бою».

6. Лепка: «Что выросло на грядке у Анук», «Ваза для цветов», «Птицы на нашей кормушке», «Какие угощения мама печёт к празднику», «Воин – освободитель».

7. Конструирование: «Пешеходный мост через реку Кокшага», «Двухэтажные дома на нашей улице».

8. Чтение, рассказывание: «Смоляной бычок», «Лиса и медведь», «Коза и медведь», «Кокша – богатырь»(фланелеграф, «Собака и дятел», «Зимовье в лесу», «Кто сильнее?», «Откуда у зайца белая шубка?», «Лиса, сова и сорока», «Любознательный заяц», «Онар»(фланелеграф, «Ягнёнок хвастунишка», «Лепёшки на молоке матери», «Лиса и перепёлка», «Петух и собака», «Синица», «Как топор в лес ходил», «Муравьиная свадьба», «Как я пчёл караулил», «Ёж и заяц», «Солнце и радуга».

9. Праздники, развлечения: «Марий Эл-шочмо эл», вечер марийских загадок, музыкально-дидактическая игра «Карусель».

10. Экскурсии: По детскому саду. Учреждения и жилые дома вокруг детского сада. В парк имени 400 летия Йошкар-Олы. К реке Кокшага. По микрорайону. В краеведческий музей:«Утварь народа мари», «Животные и птицы родного края».

11. Электронные презентации: «Какой был город летом», «Памятники Йошкар-Олы», «В Йошкар-Оле зима», «Липкины подарки», «Экскурсия по Йошкар-Оле».

Подготовительная группа

1. Занятия: «Марийский орнамент», «С чего начинается Родина?», «Кузя знакомится с городом», «Что я знаю о родном крае, республике», «Мой край родной марийский».

2. Беседы: «Марийские народные приметы», «Лес – наше богатство», «Национальные праздники», «Как горожане заботятся о своём городе», «Марийская кухня», «Красная книга республики», «Их именами названы улицы нашего города», «О марийских художниках».

3. Игры:

Подвижные: «Лошадки-кони».

Творческие: «Ярмарка», «Мастера - умельцы», «Путешествие по Йошкар-Оле», «Охотники», «Рыбаки», «Защитники Отечества», «Детский сад», «Строители», «Мы – туристы», «Экскурсия по городу».

Дидактические: «Угадай, чей костюм», «Найди одинаковые узоры», «Определи вид декоративно-прикладного искусства», «Раньше - теперь», «Придумай свой узор», «Чей герб, флаг?», «Какой инструмент звучит?», «Оденем куклу в марийский костюм».

Строительные: «Кукольный театр», «Мост через реку Кокшага», «Царевококшайский Кремль», «Город мой любимейший на свете».

4. Рисование: «Золотая марийская осень», «Грибы марийского леса», «Рубашка Онара»,

«Платье для Анук», «Сапоги Онара», «Моя дружная семья», «Жили- были дед да баба», «Дома на нашей улице», «Дворец Чылдырвий», «Церковь», «Полотенце», «Что самое красивое в моём доме», «Чайная чашка», «Снегири на ветках», «Мой любимый город», «Марийская матрёшка», «Любимое место в городе», «Транспорт на улицах города», «Герои марийских сказок», «Кукла в марийском национальном костюме», «Отгадай и нарисуй», «Вечерний город», «Новостройки в городе».

5. Аппликация: «Грибы» (из сухих листьев, «Дом, в котором я живу», «Кувшин из кирпичного завода», «Флаги России и Марий Эл», «Транспорт на улицах нашего города», «Закладка для книг», «Вечная память павшим в бою»

6. Лепка: «Мухомор», «Утварь народа мари», «Птицы на нашей кормушке», «Лось – рога ветвистые да копыта быстрые», «Животные марийского леса», «На чём едут люди?», «Фейерверк над городом», «Марийский край - край лесов», «Герои любимой сказки», «Керамическая посуда с кирпичного завода».

7. Конструирование: «Пешеходный мост через реку Кокшага», «Платье для Анук» (из бумаги, «Дом, в котором я живу», «Плетение из бумажных полосок «Коврик», «Магазин бытовых приборов», «Улица нашего города» «Цветочный магазин».

8. Чтение, рассказывание: «Добро лечит», «Откуда у кулика длинный клюв», «Волшебный меч», «Маршан и золотой дъявол», «Огонь и человек», «Гусли – самогуды», «Завистливая ворона», «Почему заяц печален?»,«Учёный медведь», «Как мышка и воробей поссорились», «Чоткар», «Как старухино желание исполнилось», «Сорок одна небылица», «Белая лебёдушка», «Два брата».

9. Развлечение праздники: Стихи о Йошкар-Оле (конкурс чтецов). Викторина по марийским сказкам. Кукольный спектакль «Сереброзубая Пампалче». Прослушивание музыкальных произведений марийских композиторов.

10. Экскурсии: «Храмовая архитектура», «Монументальная архитектура», «Архитектурные сооружения г. Йошкар-Олы» (вокзал, заводы, мосты, театры, дворцы и т. д.). В Царевококшайский Кремль. К Вечному огню. В музей истории города. По старым улицам города «Памятники архитектуры». В музей: «Марийский и русский костюм», «Жизненный обряд марийцев», «История города». В библиотеку: «Произведения писателей и поэтов Республики Марий Эл для детей».

11. Электронные презентации: «Природа родного края», «Украшения марийских женщин», «Жемчужина Поволжья – замок Шереметева», «Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске», «Народные умельцы», «Йошкар-Ола с высоты птичьего полёта», «Архитектурные памятники «Йошкар-Олы».

Перечень программ и технологий

1. Уланова, Л. И. Технология воспитательной работы с детьми на основе марийского народного фольклора: Учебно-методическое пособие под редакцией И. А. Чурикова, Е. В. Улановой/ Л. И. Уланова, Г. Ф. Ларина, Е. В. Уланова. – Йошкар-Ола: Общественное объединение «Йоча Йук», 1998.- 90с.

Перечень пособий

1. Васин, К. К. На Земле Онара / К. К. Васин. - Йошкар-Ола, 1988.

2. Грищук, В. М. В них история народа/ В. М. Грищук, Г. П. Кашков. – Йошкар-Ола, 1971.- 32с.

3. Йошкар-Ола: вчера, сегодня, завтра. Научно-популярное информационное издание. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2004. – С. 13 – 90.

4. Марийские национальные блюда. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1980. – 94с.

5. Марийские народные сказки / сост. В. А. Акцорин. - Марийское книжное издательство, 1984. – 287с.

6. Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста /под. ред. журнала «Марий Эл – учитель», Йошкар-Ола. - 1994. – 55с.

7. Петрухина, С. Р. Ознакомление детей с марийской литературой. Фольклор и театр/ С. Р. Петрухина. – Йошкар-Ола, 1997. – С. 3 – 13.

8. Соловьёва, Р. И. Марийское народное искусство в художественном наследии Марийской АССР /Р. И. Соловьёва // Вопросы марийского фольклора и искусства, вып. 1. – Йошкар-Ола, - 1977.

9. Софронова, Т. И. Изобразительная деятельность как социально-педагогический фактор приобщения дошкольников к национальной культуре/ Т. И. Сафонова. - Й-Ола, Мар. Инст. Образования, 2000.

10. Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2007. – 112с

11. Фёдорова, С. Н. Содержательный материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с марийским народом/С. Н. Фёдорова, С. П. Павлова. – Йошкар-Ола: Информационный издательский центр Госкомстата РМЭ, 2001. – С. 23 – 36

12. Халикова, Г. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю /Г. Халикова //Дошкольное воспитание. – 1988. - №5. – с. 16

Публикации по теме:

Создание условий для реализации регионального компонента с учетом ФГТ. Выступление на педагогическом часе В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего.

Программа ознакомления детей с родным краем «Мир Бодайбинского района» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ «МИР БОДАЙБИНСКОГО РАЙОНА» ТИП ПРОГРАММЫ: образовательная. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познание, социализация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Национально-региональный компонент для образовательной программы дошкольного учреждения
Опубликовано: 1 января 2014 в 23:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД