Непосредственная образовательная деятельность по углублению представлений о медведях «Три медведя» (старшая группа)

Екатерина Пономарева
Непосредственная образовательная деятельность по углублению представлений о медведях «Три медведя» (старшая группа)

Цель: Обобщить и конкретизировать знания детей об особенностях внешнего вида, повадках диких животных; приспособлении к среде обитания.

Задачи: Углублять представление детей о диких животных; развивать умение анализировать и сравнивать повадки медведей, способы питания и зависимость добычи пищи от среды обитания; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе; обогащать словарный запас; совершенствовать монологическую речь.

Предварительная работа: Чтение стихотворений С. Я. Маршака: «медведи», «белые медведи», Е. Глызь «медвежонок». Рисование по сказки три медведя, просмотр мультфильма Юрия Яковлева «Умка».

Материалы: 3 фланелеграфа, картинки с изображениями медведей, среды обитания, пищи, мультимедийный проектор, аудио запись песни, географическая карта.

Ход занятия.

Физминутка:

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. (доставать мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. (отмахиваться от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за щёки и погрозить пальцем)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (сесть на колени, руки под щеку, наклонить голову)

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о медведях!

Медведи – самые крупные из хищников, живущих на нашей планете, и размером, и мощью они превосходят более знаменитых льва и тигра. Некоторые из них достигают длины 3 метра и массы до 700, а иногда и до 1000 килограммов. Эти животные знакомы людям с давних времен, у народов всех континентов они почитались как олицетворение силы. Люди преклонялись перед неодолимой мощью медведя.

Воспитатель: Наше занятие будет очень интересным и увлекательным, ведь мы сможем рассмотреть, как выглядят медведи, где они живут, чем питаются, как общаются между собой. Мы узнаем об их повадках и поведении в разных ситуациях.

Но для этого нам нужно вспомнить, какие виды медведей существуют на нашей планете? (дети называют виды медведей, воспитатель вывешивает изображения с названными видами на доску)

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о каждом из этих видов медведей, где вы сможете увидеть их поведение в дикой природе.

(Просмотр коротких фрагментов из жизни медведей)

Как вы могли убедиться, ребята, посмотрев фильм, что существует много разных видов медведей, но у всех этих зверей мощное тело, толстые сильные конечности, вооруженные длинными загнутыми когтями. Все медведи при ходьбе опираются о землю всей плоскостью стопы. Из-за этого они не слишком грациозны, косолапая походка медведя кажется неуклюжей. Тело у них покрыто густой, грубой шерстью.

Воспитатель: Сегодня с вами поговорим только о трех видах, наиболее отличающихся друг от друга.

(Воспитатель оставляет только три картинки с изображением медведей)

Назовите их, пожалуйста (бурый медведь, белый и панда).

Как вы думаете, чем интересны нам именно эти представители семейства медвежьих? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно заметили, что эти медведи резко отличаются друг от друга по внешнему виду. Давайте перечислим отличительные особенности медведей: бурого, белого и большой панды.

Назовем сначала, то отличие, которое сразу бросается в глаза.

Правильно, это окрас шерсти животных. (Дети называют отличия окраса шерсти животных)

Какие еще отличия вы видите?

(ответы детей)

Как отличаются туловище медведей по размеру?

Обратите внимание, отличаются ли головы медведей по форме? Назовите отличия.

Чем отличаются глаза, уши, хвост и лапы медведей? (ответы детей)

(Рассматриваем эти отличия на схеме в слайдах презентации)

Что мы можем сказать о сходстве всех медведей? (все медведи покрыты густой шерстью, имеют мощное тело, короткий хвост, небольшие уши, маленькие глаза, крепкие клыки и когти).

Воспитатель: Давайте посмотрим, где живут медведи, рассмотрим их среду обитания на карте. (Воспитатель показывает на слайде карту, на которой отмечены места обитания бурого медведя, белого медведя и панды).

Бурый медведь обитает на территории России в лесах Сибири, Дальнего востока и на Камчатке в густых лесах с буреломом и густой порослью, а так же рядом с посевами овса.

Вспомните сказку «Вершки и корешки», чем хотел полакомиться медведь? (ответы детей). Медведь всеядное животное, но большую часть его рациона составляет растительная пища и, конечно, ягода, также медведи ловят рыбу и поедают ее.

Что же делает бурый медведь зимой, когда питаться ему нечем? (ответы детей)

Правильно, медведи впадают в спячку, но сон их очень чуткий и медведя легко разбудить, поэтому в лесу нельзя шуметь

Все вы, наверно знаете, где живет белый медведь? Назовите, пожалуйста, место его обитания, и если сможете, покажите на карте? (ответы детей)

Правильно, белого медведя можно встретить на побережье Ледовитого океана и во льдах Арктики. Он превосходно плавает и ныряет, легко передвигается по льду.

Чем же питается белый медведь, ведь в Арктике ничего не растет? (ответы детей)

Теперь обратимся к третьему представителю медвежьих. Панда. Что вы знаете о нем?

Большая панда или бамбуковый медведь обитает в горных районах центрального Китая: Сычуань и Тибет. Китайское имя означает «медведь - кошка», еще его называют пятнистым медведем.

Как вы думаете, почему медведя так называют? (ответы детей)

Лапы медведя устроены та, чтобы ему легче было удерживать ветки бамбука, и лазать по деревьям.

И почему это вдруг понадобилось медведю лазать по деревьям и ломать ветки бамбука?

Дети высказывают свои предположения.

Верно, вы заметили, хоть панда относится к диким животным, на самом деле это медведь - вегетарианец, в день взрослая панда съедает до 30 кг листьев и побегов бамбука.

Ребята, можем ли мы сделать вывод, что питание медведей зависит от места их обитания? (ответы детей)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Выбери пищу для медведя» и определить, чем питается каждый из медведей?

Ход игры: Дети делятся на 3 подгруппы. У каждой подгруппы на фланелеграфе висит изображение своего медведя и набор картинок с предполагаемой пищей. Дети, по команде воспитателя, подбирают картинки с той пищей, которой питается данный медведь.

Воспитатель предлагает детям поменяться фланелеграфами, проверить правильность выполнения задания и при необходимости исправить ошибки.

Воспитатель: А теперь, предлагаю вам представить, как будто вы зоологи (зоолог - это человек, который изучает жизнь животных) как бы вы рассказали об одном из видов медведей, составьте рассказ в своей подгруппе. За лучший рассказ вы получите приз.

Закончить наше занятие я предлагаю вам песней Олега Попова – медведь и медведица! (слушаем песню, подпеваем и импровизируем движения)

Рефлексия: Ребята, что нового вы сегодня узнали о медведях?

Какой из медведей живет на территории России и является ее символом?

Подумайте и скажите, ребята, о каком из медведей вы бы хотели еще узнать?

Возможно, вы сами захотите подготовить рассказ о диком звере и рассказать нам о нем. Мы будем рады услышать ваш рассказ.

Публикации по теме:

Черепашка в нашей группе Учить узнавать и называть представителей класса пресмыкающихся- черепаха. Знать некоторые особенности их внешнего вида, передвижение. У.

Макет «Дикая природа»Макет «Дикая природа» Вот какие мы мастера. Цель: 1. Дать первоначальные сведения о природе (что растёт в лесу и кто живёт в лесу); учить детей узнавать и.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность по углублению представлений о медведях «Три медведя» (старшая группа)
Опубликовано: 30 декабря 2013 в 21:21
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...