Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия «Сказочный образ в музыке»

Татьяна Коротова
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия «Сказочный образ в музыке»

Цель:

совершенствовать способность детей понимать художественный образ музыкального произведения, его характер и настроение. Развивать фантазию и воображение.

Задачи:

Формировать у детей умения соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства: музыка, художественное творчество, поэзия (обр. обл.: «Музыка», «Художественное творчество»);

• Поддерживать у детей желание слушать музыку, эмоционально на неё откликаться, рассказывать о ней («музыка»);

• Совершенствовать двигательную активность детей, способность к творческому воображению, импровизации («музыка»);

• Продолжать знакомить детей с творчеством художников («Худ. творчество»);

Формировать у детей умения по описанию, отрывку из художественного произведения или загадке называть сказочного героя (чтение худ. лит.);

• Совершенствовать умения рассказывать по картине («Коммуникация»);

• Продолжать развивать умение высказывать свои впечатления о картине, прослушанном музыкальном произведении («Коммуникация»);

Дети заходят в зал под сказочную музыку, выстраиваются в круг.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы любите сказки?

(дети отвечают)

Назовите знакомые вам сказки.

(дети называют)

Мы проведём с вами сказочную викторину, а правильно ли вы ответили, мы увидим на экране.

1)Как называется сказка, в которой девочка Женя при помощи волшебного цветка помогла мальчику выздороветь? («Цветик-семицветик»)

Слайд № 1

Назовите автора этого произведения? (Валентин Катаев)

2) Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды из болта

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит

Это (Доктор Айболит)

Слайд №2

Кто автор этой сказки? (Корней Иванович Чуковский)

3) Как звали героиню сказки, в которой корова говорила следующие слова: «Влезь ко мне в одно ушко, в другое вылези – всё будет сработано» (Хаврошечка)

Слайд №3

Кто автор этой сказки? (Русская народная)

Музыкальный руководитель:

Да, действительно, вы хорошо знаете сказки.

Я сегодня хочу познакомить вас с новой сказкой.

(Муз. рук. берёт книгу, открывает её, перелистывает)

Что случилось, в книге нет ни одной буквы, а я хотела рассказать младшим ребятам эту сказку тоже.

Что же нам делать?

(Дети высказывают свои предположения).

Ребята, с помощью чего ещё можно рассказать сказку?

(дети отвечают)

Правильно, с помощью рисунка. Я приглашаю вас в нашу сказочную галерею.

(Дети с музыкальным руководителем проходят к выставке репродукций художников со сказочным сюжетом).

Музыкальный руководитель:

Обратите внимание, как великие художники передали в своих работах характер сказочного героя.

В нашей сказочной картинной галерее нас встречают экскурсоводы. Экскурсовод Елисей расскажет нам о картине Виктора Михайловича Васнецова «Сестрица Алёнушка»

(Ребёнок рассказывает о картине, итогом - муз. рук. проговаривает основные характеристики героя).

А о картине «Иван Царевич на сером волке» нам расскажет экскурсовод Дима.

(Ребёнок рассказывает о картине "Иван Царевич на сером волке" Васнецова)

Музыкальный руководитель:

Вот так рассказали нам сказки художники – живописцы.

А ещё есть художники-мультипликаторы. Как вы думаете, что они создают, какие картины?

(Дети высказывают свои предположения)

Они создают мультипликационные фильмы.

Приглашаю вас в наш кинозал.

(Дети проходят и садятся на стулья)

Художники мультипликаторы создали фильм на музыку композитора Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки»

(Просмотр м. ф «Картинки с выставки»)

Музыкальный руководитель:

Какой изобразили художники Бабу Ягу?

Что помогло художникам выразительнее передать образ Бабы Яги?

(Дети отвечают на вопросы)

Правильно музыка.

Какой характер этого музыкального произведения?

(Дети отвечают)

Значит, с помощью музыки мы можем изобразить сказку.

Композиторы, воодушевлённые сказочными сюжетами, сочиняют яркие образные музыкальные произведения. А какие вы знаете музыкальные произведения, в которых передаётся сказочный сюжет?

(Дети называют: «Баба Яга», «Чиполино», «Горный король» и т. п.)

Музыкальный руководитель:

Назовите, пожалуйста, сказку по отрывку:

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана

И желанная страна

Вот уж издали видна;

(Дети отвечают)

Правильно, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди»

А кто автор этого произведения? (А. С. Пушкин).

Великий композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце.

Назовите эти три чуда.

(Дети называют)

Прослушайте фрагмент из этого музыкального произведения

(Дети прослушивают тему «Тридцать три богатыря»)

Что передает нам музыка? Какое диво произошло?

(33 богатыря выходят из моря.)

Какими нам их изобразила музыка?

(Дети отвечают)

Правильно: смелыми, грозными, решительными, строгими.

Слайд № 1

Какие у них одежды, оружие?

(Дети отвечают)

Да, Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.

Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

А давайте попробуем стать участниками этой сказки. Выразим настроение и характер музыки через движение.

Импровизация (Мальчики богатыри, девочки волны)

Второе чудо из сказки.

(Дети прослушивают тему «Белка»)

О каком чуде рассказывал композитор?

(Дети отвечают)

Слайд №2

Какая по характеру эта музыка?

Послушайте, как Александр Сергеевич описал это чудо

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Вот что чудом то зовут".

Ребята, а кто помнит, какое же третье чудо описано в сказке?

(Дети отвечают).

Давайте прослушаем музыкальный отрывок.

(Прослушивание темы «Лебедь»)

Слайд № 3

Какая она?

Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и

Какой характер музыки. Как же в движении передать эту красивую, нежную Царевну?

(Дети высказывают свои предположения)

Проводится Игра – импровизация «Царевна-Лебедь».

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, как мы с вами передаём настроение, движение сказочных героев, рассказываем свою сказку.

С помощью чего же можно изобразить сказку?

(Дети высказывают свои предположения)

Но мы с вами не сможем поместить в книгу с нашей новой сказкой движения… А что мы сможем поместить в книгу?

(Дети высказываются)

А давайте мы сказку, как художники, нарисуем?

Какую сказку, о ком ты нарисуешь _ _ _ _ _ _?

А ты _ _ _ _ _ _?

Предлагаю вам пройти в группу, нарисовать свои сказки, а готовые работы поместим в нашу книгу и подарим младшим ребятам.

А вам в помощь я приглашу сказочную музыку.

(Дети рисуют, воспитатель помогает, советует).

Музыкальный руководитель:

Какая прекрасная сказка из ваших рисунков получилась, а помогала нам музыка.

Публикации по теме:

Содержание и задачи образовательной области «Художественное творчество». Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне.

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия «Сказочный образ в музыке»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 11:42
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...