Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»

Стародубова Наталья Петровна
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Развивать логическое мышление, речь, память;

2. Формировать умения высказывать свои мысли;

3. Познакомить детей с понятиями «Правда» и «ложь»;

4. Воспитывать такие нравственные качества как «честность», «справедливость»;

5. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения пословицы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведений Н. Носова «Фантазёры»; Джонни Родари (итальянский писатель) – сказка о правде и лжи (Журнал «Работница» 1958 год); рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже».

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:

1. Сказка о правде и лжи;

2. Пословицы о правде и лжи;

3. Портрет В. Осеевой;

4. Рассказ В. Осеевой «Что легче».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.

Ход ЗАНЯТИЯ:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Звучит музыка: Дорога Добра (из к/ф "Маленький Мук").

Воспитатель читает стихотворение детям.

1. На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

2. Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Что б только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

3. Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

4. Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

А только правду говорить.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Эти слова мы употребляем, когда говорим о людях: называя одних правдивыми, а других – лживыми. А как вы понимаете, что такое «Правда», а что такое «Ложь»? И что из этого лучше? А сначала я прочту вам интересную сказку, которая так и называется: «Правда и ложь». ….За высокими горами, за зелёными лесами жили - были две сестры. Одну звали «Правда», а другую «Ложь». Правда была красивой, сильной, доброй. Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а ложь тут как тут. Ложь: «Что вам трудиться, да спины гнуть, бросьте зёрна, ветер сам их разнесет». Честный человек ее не слушает, знает себе трудится, а ленивому такой совет по нраву. Ляжет под куст да заснет, а работа как - никак выполнена, сам себя обманывает, урожая – то не бывать на его поле. А это голод.

Стал народ думать как от Лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что, знает себе врёт, да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит черные свои дела. До сих пор она живет с нами, и никто не знает, как изжить ее с земли нашей. Стараются люди только с правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то там она и поселится, и очень трудно от нее будет избавиться.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете как уберечь себя от Лжи?

Дети: - Никогда не обманывать родителей и друзей, а если хоть раз обманем, то Ложь в сердце поселится, и будем мы обманывать всегда, а это плохо.

Воспитатель: - Какой вы представляете себе Правду и Ложь? Опишите их!

Дети: - Правду - красивой, сильной, доброй. Ложь – хитрой, изворотливой.

Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - А сейчас я вам назову слова, а вы поможете подобрать к ним слова близкие по значению (подбор синонимов). Итак:

Правда – истина, действительность, верно, правильно, подлинно…итд.

Ложь – обман, неправда, вранье, клевета, брехня…итд.

Воспитатель: - Люди составили много пословиц о правде и лжи. Сейчас я зачитаю некоторые из них и вы поможете объяснить, что она обозначает и как ее можно понять! (зачитывает пословицы, дети объясняют их значение).

•«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;

«Кто сам врет, другим не верит»;

•«Красивая ложь, да от правды не уйдешь»;

«Шило в мешке не утаишь».

Воспитатель: - А сейчас я вам хочу прочесть еще один поучительный рассказ "Что легче?", который написала В. А. Осеева. Послушайте его и скажите, какая из вышеперечисленных пословиц подходит к этому рассказу. (Читает).

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.

Идут домой - боятся:

- Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

- Нет, - говорит, - в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Дети: - Подходит пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», так как нужно говорить сразу только правду, какой бы она не была, чем сладкую ложь.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - О правде и лжи писала не только В. Осеева, но и многие другие Л. Н. Толстой, Н. Носов. Скажите, о чем мы говорили сегодня?

Дети: - О правде и лжи.

Воспитатель: - Что нового узнали?

Дети: - То, что правда и ложь, как добро и зло ходят рядом. Поняли, что не нужно бояться говорить правду, а ложь нужно обходить стороной.

Воспитатель: - А что, ребята, легче: солгать или сказать правду?

Дети: - Сказать правду, какой бы она не была. Потому что тайное всегда становится явным.

Воспитатель: - Верно, ребята! Потому что вам тогда не надо будет ничего придумывать. Значит, главное, вы должны признавать свою вину и отвечать за свои поступки. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходите стороной.

Публикации по теме:

Физкультурный уголок в средней группе Задачи физкультурного уголка - Формировать и обогащать двигательный опыт детей разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр.

Интерактивная игра «Загадки Кота ученого»Интерактивная игра «Загадки Кота ученого» Хочу предложить вашему вниманию мультимедийную презентацию "ЗАГАДКИ КОТА УЧЕНОГО". По сути - это викторина для обобщения и закрепления знаний.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Математика
  • Логические загадки
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»
Опубликовано: 7 января 2014 в 13:26
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...