Лучший педагог года

Народные праздники на Руси

Алиева Елена
Народные праздники на Руси

Тема проекта:

Народные праздники на Руси.

«Масленица и пасха в детском саду»

Тип проекта:

долгосрочный, творческий, игровой, обучающий

Участники проекта:

• дети старшей группы (5- 6 лет);

• воспитатель группы №4 Алиева Елена Дмитриевна

• музыкальный руководитель;

• родители воспитанников;

Место проведения: МКДОУ№12 с. Юца

Срок реализации: 20-26 февраля и с 9-16апреля.

Возраст детей: Дошкольники 5 – 6 лет.

Публикация «Народные праздники на Руси» размещена в разделах

Проблема: В условиях регионализации образования всех уровней в субъектах РФ отчетливо наблюдается тенденция к обновлению деятельности образовательных организаций. В последние годы незаменима роль детских садов в качестве социокультурного посредника между детьми и обществом, между сменяющими друг друга поколениями, а также в обеспечении непрерывности существования культуры в едином временном пространстве и т. д. При этом дошкольная организация в каждом поликультурном регионе страны, должна работать на опережение и становиться центром культурного обогащения и духовного воспитания детей в конкретном населенном пункте. Особое место в воспитании детей отводится национальным праздникам, которые являются наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни. Каждый период жизни общества характеризуется разными праздниками, при этом один из них приходит и уходит, а другие существуют веками. Одни национальные праздники связаны с природными изменениями (проводы зимы, встреча весны, другие –с религиозным календарем (Рождество, Троица, Пасха). Каждый праздник имеет свои обычаи, традиции и т. д. В праздничных обрядах и ритуалах закрепляется социальное поведение. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города, объединяют родственников, помогают человеку осознать свою национальную принадлежность, а их яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают нравственные чувства. На празднике обмениваются новостями, рассказывают о прошедших в стране или местности, событиях. При правильной работе взрослых с детьми по организации разных народных праздников в сознании ребенка появляется понимание данной ребенку жизни и историии народа, формируется представление о государстве и этносах, понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей или группы.

Для детей народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие сезонные изменения в природе происходят, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах).В целом педагогический процесс, направленный на ознакомление детей с национальными праздниками сложный и важный.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы и Пасхи, в которых переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одними из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и в начале весны- Светлая Пасха. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами, куличами и расписными яйцами угоститься да песни попеть. Познакомив детей с традициями проведения этих праздников, мы постарались, чтобы они были не сторонними наблюдателями, а принимали непосредственное участие в праздниках, которое, как мы считаем, оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этих веселых и немножко грустных праздников. Тема праздников очень объемна, и чтобы постараться охватить как можно больше познавательной информации, нами было принято решение разработать проект. Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДОУ обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго.

Цель проекта: повышение интереса к традициям русского народа (праздники Масленица и Пасха).

Задачи:

1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица» и праздником «Светлой Пасхи.»

2. Обогащать социальный опыт детей, приобщать детей и родителей к традициям и обычаям празднования Масленицы и христианской Пасхи;

3. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской

культуре;

Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традициям проведения народного праздника – Масленица и Христианской Пасхи через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии; Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику; Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный этап:

1. Создать условия для формирования интереса к празднику.

2. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о праздниках.

3. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).

4. Начать формирование игротеки народных игр.

(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Пройди в ворота», «Молчанка» «Катание яиц.» «Биться яйцами.». Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», и т. д.).

5. Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов и лучшую поделку на тему «Светлая Пасха.».

План реализации проекта: II этап – практический к празднику Масленица :

День недели Как называется в Масленицу Цель Мероприятия

Понедельник «Встреча» Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. 1. Беседа «Что за праздник, Масленица?»;

2. Изготовление чучела Масленицы;

3. Поговорки про масленицу;

4. Заучивание стихотворения «Масленица».

Вторник «Заигрыш» Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы. 1. Беседа «Почему Масленица называется Масленицей?»;

2. Аппликация «Солнышко.»

3. Изготовление украшений для участка;

4. Хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»;

5. Разучивание масленичных закличек.

Среда «Лакомка» Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней. 1. Слушание песни «Песня блинам», «Как на масленской неделе»;

2. Разучивание стихотворения «Про Масленицу»;

3. Конкурс «Продолжи пословицу»;

Четверг «Разгуляй» Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. 1. Игры-эстафеты:

«Перетягивание каната»,

«Напои водой Мороза и Зиму»;

2. Беседа «Вот мчится тройка удалая» (рассматривание картины); 1. Изготовление поздравительных открыток;

3. Рисование блинов.

4. Игры – развлечения: «Плетень», «Ручеек

Пятница «Посиделки»

(Тёщины вечерки) Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям. Развлечение «Масленица», сжигание чучела.

Практический этап- к празднику Светлой пасхи

День недели Цель Мероприятия

Понедельник Познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями. 1. Беседа «Что за праздник, Светлая Пасха?»;

2. Рассматривание иллюстраций посвященных Пасхе.

3. ННОД по теме «Светлая пасха» - изготовление вербы

3. Поговорки и загадки про Пасху;

4. Заучивание стихотворения «Пасха».

Вторник Познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника 1. Беседа «Что является символом пасхи.»

2. Поговорки и загадки про Пасху.

3. Аппликация «Пасхальные Яйца».

4. Разучивание пасхальных обычаев

5. Игра «Катись яичко».

Среда Развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа. 1. Слушание песни

«Колокольный Звон.»

2. Разучивание песни про пасху.

3. Конкурс «Пасхальные яйца необычной раскраски»

4. Игра «Перенеси яйцо в ложке.»

Четверг Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям 1. Рисование» Самый красивый кулич.»;

2. Беседа про чистый четверг. .

3. Игры – развлечения:

«Катание яиц».

4. Лепка «Яйца и курочки.»

Пятница Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества. Просмотр выставки- «Светлая Пасха.» Чаепитие с куличами и крашеными яйцами

Заключительный этап:

Проведенных мероприятий по проекту «Масленичная неделя» и «Пасхальная неделя» (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта); составление презентации «Народные праздники в детском саду и показ его на педсовете.

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздников

Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздников.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными праздникам.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в масленичные и пасхальные дни.

Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: дети получают новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания по теме проекта, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий

Используемая литература:

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада. -М. : Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. :

Публикации по теме:

Народные праздники, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с традициями русского народа «Воспитание каждого народа должно быть созидаемо на коренных основах его бытия. Уничтожить основу умственной жизни народа так же невозможно,.

«Народные праздники на Кубани». Дидактическая игра Надежда Чмых «Народные праздники на Кубани». Дидактическая игра по введению регионального компонента «Кубановедение» для детей 5–10 лет.

Фотоотчет «Осенины на Руси!»Фотоотчет «Осенины на Руси!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству на тему «Народные традиции на Руси» Ход: - Сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь. (звучит фонограмма р. н. мелодии). «Русь деревянная.

Консультация для воспитателей «Русские народные праздники. Новый год. Рождество» Русский народ не должен забывать свою историю, культурное прошлое, традиции, праздники. Поэтому родная культура должна стать частью души.

Народные праздники Приобщение детей дошкольного возраста к русской культуре через народные праздники. Духовно – нравственное воспитание в нашей стране в.

Народные праздники на Руси. Святки-колядкиНародные праздники на Руси. Святки-колядки НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА РУСИ. СВЯТКИ – КОЛЯДКИ. Святками называются 12 дней с 7 по 19 января. Начинаются Святки с Рождества Христова. Эти дни.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Презентация «Русские народные праздники» Что такое праздники?Толковый словарь даёт несколько объяснений этого слова. День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося.

Творческий проект «Праздники народов мира. Традиционные русские и казахские праздники» Творческий проект: «Праздники народов мира. Традиционные русские и казахские праздники» Выполнила воспитатель: Т. А. Никифорова Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные праздники на Руси
Опубликовано: 14 января 2018 в 19:15
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД