Мастер-класс «Народные промыслы. Оберег-веник»

Галина Федоровна Солодовникова
Мастер-класс «Народные промыслы. Оберег-веник»

Цель мастер-класса:

помочь педагогам в работе по ознакомлению и приобщению детей с народной культурой и традициям. (Слайд 2)

Задачи:

- Формирования нравственных и патриотических чувств, любви к малой Родине.

- Формирования интереса к истории культуры.

- Воспитания доброты и других лучших качеств личности и бережного отношения друг к другу.

Оборудование: мультимедиа, образец оберегов.

Раздаточный материал: по количеству участников клей, заготовки оберега - веника, материалы для украшения (крупа, монетки, крупа, ягоды шиповника, семена подсолнуха, бобовые и др.)

Зрительный ряд: образцы оформленных детских работ.

Ход мастер-класса.

1. Вводное слово.

Уважаемые коллеги! Проблема по формированию у детей гражданственности и патриотизма, стала приобретать все большую остроту и актуальность, т. к. дети начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций; равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю - поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения этих проблем. Чтобы считать себя гражданином России, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество.

Поэтому в основу моей работы легло широкое использование элементов национального народного творчества, которые направлены вносить в сознание детей совершенно новую струю, содержащую в себе огромный спектр национальных традиций русского народа, исторического развития и становления России.

    Слайд3   Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.

Слайд 4. В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. Декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

   Слайд 5. На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

     Слайд 6. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются художественный и эстетический вкус, также нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, формируется уважение к народным традициям.

Итак, для чего нужна эта деятельность? Для старших дошкольников – это воспитание у детей чувства патриотизма. Для педагогов – уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что напрямую связана с развитием интеллекта. Для психологов – это одно из направлений арттерапии, возможность оказания психологической помощи больному ребенку посредством искусства. Для логопедов – способ развития речи ребенка.

Я систематически внедряю в свою практику элементы прикладного искусства и активно применяю в работе.

Слайд 7,8. Работая над проектом «Приобщение к истокам русской народной культуры». Цель проекта такова: ознакомление детей с бытом, народными традициями и культурными особенностями людей на Руси.

Слайд 9. Вот одной из традиций, с давних времен на Руси, является изготовление оберегов.

Народные обычаи менялись, изменялась и культура народа. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили и верят в силу оберегов, ценят уют домашнего очага.

Уж так устроен человек, что у каждого есть капелька суеверия, обязательно постучим по дереву, сплюнем через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотрим в зеркало. Видимо, срабатывают многовековые привычки, передающиеся из поколения в поколение. Возможно, по этой же причине человек нуждается в самых разных амулетах и талисманах.

- А сейчас я вам предлагаю совершить путешествие на машине времени в далёкое прошлое, к нашим предкам. (Слайд 10).

- Закройте глаза. (Музыка)

В путь!

(Набрасываю на плечи платок, раздает ленточки)

- Мы приземлились в Древнюю Русь. Открываем глаза. (Слайд 11).

Мы находимся в славянском посёлке, в чудесной мастерской. (Слайд 12)

- Я мастерица искусница приветствую вас.

- Посмотрите, на столе лежат ленточки, это один из элементов головного убора восточных славян.

-Завяжите их. (показ)

- Теперь вы девицы-красавицы.

- Посмотрите, как жили наши предки. Они были трудолюбивые, всё делали своими руками.

Восточные славяне преклонялись разным богам. Они смотрели на природу как на живое существо, Думали, что всё зависит от природы, представляли её в виде различных божеств, верили в чудеса, боялись нечистую силу. И поэтому наши предки придумали для себя делать предметы, которые их оберегали бы от всего плохого, а мастерами они были умелыми. И поэтому они мастерили обереги.

А что такое оберег?

Слайд 13. Обереги – символы, которые защищают от порчи и злого духа. Они приносят удачу, богатство, семейное благополучие, любовь, верность, счастье.

У каждого дома есть обереги.

- Итак, окунемся в защитную магию.

Плетень. (Слайд 14)

- Что это?

Одним из самых важных оберегов был плетень. Он защищал дом от чужаков и врагов. На плетень вешали подковы на счастье, а глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

Лапоть. (Слайд 15)

Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

Коса - домовушка. (Слайд 16)

Такая коса символизирует благополучия, согласие всех членов семьи.

Домовой (Слайд 17) - это душа дома. Он хороший хозяин, часто ворчливый, но заботливый и добрый.

- Я предлагаю вам, сделать в подарок оберег, а какой вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка. Слайд 18

Удивительный букет:

Ветки есть, а листьев нет!

Не привык к парадной вазе,

Очищает дом от грязи.

Работяга, не бездельник,

Наш помощник шустрый. (Веник).

- Мы будем украшать оберег-веник.

Слайд 19. Веник - древнейший оберег, символизирует чистоту в доме. С давних времен служил веник на Руси не только удобным инструментом для уборки дома, но и оберегом, защищающим от порчи и злых духов. В наше время, считают, что такие венички, очень хорошо помогают защитить дом от негативной энергии. Конечно, такие венички, можно приобрести в любом хозяйственном магазине, но сила любого магического предмета значительно больше, если вы сделаете его собственными руками. Но тут существует одна тонкость. Дело в том, что все детали, которые закреплены на декоративном веничке, не случайны и имеют определенное значение. Поэтому украшая веник, вам необходимо ознакомиться со значением деталей, которые можно прикрепить к талисману.

Карточка каждому на столе. Значение символов в обереге.

Чеснок и перец - выгоняют нечистую силу. (Слайд 20)

Монетка - успех в делах, привлекает в дом удачу и благосостояние.

(Слайд 21) Гречка, рис - символизируют достаток, защитят вашу семью от сглаза.

Горох и фасоль - мир и дружба, символ развития и хорошему росту.

(Слайд22)Подсолнухи - энергия солнца.

Ягоды шиповника и кукурузы – символ здоровья у детей.

Семечки - здоровья детей.

(Слайд 23) Лавровый лист - слава и успех.

Мешковина или мешочек - символ богатства.

Петушок сахарный – чтобы в доме звучал радостный детский смех.

Шишка-трудолюбие и достижение успеха.

(Слайд 22) Колосья пшеницы, ягоды - урожай в хозяйстве, в доме всегда будет вдоволь еды.

Полотно - счастье в доме.

Домашняя выпечка – хлебосольность хозяев.

Орех- символ умственной силы, мудрости, долголетие.

Вооруженные этими знаниями, вы можете изготовить веничек-талисман, прикрепив на него те символы, которые вам больше всего по душе.

А этот оберег нашего детского сада, сделан руками детей. Описываю значение символов

- Чтобы оберег был чудотворным нужно знать правила его изготовления.

Слайд25. Правила.

- Оберег изготавливается только по доброй воле и от чистой души.

- Сначала крепят крупные детали.

- Затем дополняют более мелкими деталями.

- Вам нужно теперь украсить ваш веничек.

А теперь приступим к выполнению работы. Музыка.

На столе лежат карточки со значением символов в обереге.

3. Практическая часть. (7минут)

4. Заключительная часть. (Выставка работ).

- Какой силой обладает ваш оберег?

Если веничек повесить вверх метелочкой, значит, в ваш дом “притекут” деньги. Если - метелочкой вниз, он по вашему велению станет выметать всё плохое, из вашего дома.

-Я хозяйка мастерской прощаюсь с Вами.

- Я рада была с Вами трудиться.

Слайд 26. - Итак, мы возвращаемся в наш 2013год. Закрываем глаза. (Музыка).

Заключительное слово.

- Сегодня вы узнали об оберегах и как их сделать своими руками.

- Пусть эти обереги охраняют вас от неприятностей, приносят добро и счастье.

- Всем спасибо за работу. (Слайд 27)

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Мастер-класс «Народные промыслы. Оберег-веник»
Опубликовано: 20 августа 2013 в 11:54
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...