Получи документы

Нетрадиционные формы работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста. Математическая олимпиада в старшей группе

Татьяна Фокина
Нетрадиционные формы работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста. Математическая олимпиада в старшей группе

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

ЦЕЛЬ. Проверка умения детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

МАТЕРИАЛ. Счётные палочки, дидактические игры: «Найди такой же», «Найди лишнего», «Найди столько же».

Ход ОЛИМПИАДЫ.

Входят дед, бабка и козлёнок.

Публикация «Нетрадиционные формы работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста, Математическая олимпиада в старшей группе» размещена в разделах

ДЕД С БАБКОЙ: «Здравствуйте, дети. Мы вот услышали, что у вас сегодня олимпиада и решили прийти. Хочется нам посмотреть, что вы знаете и умеете. А вот наша внучка Машенька многого не знала, да заблудилась в лесу. А если бы она пошла прямо, свернула влево, прошла бы между двух больших ёлок да чуть-чуть прошла назад, то попала бы на нужную тропинку, которая и привела бы ей к нашему дому».

КОЗЛЁ НОК: «А я козлё нок из сказки: «Про козлёнка, который умел считать до 10.» Я хочу посмотреть и послушать, умеете ли вы так хорошо считать».

ВОСПИТАТЕЛЬ: «Ну что же, гости дорогие, проходите, будете у нас в жюри. Посмотрите, кто у нас самый смекалистый, самый находчивый. Дети, сегодня у нас олимпиада, где победитель будет тот, кто не будет отвлекаться, быстро и правильно решит все задания. Тому из детей, кто правильнее быстрее других выполнит задание, отгадает загадку, решит задачу-шутку, я буду давать фишку.

В конце олимпиады каждый из вас подсчитает их, и мы узнаем, кто победитель олимпиады».

Сегодня мы будем решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Кот Леопольд передал для вас лабиринт и просил найти дорогу к спрятанному кладу. Воспитатель прикрепляет лист бумаги с изображением на нём лабиринтом. На выходе из лабиринта прикреплен небольшой конверт, на котором нарисован кот Леопольд. Ребёнок, разгадавший лабиринт, берёт конверт и передаёт воспитателю. Воспитатель читает. Письмо адресовано находчивым и смекалистым ребятам. В нём загадки математического содержания :

1. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

2. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

3. Между двух светил, я в середине один. (Нос.)

4. Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка.)

А СЕЙЧАС РАБОТА С ПАЛОЧКАМИ.

1. Отсчитать 8 палочек. Составить из них флажок прямоугольной формы. Одна палочка у флажка состоит из двух счётных палочек.

2. Переложить 2 палочки так, чтобы получилось 2 квадрата и 2 равных треугольника.

3. В данной фигуре переложить 2 палочки так, чтобы получилось 3 равных треугольника.

4. В данной фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.

Кот Леопольд останется, доволен тем, что вы так умело, работаете с палочками. Теперь поиграем в игру «лягушка – попрыгушка». Я буду хлопать в ладоши или называть число, а вы – прыгать на двух ногах столько же раз или на один больше (меньше) названного числа или услышанных звуков. Прослушайте звуки, а прыгните на один раз больше (4-5 игровых заданий). Не допустившие ошибок ребята - награждаются.

Дидактическая игра «Найди столько же».

Воспитатель: Дети, к нам на олимпиаду должна прийти гостья. Она сейчас должна появиться. Давайте послушаем, нет ли какого математического сигнала. Раздаются звуки: 2 и 3 с небольшим интервалом между ними. Они повторяются дважды. Входит гостья (кукла). На ней длинное платье, украшенное геометрическими фигурами. Здоровается.

Гостья: Я пришла к вам из страны математики и приготовила интересные задачи, задачи-шутки:

1. Сколько ушей у 3 мышей?

2. Сколько лап у 2 медвежат?

3. Сколько у двух коров ушей, рогов, хвостов?

4. В комнату вошло 5 человек. В ней стояло 4 стула. Всем ли хватит стульев?

5. Шёл человек в город и по дороге догнал двух своих знакомых. Сколько человек шло в город?

Вы находчивые сообразительные ребята. Можно я ещё у вас побуду?

Дидактическая игра «Найди такой же».

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Угадай число». Я буду называть вам число, а вы, взяв нужную карточку, покажите, какое число больше (меньше) названного на один (называются числа 5,6,7). Итак, какое число стоит до 7 и после 7? (Дети показывают карточки 6 и 8.). Угадайте, какое число больше 5 и меньше 7 (Дети показывают карточку 6.). Угадайте, какое число больше 7 и меньше 9 (Дети показывают карточку 8.).

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру».

А теперь подведём итоги. Каждый подсчитает свои фишки и жюри объявит победителей. Ребят самых смекалистых, сообразительных ждут призы.

ИГРА-ШОУ «СТАРТ НА НЕИЗВЕСТНУЮ ПЛАНЕТУ».

Команды находятся в группе.

Зрители входят в зал под музыку и садятся.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте дорогие друзья!

Мы с вами находимся на космодроме. Через несколько минут команды юных землян займут свои места в межпланетном корабле, командир полёта даст команду, ракета стремительно понесёт землян по просторам космоса к неизвестной планете! Прошу команды подняться на площадку космодрома, разместиться по удобнее и начать подготовку к полёту.

(Под музыку дети выходят из группы и рассаживаются под аплодисменты зрителей).

ВЕДУШИЙ: Команды готовы к полёту?

ДЕТИ: Готовы!

ВЕДУЩИЙ: Последнее интервью перед стартом возьмёт космическая журналистка ближних и дальних галактик – Луна МЕРКУРЬЕВНА.

ЖУРНАЛИСТКА: Сегодня такой торжественный день. Мы присутствуем при историческом событии величайшей важности. Команды юных землян отправляются к неизведанной планете. Когда они вернутся - а это случится только через 10 лет, - станут уже взрослыми, образованными людьми.

Последние слова перед стартом. Обращается к детям.

1. На какую планету вы летите?

2. Что значит «неизведанная», как вы это понимаете?

3. Что вы сделаете сразу же, как прилетите на неизведанную планету?

4. Что вы расскажите о нашей планете и о своём детстве?

Из космоса Земля видна как голубая планета. Планета Земля круглая, в форме шара. На ней много морей, океанов и суша. На Земле много стран, наша Родина Россия. Столица нашей страны Москва, там находится президент Медведев и правительство. Мы живём в городе УВАРОВО Тамбовской области. Наш город стоит на берегу красивой реки ВОРОНЫ.

В городе много заводов, школ, детских садов, больниц, дворцов культуры, магазинов. Мы ходим в детский сад «ИВУШКА», где очень интересно. Здесь мы играем, учимся читать, считать, рисовать, петь, занимаемся физкультурой.

ЖУРНАЛИСТКА: Прекрасно! Команды вполне готовы к полёту.

Звучит музыка. Из другой группы въезжает на самокате инопланетянин, останавливается около ведущей.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Куда я попал?

ВЕДУЩИЙ: На - космодром. (Удивлённо смотрит на него). Вы пришелец из космоса?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Да, я пришелец.

ВЕДУЩИЙ: Как вы к нам попали?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Очень просто. Сначала прилетел на ЗЕМЛЮ, а потом на самокате прикатил сюда. На нашей планете на малые расстояния все передвигаются только так.

ВЕДУЩИЙ: А на большие расстояния как передвигаются?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Едут на сверхскоростном транспорте.

ВЕДУЩИЙ: Вы очень быстро передвигаетесь по земле? Ведь для вас это непривычно и, наверное, трудно?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Что вы! Ведь я использовал колесо! Это самый экономный и удобный способ передвижения по твёрдой поверхности. Когда наши астронавты приблизились к земле и увидели колесо, то сразу поняли, что за ним будущее. Они долго наблюдали за землянами с летающих тарелок и поняли, в чё м хитрость колеса: оно круглое и очень быстро катится. Астронавты изобрели много приборов, где используется колесо.

ВЕДУЩИЙ: Где можно познакомиться с этими изобретателями?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Все, кто попадает на нашу неизведанную планету, быстро обучается очень многому.

ВЕДУЩИЙ: Мы как раз собираемся сейчас лететь на неизведанную планету. Вот 4 команды юных землян приготовились к полёту.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Отлично! Багаж ваш готов?

ВЕДУЩИЙ: Багаж? Конечно, космическое питание и кислород уже в корабле. Разве какой-нибудь другой багаж понадобится в полёте?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Не в полёте, а на планете. О! Там без багажа делать нечего.

ВЕДУЩИЙ: Что же нам делать?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Покажите ваше приглашение. Там всё должно быть написано.

ВЕДУЩИЙ: Дети, у нас нет приглашения.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: (детям) Ох! Как называется планета, на которую вы собрались лететь?

ДЕТИ: Неизведанная.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: (улыбается) Этих неизведанных планет знаете сколько? Ведь космос забит ими. Я пол вселенной облетел - знаю точно. У каждой неизведанной планеты есть своё имя или хотя бы номер.

ВЕДУЩИЙ: Мы не знаем имени нашей неизведанной планеты.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Ну что мне делать с этими землянами? Колесо изобрели, а простых вещей понять не могут. Придётся мне вам помочь. Детям – вы очень хотите попасть на неизведанную планету?

ДЕТИ: Очень.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Очень, очень?

ДЕТИ: Очень, очень!

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Нам поможет только волшебный ларец. Он вот здесь на самокате. Здесь имя вашей планеты и ваш багаж.

ВЕДУЩИЙ: (детям) Вы что-нибудь поняли? Я, например, ничего не понимаю. В таком маленьком ларце багаж на всех?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Очень просто. Я буду задавать вам вопросы. За каждый правильный ответ вы будете брать из ларца по одной букве и размещать их здесь (показывает на подставку) А потом все буквы поставите так, чтобы можно было прочитать два слова. Вот и всё. (детям) Вы готовы к такому испытанию?

ДЕТИ: Готовы!

ИНОПЛАНЕТЯНИН: (зрителям) Вы готовы помогать?

ЗРИТЕЛИ: Да.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Два арбитра будут решать, достоин ли ответ награды, можно ли взять букву из ларца. Арбитры занимают свои места за столиком – заведующая и методист.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Все готовы. Тогда приглашаю одну команду на стартовую площадку.

Команда выходит и рассаживается в центре космодрома на стартовой площадке. Ведущий помогает детям занять места.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Сначала мы должны договориться о наших правилах. Задание даётся всей команде. Отвечает только один – тот, кому команда поручает это. Если он будет затрудняться с ответом, поможет команда. Зрители и члены других команд должны соблюдать космическое спокойствие. Итак, начинаем! Внимание!

Перед вами 4 геометрические фигуры. Какие? (прямоугольники) Сейчас вы должны разделить первый прямоугольник на 2 треугольника; второй – на 4 треугольника; третий – на квадрат и 2 прямоугольника; четвёртый – на квадрат, прямоугольник и 4 треугольника.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Работа окончена. Всё ли верно? Прошу арбитров решить может ли команда получить право достать из ларца букву?

(букву ставят на подставку).

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Ура! Ура! Ура! Радуйтесь, дети ЗЕМЛИ! Начало положено. Заработала первая буква! Прекрасный дебют! Ваши аплодисменты! На стартовую площадку вызывается следующая команда.

(выходит следующая команда).

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Внимательно слушайте следующее задание. Я не напрасно так говорю: слушайте задание внимательно, так как хочу проверить вашу слуховую память. Сейчас я назову 10 слов, а один из членов команды постарается повторить эти слова. Итак, слушайте!

ПЯТЬ, ЗАДАЧА, РАВНО, НОЛЬ, ВОСЕМЬ, МИНУС, ОТВЕТ, БОЛЬШЕ, ПРИМЕР, ПЛЮС.

Кто будет отвечать?

(1 ребёнок отвечает, а дети помогают).

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Слово арбитрам: как команда выполнила задание? Могут ли они взять букву из ларца?

Аплодисменты для всех.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: На стартовую площадку приглашается следующая команда. Вам задание такое: посмотрите на плакат. Здесь изображены хорошо знакомые вам числа и знаки. За минуту вы должны определить: все ли числа от 0 до 10 нарисованы на плакате?

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Уберите, пожалуйста, плакат. Каких же чисел не было?

ДЕТИ: 2, 6, 8.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Правильно. Теперь задание такое. Возьмите карточки с теми цифрами, которых не было на плакате и любые знаки. Попробуйте составить одно из выражений или примеров. Работает вся команда.

8-2=6, 8-6=2, 6+2=8, 2+6=8

Арбитры объявляют, своё решение. Букву помещают на подставку.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: На стартовую площадку вызывается следующая команда.

Звучит музыка громкая.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Что это такое? Почему я слышу музыку?

ВЕДУЩИЙ: Наверное, пора сделать музыкальную паузу.

Поют песню.

Танец «УТЯТА».

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Пока вы пели и плясали, к нам пришла телеграмма.

(«Удачного полёта дети, буду ждать вас на ЗЕМЛЕ»). Кто прислал телеграмму неизвестно, нет подписи.

ВЕДУЩИЙ: Но зато есть портрет. Он разделён на 8 частей, на каждой части написан пример, как только вы решите пример, то переворачиваете эту часть на лицевую сторону. Решите все примеры – получится портрет.

10-2= 4+4= Нарисован КОТ в сапогах.

5+1= 8+1= (из книги «Весёлая математика», страница 261)

9-2= 4+3=

5+5= 8-5=

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Арбитры, подведите, пожалуйста, итоги этого задания.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Следующее задание – решение задач. Решать задачи будут команды по очереди. Если все решите задачи, получите букву, нет – то, увы, и буквы нет.

ВЕДУЩАЯ:

1. Пять котят песок копают,

Три на солнце загорают,

Два купаются в золе.

Сколько всех? Скажите мне? 10.

2. Четыре мышки

Очень дружные подружки,

Вышли в поле погулять,

Прибежали ещё пять.

Очень дружно они пели

Всех их было ровно…. 9

3. Вот задумал ёж друзей

Пригласить на юбилей.

Трёх зайчат и пять бельчат.

Посчитайте поскорей,

Сколько у ежа друзей? 10

4. Два цыплёнка стоят,

Два цыплёнка сидят,

Посчитай поскорей,

Сколько будет цыплят

У соседки моей? 4

5. На кустике перед забором

Семь ярко-красных помидоров

Потом четыре оторвалось

А сколько на кусте осталось? 3

6. Три яблока было у Коли.

Пять дали товарищи в школе.

Яблок сколько всего

Стало друзья у него? 8

7. Ёжик по грибы пошёл.

Восемь рыжиков нашёл.

Шесть грибов - в корзинку.

Остальные – на спинку.

Сколько рыжиков везёт

На своих иголках ёж? 2

8. Что так начало греметь?

Ульи строит нам медведь.

Ульев сделал он лишь семь

На два меньше чем хотел

Сколько ульев хотел сделать МИШКА? 9

ИНОПЛАНЕТЯНИН: Решение арбитров. Аплодисменты победителям! А теперь на стартовую площадку приглашается сборная команда. В неё войдут по одному игроку от каждой команды и один от зрителей.

1 команда. Вопросы:

1. Какой знак надо использовать, чтобы изменить число семь и получить число шесть. Ответ: знак минус.

2. Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов? Ответ: 2 распила.

3. Сколько сторон у прямоугольника? Ответ: 4.

4. Назовите первый месяц года? Ответ: Январь.

2 команда.

1. Сколько жирафов плавает в чёрном море? Ответ: Ноль.

2. Какой день недели перед четвергом? Ответ: Среда.

3. Сколько концов у трёх палок? Ответ: 6.

4. В одном бидоне Миша принёс 2 литра, а во втором бидоне – 3 литра воды. Сколько воды Миша принёс во втором бидоне? Ответ: 3 литра.

3 команда

1. Как называется геометрическая фигура с наименьшим количеством углов? Ответ: Треугольник. А без углов? Ответ: Круг.

2. Назовите последний месяц года? Ответ: Декабрь.

3. Какой день недели после пятницы? Ответ: Суббота.

4. Сколько орехов в пустом стакане? Ответ: Ноль.

(На подставку ставят буквы все три команды.)

ИНОПЛАНЕТЯНИН: На подставке все 11 букв. Теперь мы можем с вами узнать, как называется неизведанная планета. Как нам прочитать то, что могут подсказать нам буквы? В обсуждении участвуют все дети.

ИНОПЛАНЕТЯНИН: На подставке появились два слова. «Школа» и «Знания». Имя неизведанной планеты – школа. Именно на этой планете вы очень скоро все окажетесь. Там вы многое узнаете, поумнеете, повзрослеете и вернётесь на большую землю образованными людьми. Ну а какой же багаж надо взять с собой на планету под названием «Школа»? Конечно, этот багаж – ваши знания, которые вы получили в детском саду. Этот багаж хотя и не очень велик пока, но он пригодится вам и с каждым годом будет всё богаче и богаче. Я очень был рад познакомиться с юными, но такими умными и находчивыми земляками. Удачи вам! Вспоминайте меня и нашу встречу!

Уезжает на самокате.

ВЕДУЩИЙ: Вот и уехал наш друг. Ой, но он что-то здесь забыл? Давайте заглянем в коробочку. Достаёт письмо и читает.

«Дорогие ребята, я получил экстренный сигнал, мне надо срочно вернуться домой, на мою планету. Здесь вы найдёте то, что я вам хотел подарить».

Заглядывает в коробку. Да здесь подарки от космического пришельца.

Раздаёт конфеты под музыку.

Публикации по теме:

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Автор: воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар.

Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста МАСТЕР КЛАСС Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. «Без игры нет и не может быть.

Методы и формы работы с детьми дошкольного возраста при переходе на ФГОС. Дидактическая игра «Мажор и Минор» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» р. п. Юрты Дидактическая игра по тематике: «Формы.

Нетрадиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС Выступление на педагогическом совещании. Апрель 2017 Нетрадиционные формы работы, как метод педагогического сопровождения родителей в соответствии.

План работы по профориентации с родителями и детьми старшего дошкольного возраста План работы по профориентации с родителями и детьми. По вопросам профориентации детей старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших составляющих.

План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч. г. Цель данного плана предполагает разностороннее.

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Из опыта работы Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Сценарий спортивного праздника «Зимняя Олимпиада» с детьми старшего дошкольного возраста «Зимняя Олимпиада» физкультурный праздник подготовительная группа совместно с именитыми спортсменами Пуровского района. Цели и задачи: •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы по математике с детьми старшего дошкольного возраста. Математическая олимпиада в старшей группе
Опубликовано: 26 июня 2017 в 14:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД