МААМ-картинки

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду (1 фото)

Оксана Блаженсая
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Я выбрала эту тему, потому что проблема взаимодействий детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относится к нему, как к равному себе.

Изначально, работая с родителями, я использовала традиционную форму работы :

Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» размещена в разделах

- родительские собрания 3 раза в год;

- консультации для родителей;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- индивидуальные и групповые беседы;

- дни открытых дверей;

- творческие отчёты воспитателей и детей перед родителями (утренники, открытые занятия,развлечения, концерты).

Для себя я отметила, что такая форма работы с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в жизни группы (детского сада) выигрывают все. Всю свою работу я поделила на три этапа, составила план, по которому продолжила свою работу.

I этап

«Информационно-аналитический»

Подбор литературы:

«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду» С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматулина, В. И. Евстигнеева;

«Работа ДОУ с семьей» А. В. Козлова;

«Система сопровождения родителей» М. В. Тимофеева;

«Я – компетентный родитель» программа работы с родителями дошкольников под редакцией Л. В. Коломийченко.

На этом этапе я изготовила для родителей почтовый ящик «Вопросы и предложения». Рядом с ящиком есть стикеры и ручка, таким образом, родители имеют возможность написать свои вопросы, ответ на которые им хотелось бы узнать, а также внести предложения по работе в группе. На основе данных вопросов и предложений я могу спланировать консультации и беседы для родителей, как индивидуальные, так и групповые.

II этап

«Внедрение в практику»

1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье;

2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;

3. Определение линии педагогического общения с семьей;

4. Подготовка вспомогательной литературы (книги, статьи, буклеты, журналы) для консультаций;

5. Подбор педагогических ситуаций,их решения;

6. Подготовка к открытому занятию для родителей (подбор атрибутов, дидактических игр);

7. Совместный подбор с родителями материалов для выставок, репортажей, папок-передвижек (фотографии, статьи, истории);

8. Подготовка к совместным проектам;

9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, «правил общения», совместных игр, просмотров передач, чтения книг.

На этом этапе работы подготовила анкеты для родителей и провела анкетирование, затем, проанализировав их выявила общую проблему – родители не умеют взаимодействовать и общаться с детьми. В связи с этим, я сделала подборку консультаций для родителей (индивидуальных и групповых, таких как «Понимаем ли мы друг друга?», «Какие телепередачи смотрит мой ребенок», «Умею ли я общаться со своим ребенком, если нет, то, что для этого нужно?». Далее у нас был круглый стол «Знать, понимать и уважать личность». Через некоторое время мы устроили «День открытых дверей» и пригласили родителей. Я тщательно продумала режимные моменты, непосредственно образовательную деятельность, совместно с детьми приготовили пригласительные билеты.

При посещении родителями детского сада стараюсь вовлечь их в жизнь группы, предлагаю принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми, попробовать самим провести мастер класс, рассказать о своей профессии, показать свои умения при изготовлении поделок и т. д.

Совместно с родителями готовим праздники и развлечения. Например, на «День матери» вместе с папами оформили фотовыставку «Наши любимые». А так же чаепитие «Капустная вечерка» в стиле русских народных традиций с частушками, самоваром, баранками, вареньем. Целью таких мероприятий является знакомство с народными традициями, приобщение к истокам русской народной культуры, привитие любви и уважения к народным традициям.

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду

Далее уже совместно со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным руководителем) мы подготовили ряд консультаций: «Формы работы общения с ребенком», «По дороге домой», «Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях», «Пойте детям перед сном».

III этап

«Заключительный»

1. Подбор материала для родителей на тему «Коммуникативное общение» (выставка);

2. Тренинг коммуникативных целей для родителей;

3. Деловая игра «Технология без оценочного общения с ребенком;

4.«Детский сад и семья - лучшие друзья» (педагогические игры с родителями);

5. Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму».

6. Семейные альбомы, портреты и фоторепортажи;

7. Подготовка к маршрутам выходного дня.

На этом этапе консультирование на тему «Как наше слово отзовется» для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребенка и его социализации, с выставкой подобранной литературы (книг, журналов, брошюр).

В сентябре мы проводили собрание, включили в него тренинг для родителей «Как отвечать на все детские «Почему?»», было проиграно много разных ситуаций (родители примеряли на себя роль детей, а педагоги - роль родителей). После такого тренинга, думаю, что многие родители смогли понять, какие ошибки они совершили со своим ребенком, чему им еще нужно научиться. Вместе с родителями мы решили запечатлеть все свои достижения, интересные моменты, совместные мероприятия и оформлять это в виде фоторепортажей и малотиражных газет. А также, родители поддержали мою идею делать альбомы тематического содержания «Наши бабушки», «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я – спортивная семья».

На завершающем этапе родители перестают быть наблюдательными, наоборот предлагают свои идеи в организации совместных праздников, досугов, развлечений, оказывают помощь в оснащении и оборудовании группы. Мы с радостью и благодарностью принимаем любую помощь от родителей, ведь в современных условиях очень сложно обойтись без нее. Так, руками мам и пап была отреставрирована мягкая модульная мебель, изготовлена мебель для опытно-экспериментального центра и уголка ряженья и театрализации, изготовлены костюмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, ортопедические дорожки, пополнены запасы для опытно-экспериментальной деятельности. Родители охотно откликаются на совместные субботники по благоустройству участка, группы, облагораживание и озеленение территории участка группы и детского сада (высаживание деревьев, кустарников, рассады цветов).

В начале общения с родителями было сложно организовать совместные выходные выезды в театр, музей, зоосад, но, после проведения данной работы родители стали более отзывчивыми. Для начала я вывешивала в родительском уголке информацию о том, куда можно пойти с ребенком в выходные (кукольный театр, музей, ТЮЗ, зоосад, цирк, детский развлекательный центр). Так же вывешивала репертуар, расписание работы, название выставок. После посещения тех или иных мероприятий, просила родителей и детей зарисовать самое интересное, а затем, вместе с родителями, устраивали выставки совместных работ «Где я был». Помимо таких выставок, родители принимают активное участие в выставках детских работ, изготовленных вместе с детьми. В нашей группе ежегодно проводятся выставки совместных работ «Город мастеров», «Дары осени», а также участвуют в конкурсах «Новогодняя игрушка», «Конкурс рисунка», помогают в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица», «Помоги птицам», «Наши любимые», «Мой папа самый лучший», «Зимние забавы».

Работа по взаимодействию с семьей еще не закончена, но уже сложилась определенная система по работе с родителями. Из результатов, полученных на данный момент, вижу, что дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребенком, так и с коллективом специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и плаванию). А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.

Публикации по теме:

Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику ДОУВнедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику ДОУ Работая много лет в детском саду поняла, что проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Необходимо.

Взаимодействие с родителями в летний период (средняя группа) Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 18:03
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД