Лучший педагог года

Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Светлана Александровна Королькова
Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, по-прежнему является актуальным такое направление работы с подрастающим поколением как нравственно-патриотическое воспитание.

Дошкольный период жизни ребенка, пожалуй, самый благоприятный для начала формирования основ нравственности. А старший дошкольный возраст является периодом активного освоения норм морали, формирование нравственных привычек, патриотических чувств, модели межличностных отношений и др.

Публикация «Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мы считаем, что «общение» с народной культурой облагораживает человека, делает его чутким, добрым, мудрым. Приобщение детей к культуре, традициям своего народа образуют «фундамент» для развития нравственно-патриотических чувств, сознания, и дальнейшего проявления их в общественной жизни.

Одним из средств передачи культурного наследия подрастающему поколению являются народные игры и праздники. Ознакомление детей с народными праздниками формирует у дошкольников чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, стране;формирует чувство собственного достоинства и др.

Работу по ознакомлению детей с народными праздниками выстраиваем с опорой на народный календарь, в котором прописаны праздники, характерные для российского народа.

Народный календарь охватывает весь год жизни, описывая по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствуют свои праздники, память святых, именины, обычаи, традиции, природные явления и приметы.

Праздник помогает детям выразить свои чувства и эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве; пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, активизирует их.

Основная цель таких праздников - формирование детско – взрослой нравственной общности.

Например, участвуя в таких праздниках как «Новый год» России принято встречать Новый год в кругу семьи или друзей. Близкие люди собираются вместе вечером 31-го декабря, чтобы проводить Старый год и встретить Новый. И собираются не просто так, а за накрытым столом, уставленным всевозможными праздничными блюдами.

Для начала обычно вспоминают, что было в уходящем году — хорошего или, наоборот, плохого. Рассказывают, что произошло в жизни важного и желают друг другу счастья. Традиция украшать какое-либо дерево к особому, праздничному дню пришла из глубины веков. К нам традиция украшать ель пришла из католичества. Сначала на неё вешали плоды, потом добавились свечи, но для хрупких веток всё это было слишком тяжело, и на смену постепенно пришли стеклянные шары и гирлянды.

Теперь представить Новый Год без ёлки невозможно — она стала одним из важнейших символов праздника. Именно под ней дети находят подарки в первое утро наступившего года. Кстати, подарки — ещё одна важнейшая традиция. Если ещё не приготовили их для всех дорогих людей, то самое время начинать. Дед Мороз — главный персонаж Нового Года, добрый волшебный старик с белой бородой в красной, белой или голубой шубе и валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей, а помогает ему внучка Снегурочка.

Изначально Дед Мороз бы могучим языческим богом и олицетворением русских морозов. Он сковывал воду льдом, засыпал землю снегом, а также защищал от недругов — если на Русь нападали, то насылал страшные холода, совладать с которыми пришлые не могли.

Под влиянием христианства Дед «разозлился» и стал просто злым и взбалмошным духом. «Вернули» его опять-таки большевики в качестве символа праздника, и с 1930-х годов представить Новый Год без Дедушки Мороза уже нельзя. Кстати, у него есть официальная резиденция в Великом Устюге, собственная почта и день рождения 18-го ноября — по статистике, примерно тогда в Великом Устюге наступают самые сильные морозы.

Снегурочка сопровождает Деда Мороза с 1937-го года. Истоки её образа также лежат в языческой мифологии. Такая Снежная Девушка — эксклюзивный российский персонаж. «Масленица». Уж каких только нет масленичных обрядов! И чучело надоевшей Зимы сжигают, и блины пекут, и в игры играют, и гаданиями всяческими занимаются! Многие ошибочно думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет — это не Масленицу сжигают, а надоевшую Зиму-Марену провожают! А еще на масленицу возят по городу большой корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны на его мачтах. Вслед за кораблем, с музыкой и песнями, идут ряженые.

«Пасха»Пасху празднуют всегда в воскресенье. И название этого дня недели в русском языке напоминает нам о том, что именно в воскресенье воскрес Иисус Христос.

На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Яйца красят по разному, в зависимости от рисунка их называют крашенки, драпанки, писанки. Яйца-писанки - это настоящие произведения искусства!

На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с крашенными яйцами в церковь и угощают ими друг друга.

На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им : "Воистину Воскресе".

Любимой пасхальной игрой является "чокание" яйцами друг с другом. Надо ударить тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснет.

Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устанавлиют деревянный или картонный "каток". На ровном месте вокруг него раскладывают крашеные яйца, игрушки и сувениры. Игроки подходят по очереди к "катку" и катят каждый своё яйцо. Тот предмет, которого коснулось яичко и является выигрышем.

А еще собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Но в России не рассказывают легенду о пасхальном зайце. Ведь все знают, что яйца несёт. правильно. курица!

, и др. Дети совместно со взрослыми исследуют особенности праздника, знакомятся с историей его возникновения, изготавливают костюмы, атрибуты для игр и др.

На протяжении всего годичного праздничного круга воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, обычаями. На посиделках и праздниках широко используются народный фольклор : сказки, пословицы, народные игры, поговорки, приметы.

Таким образом, через народные праздники дети знакомятся с культурой, обычаями, традициями своего народа, что способствует нравственно-патриотическому становлению личности ребенка. Кроме того, под влиянием атмосферы народного праздника наши воспитанники стали более дружелюбными, менее раздражительными. Они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают: их любят и заботятся о них.

В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа. Он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда как средство гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач ДОУ. С помощью ИЗО деятельности малыш может познакомиться с народными.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2023 в 10:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД