Получи документы

Нетрадиционные средства и техники лепки и аппликации — залог успешного развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР

Ерина Ирина
Нетрадиционные средства и техники лепки и аппликации — залог успешного развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР

Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. К сожалению, в наши дни, у детей становится все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Публикация «Нетрадиционные средства и техники лепки и аппликации — залог успешного развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

В настоящее время много говорят о зависимости между движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Работа пальчиков ребенка помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого — развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды деятельности, направленные на развитие ловкости, точности, координации движений пальцев рук. Без сомнения можно сказать о важности художественного творчества (лепка, аппликация) для развития моторики рук. Доказано, что в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность, потому что все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи еще и тем, что при их осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Включенность занятий по продуктивной деятельности в лексическую тематику позволяет в работе по той или иной теме опираться также на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей. Это очень помогает достижению главной цели - преодолению общего недоразвития речи у детей. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. На наш взгляд целесообразно проводить специальную работу с помощью нетрадиционных техник. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Обучение детей изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник мы рассматриваем как актуальное и перспективное направление коррекционно-развивающей работы. Работа с нетрадиционными материалами стимулирует положительную мотивацию творческой деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх, боязнь не справиться с процессом. Дети с большим интересом и желанием создают поделки из необычного материала (салфетки, нитки, вата, карандашная стружка, яичная скорлупа и т. д.).

Перспективно-тематическое планирование в логопедической группе для детей с ОНР по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) составлено с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и на основе плана учителя-логопеда. Цель данного перспективного планирования: Способствовать художественно-эстетическому и познавательно-речевому развитию в целом используя нетрадиционные средства художественного творчества. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Задачи:

Закреплять и обобщать лексический материал по темам учителя-логопеда;

Формировать умение использовать в продуктивных видах деятельности нестандартные материалы;

Формировать навыки выполнения аппликации в различных техниках;

Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве и на плоскости, фантазию, воображение, творческие способности, эстетический вкус, развивать чувство формы и композиции;

Развивать аналитико-синтетическое мышление посредством использования алгоритмов выполнения аппликации с использованием нетрадиционных техник;

Воспитывать интерес к ручному труду, аккуратность, самостоятельность, интерес к результатам труда, способность объективно оценивать свои работы и работы товарищей, умение договариваться, работать в коллективе согласованно и дружно.

В рамках перспективного планирования образовательной деятельности по аппликации используются техники : аппликация из природного материала; аппликация из ниток; аппликация из ваты; аппликация из ватных дисков; аппликация из карандашной стружки; аппликация из бумаги; аппликация из скрученных салфеток (жгуты, шарики); объемная аппликация из салфеток; торцевание; симметричная аппликация; обрывная аппликация; аппликации из яичной скорлупы; аппликация из соли; аппликация из ладошек.

В образовательной деятельности по лепке предусмотрена работа с пластилином и соленым тестом. Используются следующие способы лепки : конструктивный; комбинированный способ; рельефная и модульная лепка.

Данное планирование составлено с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Используя в своей работе нетрадиционные средства и техники в области художественно-эстетической деятельности, по результатам диагностики мы видим, что по показателям развития мелкой моторики и речевого развития в целом наблюдается положительная динамика.

Опыт работы показал, что непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином, элементарные опыты с ними позволяют узнать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Развивается двигательная сфера, совершенствуется ориентировка в пространстве и на плоскости. Мы убеждены, что продуктивная деятельность способствует развитию художественного вкуса и творческих способностей, оптимизирует коррекционное воздействие на развитие мелкой моторики и способствует устранению речевых недостатков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

«Литература»

1. Максимова Е. А. и др. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подг. к шк. – М. : Обруч, 2011.

2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. – М., 2009.

3. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб. : 2004.

Публикации по теме:

Использование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольниковИспользование камешков и ракушек для развития творчества и мелкой моторики дошкольников Уважаемые коллеги! Все воспитатели знают как дети любят что- то новенькое! Одни и те же игры и игрушки быстро надоедают, дети теряют к.

Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1)Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1) Со 25 января по 19 февраля 2016 года в нашей младшей группе «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Игры.

Использование макаронных изделий как средства развития мелкой моторикиИспользование макаронных изделий как средства развития мелкой моторики Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. И это – один из показателей.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные средства и техники лепки и аппликации — залог успешного развития мелкой моторики у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 16:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД