Нестандартная предметная среда физкультурного образования дошкольников

ольга ярославцева
Нестандартная предметная среда физкультурного образования дошкольников

Ребенок дошкольного возраста третьего тысячелетия испытывает не меньшую потребность в движении, чем его сверстники других поколений.

Однако техногенная среда, с огромной скоростью завоевавшая жизненное пространство человечества, расширяя информационное поле малыша, ограничивает его двигательную активность. Время, проведенное дошкольником у телевизора, компьютера сегодня составляет более половины всей его жизни. Кроме того, сложилась традиция ранней интеллектуализации дошкольников в ущерб остальным видам деятельности, хотя характеристики любой деятельности лучше формируются в процессе освоения физической культуры.

Вялые мышцы, проблемы с осанкой, пищеварением, зрением – список можно продолжать бесконечно. Даже в ДОУ, где созданы достаточные условия для физического развития ребенка, можно видеть детей, не желающих заниматься физическими упражнениями, предпочитающих проспать утреннюю гимнастику, посидеть на прогулке, не играть со сверстниками в подвижные игры.

Это говорит об отсутствии мотивации современного ребенка к занятиям физической культурой.

Педагоги создают условия для возможностей принятия ребенком базовых ценностей здоровья и физической культуры. Но, в основном, здоровьесберегающие технологии и программы не закладывают сегодня целей формирования осознанного отношения к своему здоровью. А заставить человека быть здоровым по мимо его воли, сложно. Поэтому мы сегодня говорим о физкультурном образовании в плане формирования сознательного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни, сообразно меняющимся условиям.

Ребенок дошкольного возраста должен получить физкультурное образование, то есть освоить двигательную деятельность на основе которой развиваются его психофизические качества, воспитывается физическая культура.

В свете новых приоритетов образовательной политики-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является важнейшей задачей образования (п. 1.6. ФГОС)

В Стандарте учитываются:

индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Для осуществления физкультурного образования необходимо создать условия, определить средства, обеспечивающие его качество.

Одним из важнейших средств является предметная среда развития движений дошкольников. Существует достаточно много теорий построения развивающей среды в системе ДО. Опираясь на ФГОС, мы остановились на

следующих принципах построения предметно – развивающей среды развития движений детей в ДОУ.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей

2. Принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде. Обеспечение двигательной активности.

3. Принцип системности

4. Универсальность предметной среды развития движений.

С ориентацией на то, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС 3.3.4, но

в настоящее время мы, к сожалению, имеем морально устаревшее спортивное оборудование, которое не позволяет эффективно организовывать двигательную деятельность. Вследствие этого у детей падает интерес к занятиям.

Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

ЦЕЛЬ: Создание условий для повышения эффективности физкультурного образования дошкольников посредством организации коммуникативно-ориентированной предметной среды с использованием нестандартного

оборудования

ЗАДАЧИ:

1. Укреплять здоровье детей.

2. Обогащать знания детей о мире предметов.

3. Расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных

упражнений с нестандартным оборудованием, их оздоровительном

значении.

4. Применять нестандартное оборудование в самостоятельной

деятельности для повышения двигательной активности.

5. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой.

Планируемые результаты:

- повышение интереса детей к различным видам двигательной деятельности;

- увеличение объёма двигательной активности детей;

- побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности;

- создание условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении;

-воспитание потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Двигательная активность дошкольника целенаправленна и соответствует его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Организация педагогом разнообразной и содержательной деятельности способствуют выполнению основных задач и развитию умственных, духовных и физических способностей детей.

Эффективный способ повышения двигательной активности детей, овладение ими основными движениями – это игра, частая смена движений, амплитуды, темпа и, конечно, использование яркого, необычного оборудования. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя. А также проведение физкультуры с использованием нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям спортом. Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.

Различные виды упражнений с использованием нестандартного оборудования, которое использую в своей работе:

Нестандартная предметная среда физкультурного образования дошкольников

Коррегирующие дорожки

Массажные варежки

сверху чистящая губка, внутри декоративные камешки

Массажёры для ступней

Массажные тапочки

Массажёры

Для развития дыхания

Для НОД:

" Разноцветные кольца" (для выполнения О. р. у)

" Змейки" (для О. р. у)

" Грибочки" (для ходьбы)

" Паук" (для подлезания)

"Волшебная шляпа" (для сохранения равновесия, развития ловкости)

"Змея" (для перепрыгивания)

"Шайбы" (для развития меткости, точности)

игра "Кёрлинг"

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Особенности создания предметно-развивающей среды» Особенности создания предметно – развивающей среды в группе. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой.

Самостоятельная двигательная деятельность ребёнка Самостоятельная двигательная деятельность ребенка. Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Нестандартная предметная среда физкультурного образования дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2014 в 15:13
+27
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...