Лучший педагог года

Конспект комплексного занятия «Народная игрушка»

Ия Барышева
Конспект комплексного занятия «Народная игрушка»

Цель:

1. Познакомить с разнообразием русской народной игрушки.

2. Развивать познавательный интерес, любознательность на основе

русского народного творчества.

3. Прививать любовь к Родине. Воспитывать добрые чувства к народной игрушке.

Предшествующая работа:

Знакомство с экспонатами музея. Разучивание народных песен, хороводов.

Материал:

Публикация «Конспект комплексного занятия „Народная игрушка“» размещена в разделах

Экспонаты музея. Подборка игрушек: дымковская, богородская,

самодельная.

Ход занятия.

Воспитатель: Ох, денек то больно долог.

Насчитаю сорок елок,

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят на посиделки.

Эй, девчонки веселушки,

Озорные хохотушки!

Эй, ребята молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поиграть.

Долгий вечер скоротать!

Дети: Спасибо, хозяюшка, что в гости позвала.

Воспитатель: Проходите, гости дорогие! Рада видеть вас! Сегодня я для вас в своей избе приготовила выставку народных игрушек. - Они вам знакомы? - Можете назвать их? (Матрешки, дымковские игрушки, богородские игрушки

и т. д.) - Вам нравятся эти игрушки? - А чем они вам нравятся? (Эти игрушки не оставляют человека равнодушным,

они вносят в нашу жизнь тепло, праздник, красоту, радость.) - А хотите знать, как появились игрушки? -Как вы думаете, зачем взрослые их придумали? (Чтобы дети играли.) Взрослые

были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детского сада

раньше не было. Игрушки делали из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили - лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из

кости, вязали из ниток.

Потом игрушки постепенно стали совершенствовать. Они становились качественней, разнообразней, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали туда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославлялись города, где жили эти мастера. Часто техника мастерства называлась по названию города или села (село Филимоново- филимоновская игрушка, село Дымково - дымковская игрушка). Сюжеты у игрушек были самые разнообразные: мужики и медведи, козы, гуси, индюки,

барышни, кони, карусели, дети - всего невозможно перечислить.

(Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.)

Вот, например эти игрушки называются Богородские. - А из чего же они сделаны? - Как же можно сделать такую игрушку? - Какое необходимо выбрать дерево? Конечно же с мягкой древесиной.

Богородские мастера удивляют тонкой резьбой по дереву.

(Воспитатель ведет детей по выставке игрушек.)

А это перед вами дымковские барышни. - Они нравятся вам? - Из какого материала сделаны эти игрушки? - Какой игрушкой ты хотел бы поиграть? - Какую игрушку ты бы подарил другу? - Какую игрушку ты бы хотел сделать сам? Из какого материала?

Узорное многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные, различаются убранством, различными предметами. У них в руках собачки, сумочки, зонтики, муфты, корзиночки, цветы и т. д. Какие они нарядные и красивые! Во множестве лепились и фигурки животных, разрисованные разноцветными полосками и кругами.

Есть еще игрушки необычные, с секретом. - Какую игрушку с секретом вы знаете? - Почему маленькие дети любили играть с матрешкой?

Полюбуйтесь красавицами матрешками. Фигурка матрешки выточена из

деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается - еще

фигурка, и так до 10-12 кукол. Для изготовления матрешек используется сухая

береза или липа. Дерево спиливается весной, и очищенные от коры бревнышки необходимых размеров заготавливаются впрок. Из высушенных заготовок

вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают. Этих матрешек делают в Семенове, Загорске, Майданове, поэтому они так и

называются: семеновские, загорские, майдановские.

Старинные традиции и до сих пор сохраняются.

Давайте и мы с вами поиграем. Надо быть внимательным, чтобы догадаться какая же игрушка спряталась.

(Воспитатель показывает контуры игрушек, дети их называют. Последний контур матрешки.)

Воспитатель: Вы, знаете дети и сами любили рядится в матрешек. Милая матрешка выходи, покажись нам.

(Появляется девочка в костюме матрешки и читает стихотворение)

Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель: На посиделках в старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

Воспитатель: Мы так громко пели, хоровод водили. Тише, тише. Мне кажется я слышу какой-то шорох. Нет, показалось.

(Все подходят к печке.)

Здесь всегда происходит что-то интересное.

Посмотрите, здесь живут необычные куклы. Куклы домовички. Это дед

Нафаня - он дом сторожит. Это тетушка Хлопотунья - она за порядком следит.

Это крошка Домовичка - помощница, такая же, как и вы. Этих кукол мы сделали вместе с ребятами нашей группы.

(Слышится «чих» из-за печки. Оттуда вылезает домовенок Кузя с корзинкой в руках, в которой лежат различные куклы.)

Воспитатель: Так вот кто возился за печкой. Ребята, вы узнали домовенка

Кузю. Здравствуй, Кузя.

Кузя: Здравствуй, Хозяюшка. Здравствуйте, ребята. Я принес вам кукол, в которые играли ваши бабушки, прабабушки, прапрабабушки и я тоже. Это кукла стригушка. Она сделана из. не помню (ответы детей). Конечно из соломы. Иногда ее одевали, украшали яркими шерстяными нитками. Делали ее в честь богатого урожая.

Воспитатель; А еще были вот такие куклы. Простой тряпичный столбик.

Для выделения головы куклы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось. Считали что изображение лица «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Иногда на месте лица

рисовали крест. Шли годы, менялся окружающий мир, изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, лицо.

Кузя: Куклы девочки и мальчики.

Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя. Ребята, а вам понравились Кузины куклы? А я тоже умею делать кукол стригушек. Хотите и вас научу.

(Воспитатель и Кузя вместе с детьми делают кукол, обращают внимание

на работу с ножницами.)

Воспитатель: Да чего ж гости дорогие. Чем же вас угостить, попотчевать.

(Несет с печки угощение. Дети выходят из музея.)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия «Народная игрушка»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 12:58
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД