Нетрадиционные методы оздоровления

Алена Зиневич
Нетрадиционные методы оздоровления

Введение.

Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10%- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Нормой каждого должен стать здоровый образ жизни (ЗОЖ) и санитарная культура. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения. Таким образом, тема формирования здорового образа жизни у дошкольников кажется нам весьма актуальной.

Итак, цель работы – изучить вопрос формирования ЗОЖ у младших дошкольников на примере 1 младшей группы нашего детского сада.

Исходя из цели работы, перед нами были поставлены следующие задачи:

1. Показать развитие взглядов на значение образа жизни людей для формирования здорового поколения.

2. Рассмотреть приемы и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников и их родителей.

3. Проанализировать систему работы по формированию культуры здорового образа жизни у младших дошкольников в нашей группе детского сада № 39.

Предмет исследования – здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Объект исследования – дети 1 младшей группы (дети 3-го года жизни).

Глава 1. Понятие и значение здорового образа жизни.

1.1. Развитие взглядов на значение образа жизни людей для формирования здорового поколения.

Зарождение представлений о здоровом образе жизни многие ученые связывают с начальным этапом развития общества.

Анализ литературных источников показал, что отношение человека к своему здоровью находится в прямой зависимости от уровня знаний об особенностях строения и физиологии его организма.

Тагдиси Д. Г., Мамедов Я. Д. указывают, что в дородовом периоде человек испытывал беззащитность перед силами природы, связывая свое физиологическое состояние с мистическими представлениями, которые в первобытнообщинном строе уже обожествлялись в виде амулетов, и мероприятий по охране здоровья, принимающих характер религиозных обрядов. В рабовладельческом обществе, по утверждению Келле В. Ж., Вайнера Э. Н. началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. По мнению названных авторов, врачами и философами того времени здоровье понималось как физическое и психическое, и определялось главным условием свободной деятельности человека, его совершенства. Именно тогда выявились и закрепились приемы лечения и защиты от болезней, составляющие народную медицину и гигиену, которые непосредственным способом вписывались в жизнедеятельность людей, корректируясь и совершенствуясь под влиянием характера труда, привычек, обычаев, верований, мыслей, эмоций.

Согласно анализа литературных источников существенный вклад в развитие учения о здоровом образе жизни внесли философы-материалисты эпохи Возрождения: Б. Спиноза, Де Руа, которые стояли у истоков Великой французской революции 18 века и понимали здоровый образ жизни как важнейшее условие для создания качественно нового социума. Ожеван Н. А., анализируя работы ученых этой эпохи, особо выделил труды Локка и Руссо, где они указывали на необходимость создания таких общедоступных школ, в которых физическое воспитание было бы на первом месте.

Из содержания работ, посвященных здоровому образу жизни и вышедших в свет до начала 20 века, целесообразно выделить разные направления изучения этого явления: философско-мировоззренческий аспект, у истоков которого стоял Платон, медико-профилактический (Гиппократ, семейно-бытовой (А. А. Остроумов, социально-экономический (Д. И. Писарев, медико-педагогический (Н. И. Пирогов, физкультурно-педагогический (П. Ф. Лесгафт). Последние два аспекта, как наиболее подходящие для формирования здорового образа жизни у дошкольников, рассматриваются более подробно. Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев важной задачей в рамках комплексно-системного подхода к развитию ребенка рассматривали заботу о здоровье обучаемых. В своих работах исследователи характеризовали здоровье неотьемлимым показателем всестороннего развития человека и ратовали за постоянное и деятельное усовершенствование самой природы человека, его души и тела. Н. И. Пирогов в педагогических сочинениях неоднократно утверждал, что именно физические упражнения должны стать непременным элементом повседневной деятельности людей. К. Д. Ушинский утверждал, что воспитание основам здорового образа жизни как ничто другое может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных. П. Д. Каптеров настаивал, что систематические упражнения – верное и доступное средство приближения человека к идеалу. В ряде педагогических изданий П. Ф. Лесгафт и Н. И. Пирогов указывали на взаимосвязь образа жизни и здоровья человека, что является прекрасным руководством к воспитанию детей. В. И. Ленин придавал важное значение воспитанию молодежи через здоровый образ жизни, по его мнению, средства физической культуры и закаливания формируют у молодых людей «разносторонность духовных интересов, стремление к учению, исследованиям».

1.2. Приемы и методы формирования основ здорового образа жизни.

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, активизировали проблемы формирования здорового образа жизни личности. Это требует анализа имеющейся теоретической базы по проблеме формирования здорового образа жизни и разработки на основе эффективных педагогических условий совершенствования процесса формирования здорового образа жизни личности как одного из главных показателей ее образованности и воспитанности.

Важность воспитания здорового образа жизни у детей обусловлена пониманием, что только с самого раннего детства можно привить основные знания, навыки и привычки по здравоохранению, которые со временем превратятся в важный компонент общей культуры человека и повлияют на формирование здорового образа жизни всего общества. Именно в дошкольном возрасте закладывается будущий потенциал здоровья, это важнейшее время для воспитания здорового образа жизни. Дети до школьного возраста уже способны понимать и осознавать зависимость состояния здоровья от образа жизни.

Результаты анкетирования воспитателей, родителей и некоторые экспериментальные данные свидетельствуют, что у детей дошкольного возраста есть необходимые предпосылки для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Им доступно понимание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому особое значение приобретает целенаправленное воздействие на личность, определение условий, содержаний, форм и методов, которые являются действенными в воспитании здорового образа жизни у дошкольников.

Однако в научной литературе недостаточно освещены конкретные технологии осуществления воспитания здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

- Во-первых, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т. д. ;

- Во-вторых, формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения ограничивается отдельными мерами, которые проводятся,в основном, эпизотически и бессистемно;

- В-третьих, при проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;

- В-четвертых, отсутствие наглядного материала и недостаточное материальное обеспечение;

- В-пятых, проблема формирования здорового образа жизни дошкольника недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;

- В-шестых, часто занятия по валеологии не введены в расписание и не интегрируется с другими видами занятий;

- В-седьмых, в большинстве воспитателей трудности в формировании здорового образа жизни связаны с недостаточным знанием понятийного аппарата валеологии как науки, неадекватным пониманием целей и задач первого звена валеологического образования с подбором и адаптацией валеологического содержания.

Одной из причин такого положения на сегодняшний день является, во-первых, недостаточное внимание дошкольной педагогики отношениям между семьей и дошкольным учебным заведением и их общим действиям по формированию здорового образа жизни дошкольника, во-вторых, недостаточно изучается семья как фактор формирования личности, психолого-педагогические условия семейного воспитания, воспитательный потенциал семьи. На практике это проявляется в эпизоотическом участии семьи в решении воспитательных проблем дошкольного учреждения.

Родители все больше полагаются на воспитательную функцию дошкольного учреждения и при неудачи в воспитании детей прежде предъявляют претензии педагогам, забывая о моральном аспекте родительского долга в воспитании ребенка и требования Закона об образовании, в статье 8 которого сказано, что родители несут ответственность за развитие, воспитание и обучение детей, а также сохранение их жизни и здоровья. Поэтому цель формирования здорового образа жизни ребенка должна быть единая и для семьи, и для дошкольного учреждения как выразителя интересов общества в области воспитания подрастающего поколения. Нужно ориентироваться на воспитательное сотрудничество в этом процессе родителей и педагогов.

Поэтому нужно глубоко изучать воспитательный потенциал семьи, используя комплекс приемов и методов : наблюдение, беседы, анкетирование. Арсенал приемов и методов изучения воспитательного потенциала семей воспитанников нужно выбирать исходя из конкретных условий изучения семей, помогает научно выявить проблемные ошибки семейного воспитания по формированию здорового образа жизни дошкольников, дать индивидуальные квалифицированные советы родителям. Изучение семьи предполагает глубокий и всесторонний анализ положительных и отрицательных особенностей.

Практика показывает, что одним из главных путей повышения взаимодействия дошкольного учебного заведения и семьи является использование нетрадиционных форм и средств работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников. Среди них – функционирование консультативных пунктов по проблеме организации рационального досуга детей, двигательного режима, оптимального питания, семинаров-практикумов по возрождению национальных традиций валеологического содержания в семьях.

Заслуживают внимания проведение таких оригинальных форм поведения работы с семьями, как педагогический десант, когда педагоги выступают перед родителями на предприятиях, организациях, где работают родители, устраивают выставки, выпуски специальных стенгазет. Эффективна такая форма работы, как встречи в семейном кругу, где осуществляется индивидуальная помощь семьям через консультации валеологического направления, встреча с врачами, психологом.

Систематизировав и объединив формы работы педагогического коллектива детского сада и семьи, мы убедились, что нет такой части педагогического процесса, в которую нельзя было бы включить валеологическое содержание.

Однако это вовсе не означает, что родители дома, со дня на день, каждый час должны объяснять детям важность здорового образа жизни. Надо остерегаться потери детьми интереса к нему. Очень важно, чтобы каждое сообщение валеологического содержания было открытием для ребенка, чудом, звало к самоанализу. Только в этом случае можно достичь положительного результата, выработать у малышей четкое и постоянное желание быть здоровыми, ловкими, бодрыми, веселыми, сделать здоровье предметом постоянной работы ребенка, а не только родителей и педагогов.

Эффективность формирования здорового образа жизни дошкольников зависит от многих факторов: целенаправленной деятельности педагогов на формирование уровня валеологической культуры семьи, единства педагогического воздействия дошкольного учебного заведения и семьи в воспитании здорового образа жизни, обновления валеологического содержания работы с родителями и форм их педагогического образования.

Глава 2. Система работы по формированию культуры здорового образа жизни у младших дошкольников.

2.1. Закаливание.

Большое значение для здоровья детей имеет закаливание.

Воздух, солнце и вода – вот естественные факторы, которые помогают ребенку обрести стойкость к любым атмосферным условиям.

Так, при понижении температуры окружающей среды происходит рефлекторное сужение кровеносных сосудов кожи, вследствие чего количество протекающей через них крови уменьшается, а следовательно, снижается и отдача тепла. Выработка тепла во внутренних органах, главным образом в печени, увеличивается. Благодаря этому организму удается сберечь тепло и сохранить постоянную температуру тела.

При повышении температуры внешней среды ответная реакция организма, наоборот, выражается в усилении теплоотдачи: расширяются кожные сосуды, увеличивается количество протекающей через них крови, усиливается потоотделение и учащается дыхание. Выработка тепла при этом снижается, и тем самым организм избегает перегревания.

Нарушение теплового равновесия причиняет существенный вред здоровью. Чрезмерное охлаждение ведет к ослаблению организма, снижению его устойчивости, уменьшению сопротивляемости болезнетворным микробам, повышает риск развития заболеваний.

Благодаря закаливанию организм получает способность реагировать на изменение температуры окружающей среды раньше, чем наступит чрезмерное охлаждение или перегревание.

Но, прежде всего не надо спешить! Важны систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка

Публикации по теме:

Чтоб ребенок рос здоровым. Для каждого из нас самым ценным является здоровье. Если ты здоров, то легко справишься с любым делом. «Здоровье, ни за какие деньги не.

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях ДОУ .

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционные методы оздоровления
Опубликовано: 11 декабря 2012 в 18:55
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....