Лучший педагог года

Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».

Светлана Квашенникова
Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».

Непосредственная образовательная деятельность детей

по экспериментальному исследованию.

Тема :«Магнит творит чудеса».

Возрастная группа: старшая группа

Задачи:

Образовательные :

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию, Тема: „Магнит творит чудеса“,» размещена в разделах

Знакомство с понятием «магнит». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова : «притягивать», «примагничивать». Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

• Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей : социализация; коммуникация; труд; музыка; безопасность; здоровье.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: доска для фиксирования результатов эксперимента; ноутбук, диск с мультфильмом.

Раздаточный:

железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с портновской иглой для мачты и парусом из бумаги.

Предварительная работа:

- игры с магнитной доской и магнитной мозаикой; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит.

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Для того, чтобы очутиться в этой стране, нужно произнести волшебное заклинание. Встанем все в круг.

Мы сейчас пойдем направо дружно.

А потом пойдем налево дружно.

В центре круга соберемся дружно.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

1,2, 3. Волшебство скорей приди!

- Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там лежит какой-то волшебный предмет. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в шкатулке.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдёт иголку в куче сена.

Дети: Магнит.

- Вам всем знаком этот предмет?

Дети: да.

- Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов.

-Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита. Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный предмет – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из лежащих на ваших столах предмету. Итак, волшебство начинается.

1. Опыт с различными предметами Опыт №1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• игрушка,

• деревянный карандаш, кусок ткани

• пластмассовая пуговица, ластик

• металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты достоинством в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль,

• бумажный листок, пластмассовая тарелочка, маленький магнит.

Ход опыта:

1. Поднести магнит по очереди ко всем предметам.

2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются, — в левую.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей)

- Какие предметы притянул магнит? (железные скребки, шурупы, гаечки).

- А какие предметы магнит не притянул?

Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.

Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

2. Действует ли магнит через другие материалы? Опыт №1

Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу.

Опыт №2

Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Дети: Магнит действует через ткань. Железные предметы примагнитились через ткань

Опыт №3

Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.

Воспитатель: Из этих опытов вы что узнали о магните?

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос. Воспитатель: Ребята, а то, что мы узнали о магните, закрепим символами. Символ 1,2 Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Физкультминутка. Делать научные открытия, даже волшебникам, очень нелегко, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Продолжим нашу работу. Мы сейчас отправимся на рыбалку.

Игра-опыт «Рыбалка»

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• стакан с водой,

• 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,

• маленький магнит.

Ход опыта:

1. В стакан с водой опустить рыбок.

2. Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.

Результат опыта. Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.

Вывод. Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду. Символ 3.

Воспитатель: — Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

3. Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?

Игра-опыт «Магнитный кораблик»

Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик, таз с водой.

Ход опыта:

Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.

1. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом (не касаясь их).

Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод. Сила магнита действует даже на расстоянии. Символ 4.

Воспитатель: - Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

4. Почему иногда два магнита отталкиваются?

Опыт № 1

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• два маленьких мебельных магнита.

Ход опыта:

1. Поднести два магнита друг к другу.

2. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель: — У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Опыт № 2

Оборудование (на каждого ребенка или на пару) :

• пары магнитов разной формы (бруски или подковообразные) с окрашенными полюсами.

Ход опыта:

Приблизить друг к другу одинаково окрашенные полюса магнитов, потом — разноокрашенные.

Результат опыта. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Воспитатель: - Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Опыт «Управление автомобилем»

Оборудование:

• два магнита с окрашенными полюсами,

• игрушечный автомобиль,

• скотч.

Ход опыта:

1. Один магнит закрепить скотчем на автомобиле.

2. Другим магнитом пользоваться, двигая автомобиль.

Результат опыта. Когда сближаешь одинаковые полюсы, автомобиль едет вперед, когда разные — назад.

Вывод. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются. Символ 5.

5. Где еще используются магниты?

- Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?

Дети: магнитные мозаика, держатели, магнитная игра.

Воспитатель: - Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

6. Окончание занятия в детском саду

Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились.

Дети: - Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо усвоили новый материал! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали, и приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».

Использованная литература

1. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».

2. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

3. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.

4. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду».». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации». Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003.

Публикации по теме:

План проведения профилактической акции «Безопасность детей — забота взрослых»План проведения профилактической акции «Безопасность детей — забота взрослых» План проведения профилактической акции «Безопасность детей - забота взрослых»Работа с педагогами. 1. Консультация для воспитателей: «Организация.

Выставка поделок «Чудеса из овощей» (осень 2013)Выставка поделок «Чудеса из овощей» (осень 2013) В нашем саду традиционно, в начале осени, проходит выставка поделок из овощей. Родители и дети с удовольствием принимают участие,пользуясь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность детей по экспериментальному исследованию. Тема: «Магнит творит чудеса».
Опубликовано: 30 января 2015 в 21:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД