Лина Пенкина
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Святитель Иоасаф зовет нас к добру»
Программное содержание:
Обучающие задачи: дать детям доступные сведения о событиях из жизни святителя Иоасафа Белгородского Чудотворца, продолжать формировать представления о святости, любви, доброте, соединяющих человека с Богом и всем миром. Закреплять навыки чтения, активизации словаря признаков, образования сравнительной степени прилагательных, составления сложных предложений.
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной группы „Святитель Иоасаф зовет нас к добру“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Воспитательные задачи: воспитывать желание детей подражать святителю Иоасафу в добродетелях милосердия, трудолюбия.
Развивающие задачи: способствовать развитию доброго отношения к людям, развивать речь детей, логическое мышление, творческое воображение, мелкую моторику.
Материалы: изображение святителя Иоасафа Белгородского, книги и журналы о Иоасафе Белгородском Чудотворце, сказки о трудолюбии и лени, карточки с заданием и простой карандаш для каждого ребенка, магнитная доска, буквы - К, Н, И, Г, А, посылка, с собранными вещами и игрушками для детского дома. Мультимедиа с презентацией, аудиозапись «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.
1. Оргмомент.
Дети входят в группу. Ребенок сообщает, что составил интересное слово, но оно рассыпалось. Воспитатель предлагает помочь собрать слово. (На магнитной доске дети составляют слово КНИГА).
-Дети, а что означает слово «книга»?
Дети читают стихи:
Книга – учитель, книга – наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Книга – верный, книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Все ребята говорят.
2. Беседа о святителе Иоасафе.
Воспитатель: Сегодня мы посетим выставку книг. (дети подходят к стеллажу, где расположены книги о святителе Иоасафе, рассматривают их., но эта выставка – особая. В этом году белгородцы и все православные христиане празднуют столетие со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского Чудотворца. Как вы понимаете слово «канонизация»? (причислен к лику святых, прославлен) (слайд 1).
- Дети, вы хотели бы больше узнать о покровителе Святого Белогорья? Мы много уже читали о святителе Иоасафе Белгородском Чудотворце, знаем, как и в каких случаях к нему обращаться.
Речевое упражнение «Эхо». (Дети проговаривают стихотворение за воспитателем тихим, спокойным голосом).
Святитель, отче наш Иоасафе!
Молюсь тебе, прошу тебя:
«Спаси и сохрани меня
От бед, ненастий и врага!
Мою семью обереги,
В любви и счастье сохрани!»
Ребенок берет с полки детскую книгу о святителе Иоасафе и читает о нем. (слайд 2)
Воспитатель: Мы живем беззаботно, легко, радуясь тому, что нам дает Бог, а ведь Иоасаф Белгородский уже в раннем возрасте молился так, что его молитва была принята самой Богородицей.
- Дети, как вы думаете, какой характер нужно было иметь святителю Иоасафу, чтобы устоять среди соблазнов и не огорчать близких для него людей? (Нужно было иметь твердый характер, сильную веру, любовь к Богу, смирение, послушание, трудолюбие).
- А для чего трудятся люди?
- А если бы никто не трудился, что бы было?
Воспитатель: Многие дети помогают взрослым выполнять разную работу.
- Как говорят про таких детей?
( Ответы: Мал золотник, да дорог. Маленький, да удаленький).
Мама святителя Иоасафа тоже с детства приучала его трудиться, помогать людям.
3. Упражнение на координацию речи с движениями.
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу
И ни разу, и ни разу
Ни словечка не скажу.
- Молодцы, спасибо. Я надеюсь, что вы всегда так же поступаете.
4. Активизация словаря.
Воспитатель: Святитель Иоасаф очень часто помогал людям продуктами, одеждой, дровами, которые заготавливал сам и даже исцелял больных. (слайды 3,4,5)
Дети, а как назвать человека, который всем помогает, всех жалеет? (милосердным.)
Какое удивительное слово МИЛОСЕРДИЕ.
-Как можно сказать по-другому?
( Ответы: Милое сердце, милующее, доброе, заботливое, прощающее, сострадающее).
Милосердие – доброе, сострадательное, заботливое отношение к людям, бескорыстное оказание им помощи.
Милосердие – было свойством души святителя Иоасафа. Всем и везде, как только мог, святитель оказывал помощь и поддержку
Рассказ ребенка. 1. Однажды тайно в ночь на Рождество он разнес по домам нуждающихся денежную милостыню.
2. Святитель Иоасаф постоянно кормил бедняков, посылал пищу заключенным в тюрьмах.
Воспитатель.
- Как вы проявляете милосердие?
– А если мы ничем не можем помочь нуждающимся, как быть? ( Ответы: посочувствовать, пожалеть, помолиться за них, найти человека, который сделает это).
Можем мы назвать милосердного человека трудолюбивым?
Дети, какое противоположное слово есть к слову трудолюбие? (Лень).
5. Беседа о трудолюбии и лени.
– Мы продолжаем рассматривать книги на нашей выставке, (подходят ко второму стеллажу).
- Какие книги вы видите здесь? ( дети читают названия книг: «Золушка», «Вовка в Тридесятом царстве», «По щучьему веленью», «Стрекоза и Муравей», «Морозко», «Мороз Иванович»).
- Как вы думаете, что объединяют все эти книги? (Ответ. В этих книгах есть трудолюбивые и ленивые герои).
- Каких сказочных ленивцев вы знаете? (Ответы детей).
- Хорошо ли быть ленивым? Как вы думаете? (Ответы детей).
Дети, послушайте, как сказал святитель Иоасаф в своей поэме о лени, он назвал ее леность.
Читает ребенок (наизусть).
Леность – грех проклятый,
Шла с невымытым лицом,
Волосы кудлаты,
Распоясана, несла
Пыльных книг страницы-
Там, где моль не сожрала,
Плесень веселится.
- Что вы поняли из этого стихотворения?
- Какие выражения использовал святитель Иоасаф при описании лени?
- А теперь, дети, присаживайтесь на творческую полянку (звучит музыка).
- Представьте себе лень, какая она?
- Чем она пахнет?
- Какая она на ощупь?
- Как вы думаете, каких людей больше трудолюбивых или ленивых?
- А лениться, бездельничать хорошо? Почему? (Ничему не научишься, ничего не будешь знать и уметь делать, будет скучно, неинтересно жить, даже можно заболеть).
Дети, отгоните от себя лень! (дети делают движение руками).
6. Задание «Найди противоположные пары». Затем дети составляют сложные предложения с союзом «а» по картинкам. (Этот мальчик трудолюбивый, а этот ленивый. Эта девочка трудолюбивая, а эта ленивая.)
Предлагаю подумать, какие виды труда существуют:
Труд души – это молитвенное обращение к Богу, Богородице, святым, Ангелам, а также – это дела милосердия, добрые дела.
Труд физический – когда человек использует способности своего тела, силу мышц.
Интеллектуальный труд – когда человек применяет способности ума.
- Самый важный труд для человека – это труд для души.
7. Этюд «Спаси птенца».
Воспитатель. В жизни, дети, происходит очень много ситуаций, когда кто-то нуждается в помощи, поддержке, сочувствии.
Воспитатель говорит, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:
- Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец.
Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам!
8. Рассказ воспитателя.
Ежегодно 8 Мая во всем мире отмечается день Красного Креста и Красного полумесяца. (слайд 6)
Красный Крест стал символом общества, которое оказывает помощь жертвам несчастных случаев, стихийных бедствий, эпидемий и войн.
Это знак искреннего и бескорыстного служения людям.
Ребенок читает стихи.
Праздник Красного Креста
Отмечают неспроста.
Где-то вдруг цунами будет,
Извержение вулкана,
Красный Крест туда прибудет
Из-за гор и океана.
9. Итог.
- Дети, в течение недели в группе мы проводили акцию «Сделай добро – подари радость».
Расскажите, как это было?
(Дети рассказывают, что они все совместно с родителями участвовали в этой акции, собирали вещи и игрушки для детского дома).
Воспитатель показывает посылку и сообщает, что после занятия мы идем на почту отправлять посылку в детский дом.
Читают дети.
Жалость.
Покормил щенка в сторонке-
Он от голода страдал,
С дерева достал котенка-
Кто-то злой его загнал.
Немощной, больной старушке
Молоко и хлеб принес
И любимые игрушки
С мамой в детский дом отнес.
Пусть живет в твоем сердечке
Жалость к тем, кто одинок,
Утешенья ждет словечка,-
Этому нас учит Бог!
Е. Екимова