Жители севера

Елена Губенко
Жители севера

Программное содержание:

-закрепить представление о России.

-дать знание о своеобразии жизни народов Севера:природа,жилища,труд.

-обогатить и уточнить представление о коренных жителях Севера-ненцах,дать представление о стойбище ненцев.

-воспитывать чувство уважения к жизни,традициям и обычаям других народов.

-учить намечать размещение предмета на листе; упражнять в рисовании с натуры ;закреплять приемы рисования.

Материал и оборудование:

-картина "Дети Севера".

-иллюстрация с изображением хантыйских построек.

Ход занятия:

Беседа.

-Ребята в какой части Росии мы с вами живем (на Севере)

-Покажите на карте.

-Что вы можете рассказать о Севере?

-Назовите коренных жителей Севера, которых вы уже знаете. (ненцы)

-Что вы можете рассказать о ненцах?

-Правильно,а еще на Севере живут такие народы. как ханты и манси.

Основное занятие хантов- это оленеводство, рыболовство и охота. А у манси основное занятие- это рыболовство и охота, оленеводством манси почти не занимаються, держат оленей только ради транспорта.

Показ иллюстраций.

-Что это? (чум)

-Кто живет в таком доме? (ненцы)

-А почему ненцы-оленеводы живут именно в чуме? (часто кочуют из-за корма оленей,а чум легко разобрать и установить)

-Ханты-оленеводы тоже живут в чуме. Что вы можете рассказать о чуме? (ответы детей)

-Ханты чум устанавливают почти так же,как и ненцы. И ставит чум тоже женщина.

-Вспомним,как устанавливается чум?

Установка детьми большого чума в группе с объяснением и уточнением.

-Сначала выбирается и очищается место. На место. где находится середина чума,кладется железный лист-это место для очага. Затем укладываются с каждой стороны от очага по три доски-это пол. Дальше стелятся на землю циновки,на них кладутся оленьи шкуры-это постель. У хантов на постель еще кладутся длинные,узорные подушки.

Затем ставятся два основных шеста.

Какая есть у ненцев загадка об основных шестах("Два друга сто друзей держат")

Дальше к основным шестам по кругу прислоняют много других шестов-каркас чума готов. Теперь покрываем чум покрывалом из оленьей шкуры.

Чум у хантов покрывают мужчины,на есть специальные "уши".В эти "уши" мужчина вдевает хорей и поднимает покрытие до верхушки чума,поверх все опутывается веревками.

-Наш чум готов. При этом чум можно сказать,что это чум ненцев. А знаете почему? У чума хантов есть отличие от ненецкого. У него есть двери. Вы скажите,что у ненцев тоже есть дверь. Правильно,но только у ненцев дверью служит угол,который при входе откидывается.

-Ребята, хорошими вы были оленеводами,а знаете вы,что,место,где оленеводы живут в тундре с оленями,называется стойбищем (показ картины)

Рассматривание картины "Дети Севера"(беседа по ней)

-Скажите ребята что вы видите на этой картине (ответы детей)

-Вы ребята,сказали,что в стойбище ненцев находится несколько чумов. А что такое чум (дом ненцев)

-Ребята,а как вы думаете,почему оленеводы живут в чуме?А не строят себе дом как у нас (ответы детей)

-Долго на одном месте оленеводы не живут. А в поисках корма для животных часто переходят,кочуют, с одного места на другое и такой дом как чум можно легко и быстро разобрать и перевести на другое место.

-Что делают ненцы в поисках корма для оленей (кочуют)

-Правильно,поэтому про ненцев говорят,что они ведут кочевой образ жизни.

-А чем питаются олени (ягелем)

-Послушайте,ребята,рассказ об этом удивительном растении.

Чтение отрывка из рассказа Юрия Коваля "Ягель".

Ягель-самый красивый мох. Светлый,светло-зеленый,упруго вырывается он из земли,каждый его кустик похож на взрыв.

Ягель ласковый,мягкий мох. По нему жалко ходить,топтать,а уж если пошел-идешь по пуховой подушке.

Говорят,что след человека остается в ягеле на долгие годы. В одном месте среди ягеля мы увидели бруснику. Она казалась особенно спелой и сочной в его седоватых кустиках. Бруснику мы съели,а ягель оставили оленям.

-Ребята,каким автор описывает ягель?

-Съедят олени корм и идут дальше,а за ними оленеводы. Уходят далеко,к берегам Ледовитого океана. Чтобы оленям не приходилось так далеко уходить,давайте мы им нарисуем много ягеля.

Рисование с натуры "Ягель".

Публикации по теме:

Презентация «Поэты Югры детям» Презентация предусмотрена к конкурсу чтецов. Практически каждый слайд сопровождается прочтение детьми стихов обозначенных на слайде поэтов.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Жители севера
Опубликовано: 22 ноября 2012 в 20:15
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»
Интеграция ОО : "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи :...
Социальный проект «Развитие информационного пространства образовательной среды»
Тема проекта: «Развитие информационного пространства образовательной среды» Тип проекта: • практико-ориентированный. Место реализации проекта: • МДОУ...
Посещение Пайгармского Параскево-Вознесенского женского монастыря
Приближался один из главных христианских праздников - Рождество Христово, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Это самый...
«Кулон против гриппа». Мастер-класс для родителей.
В холодный период на нас часто обрушивается эпидемия гриппа и простудных инфекций. Как уберечь от гриппа своих детей, волнует каждого родителя. Прививки не...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающем миром в...
Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать и расширять...