Лучший педагог года

Неделя психологии. Воспитание толерантности

Елена Шагиева
Неделя психологии. Воспитание толерантности

АНАЛИЗ «НЕДЕЛИ ПСИХОЛОГИИ» ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

МБОУ БСОШ №2

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена, история человечества помнит разноцветные полосы взаимоотношений между людьми.

Публикация «Неделя психологии, Воспитание толерантности» размещена в разделах

Много различных материалов, направленных на воспитание толерантности разработано классными руководителями, воспитателями, психологами.

Толерантность - это важнейшая составляющая поликультурного воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение воспитанников.

Основные цели мероприятий: воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитание интернационализма, коммуникативной культуры общения и взаимопонимания; развитие у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Как показывают исследования, проектная деятельность учащихся способствует:

- формированию проектного мировоззрения и мышления;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально - экономическим условиям жизни;

- развитию эрудиции и широкого кругозора.

Проектная деятельность осуществляется по следующим этапам:

I. Подготовительный (организационный) этап.

1. Выбор темы.

2. Изучение общественного мнения, сбор и обработка информации по теме.

3. Формулировка проблемы.

4. Определение целей и задач проекта.

5. Формирование команды, определение возможностей ее членов.

6. Определение основных направлений работы в рамках проекта.

7. Составление плана работы, определение предполагаемых сроков, сметы, конкретных ответственных.

II. Основной этап.

Реализация проекта (проведение основных мероприятий по плану недели психологии).

III. Заключительный этап.

1. Защита проекта. Оценка полученных результатов в свете поставленной цели.

2. Определение перспектив развития проекта.

Неделя психологии по теме «Толерантность»осуществлялась с участием учащихся всех классов, которые за это время имели возможность познакомиться с методом проектов и частично освоить проектную деятельность. Группы учащихся классов под руководством психолога участвовали в разнообразных мероприятиях, одновременно являясь помощниками. Дальнейшее освоение метода проектов может быть продолжено как в учебной, так и во внеклассной деятельности школьников. В нашей школе неделя психологии послужила толчком новому направлению методической работы «Проектная деятельность школьников как средство обучения и воспитания личности».

Разработка программы недели психологии

по теме «Толерантность».

I. Подготовительный этап.

Работа над проектом начинается со сбора информации по теме и изучения общественного мнения. Актуальность выбранной темы обсуждалась на заседании совета старшеклассников и органов школьного самоуправления. Вся работа по проведению недели психологии осуществлялась в тесном сотрудничестве с ними.

Для проведения опроса была разработана анкета, позволяющая выявить характер представлений учащихся и педагогов о понятии «толерантность» и толерантном поведении.

Анализ результатов опроса показал, что 54% из 100 опрошенных не знакомы с понятием «толерантность» и имеются отдельные случаи проявления нетерпимости по отношению к окружающим. Исходя из этого, была сформулирована проблема, поставлены цели и задачи недели психологии.

Проблема: недостаточный уровень представлений о понятии «толерантность» и сформированности толерантного поведения.

Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.

Задачи:

1. расширить представление учащихся и педагогов школы о понятии «толерантность»;

2. содействовать воспитанию межличностных отношений в духе принятия, понимания, признания;

3. провести психологические игры, уроки, акции, конкурсы позволяющие учащимся получить непосредственный опыт и практические навыки толерантного поведения;

4. организовать деятельность педагогов и учащихся для ознакомления с проектным методом, способствующим формированию умений анализировать проблемные ситуации и навыков сотрудничества;

5. определить перспективы развития проекта.

Уточняются основные направления работы с учащимися и педагогическим коллективом и составляется план.

План работы.

1. Оформить помещение школы. Разместить:

- информационные стенды, плакаты, изречения, раскрывающие понятие «толерантность»;

- объявление о неделе психологии;

- план недели психологии;

- рисунки, выполненные учащимися на тему «Толерантность».

2. Оформить «Уголок психолога» в методическом кабинете для педагогов с разработками уроков и внеклассных мероприятий по теме «Толерантность».

3. Провести работу с педагогическим коллективом:

- выступить на совещании учителей с целью введения их в тему недели психологии;

- провести беседу с классными руководителями по проведению

внеклассных мероприятий на развитие толерантности.

4. Организовать работу с учащимися:

- провести психологические игры на развитие толерантности :

«Скульптура», «Волшебный клубок», упражнение «Кто больше» для учащихся начальной школы;

- организовать проведение акции «Школьный забор» на тему: настоящий друг – это… для учащихся 3-4 классов;

- провести акцию с ребятами среднего звена «Сила учителя в его учениках» : счастья Вам, учителя!»; психологическую акцию «Следопыт» с учащимися 5-6 классов;

- провести анкетирование с целью выявить характер представлений учащихся и педагогов о понятии толерантное поведение, толерантность;

- организовать работу проектной группы учащихся по разработке правил толерантного поведения и проведения дня толерантности в школе;

- провести цикл лекций и бесед для творческой группы старшеклассников по теме: «Толерантность - этика будущего» с целью ознакомления с учениями В. Вернадского, М. Бахтина, В. Соловьева;

- осуществлять руководство творческой группой учащихся по ведению конкурса рисунков и эмблем на тему «Толерантность», «Спешите делать добро», «Другой – не значит плохой»

5. Подвести итоги недели психологии :

- организовать получение «обратной связи» с помощью опроса учащихся и педагогов отдельно;

- отчет о проделанной работе организовать в виде выставки работ по ИЗО, творческих работ «Следопыт» и защиты проектов на заключительной конференции;

- подвести итоги акции «Настоящий друг – это…».

На этом же этапе назначаются ответственные за проведение конкретных мероприятий, устанавливаются сроки.

II. Основной этап.

На данном этапе последовательно осуществляется работа по реализации запланированных мероприятий, начиная с оформления помещения школы. Материалом для оформления были различные плакаты, стенды, изречения известных писателей, философов, психологов, раскрывающие суть понятия «толерантность».

Ключевыми словами нашей недели психологии были слова золотого правила этики: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Весь материал для оформления помещения школы готовится заранее с привлечением к работе членов школьной редколлегии. Вывешивается план недели психологии, расписанный по дням, оформляется стенд работы пресс- службы. В ходе всей недели психологии активно работает группа учащихся из 8-9-х классов - «Репортеры». Они посещают все мероприятия, берут интервью у участников. В кабинете психолога для педагогов оформлен «Уголок психолога», содержащий разработки уроков, внеклассных мероприятий по развитию толерантности, заметки и статьи по теме из периодической печати.

Работа с учащимися строится таким образом, чтобы в ней могли принять участие все классные коллективы. Исходя из возрастных особенностей детей, осуществляется подбор содержания и формы проведения мероприятий. Для учащихся начальной школы проведены психологическая игра «Волшебный клубок», «Скульптура», упражнение «Кто больше» с целью формирования психологической культуры младших подростков. Для учащихся среднего звена проведены классные часы по теме «Планета толерантности», мероприятие «Права ребенка».

Большой интерес у старшеклассников вызвала акция «Сила учителя в его учениках».

III. Заключительный этап.

На заключительном этапе в последний день недели психологии проводится подведение итогов, с приглашением администрация школы, участники проектных групп, а также представители от каждого классного коллектива для подведения итогов. На заключительном этапа были выслушаны отзывы о проделанной работе, защита рисунков учащихся, проведены различные психологические игры и упражнения по теме недели психологии. Такая организация заключительного этапа способствует более полному включению в работу всех присутствующих, а также более глубокому осознанию целей и задач проведенной недели психологии.

В качестве примера приведем план сценария проведенной нами заключительного этапа:

1. Вступительное слово психолога школы для введения в тему встречи.

2. Игры и упражнения для «разогрева» присутствующих. («Комплимент»)

Участники создавали «живые» скульптуры и угадывали их названия, в качестве которых могут быть понятия «толерантность», «терпимость», «понимание», «солидарность» и др.

3. Выступления учащихся начальных классов и среднего звена с отзывами и впечатлениями об участии в неделе психологии.

4. Драматизация и анализ ситуации интолерантного поведения в школе.

5. Защита творческих работ учащихся по теме «Толерантность».

6. Заключительное слово психолога и директора школы. Награждение самых активных участников недели психологии почетными грамотами. Краткое обобщение проделанной работы и определение перспектив развития проекта по теме «Толерантность».

Перспективы развития проекта:

- ежегодно проводить в школе День толерантности;

- продолжить работу по формированию толерантного отношения к окружающему миру, как осознанной жизненной позиции личности в учебной и внеклассной деятельности.

Прошедшая неделя психологии по теме «Толерантность» только условно может быть названа «неделей», так как работа по осуществлению всего задуманного будет проводиться в течение учебного года на классных часах, мероприятиях, на внеурочных занятиях.

Всех участников мы поблагодарили за открытость во взаимоотношениях, искренность и безотказность. До новых встреч!

Педагог-психолог МБОУ БСОШ №2 Е. А. Шагиева

Публикации по теме:

Неделя психологии в детском садуНеделя психологии в детском саду Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для другого — печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой — раздражению.

Неделя психологииНеделя психологии В нашем саду с 6 по 10 апреля прошла неделя психологии. Были проведены занятия с детьми направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка,.

Неделя психологииНеделя психологии В нашем саду с 6 по 10 апреля была проведена "Неделя психологии", по названием "Радуга настроения". Цель данных занятий: снятие эмоционального.

Неделя психологии в детском садуНеделя психологии в детском саду С 24 по 28 ноября 2014 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №4 «Ягодка».

Неделя психологии в детском садуНеделя психологии в детском саду Открытие недели психологии "Каждый день моей жизни это радость!" На открытии были песни, танцы. Весь коллектив, родители и дети с удовольствием.

Неделя психологии в «Соловушке»Неделя психологии в «Соловушке» В МБДОУ ЦРР д/с №7 г. Донецка, Ростовской области в конце ноября прошла неделя психологии. В рамках этого события прошло много интересных.

Неделя психологии «Жизнь так прекрасна, улыбайся»Неделя психологии «Жизнь так прекрасна, улыбайся» В октября 2014г. в МКДОУ детский сад №20 «Ягодка» прошла неделя психологии, девиз которой «Жизнь так прекрасна, улыбайся». приуроченная.

План «Недели психологии» в ДОО Любящие и заботливые мамы, инициативные и ответственные папы, мудрые и талантливые бабушки и дедушки! В нашем детском саду с 24 ноября.

Проект «Неделя психологии»Проект «Неделя психологии» В нашем детском саду прошла "Неделя психологии". Каждый день проходил в интересной игровой форме. Наш психолог разработал ряд игр, задания,.

Неделя психологии (фотоотчет)Неделя психологии (фотоотчет) Неделя психологии «МИР ЭМОЦИЙ» Цель: Создание психологически-положительного климата в детском саду. Задачи: 1. Повысить мотивацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Неделя психологии. Воспитание толерантности
Опубликовано: 24 июня 2015 в 15:23
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД