Нетрадиционные техники рисования а детском саду компенсирующего вида. Из опыта работы воспитателя Шумиловой Т. В.

Татьяна Шумилова
Нетрадиционные техники рисования а детском саду компенсирующего вида. Из опыта работы воспитателя Шумиловой Т. В.

h3]Нетрадиционные техники рисования: особенности применения в совместной деятельности с дошкольниками в условиях детского сада компенсирующего вида

[/b][/h3][/b]

Из опыта работы Шумиловой Татьяны Васильевны, воспитателя ГБДОУ № 68 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

В педагогической и родительской среде хорошо известно изречение В. А. Сухомлинского о том, что ум ребенка – на кончиках его пальцев… Эта идея неоднократно доказывалась педагогами-практиками в разных условиях развития дошкольников. Особенно актуальным, по мнению ученых практиков, развивать мелкую моторику стало в учреждениях, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья. С такими дошкольниками, имеющими сложные речевые диагнозы, довелось работать и мне.

Когда судьба привела меня в логопедический детский сад, передо мной встала задача подобрать такие методики и технологии взаимодействия с моими подопечными, чтобы их пребывание в детском саду, развитие и преодоление речевых проблем стало наиболее эффективным, результативным. На помощь нам с ребятами мы позвали старых знакомых – сказочных героев, которые приносили нам конверты с красивыми картинками, иллюстрациями и аппликациями…

Каждый раз приход такого персонажа вызывал восторг и желание научиться рисовать так же. Этого я и добивалась. Так постепенно, мы с ребятами и стали осваивать нетрадиционные техники изобразительной деятельности…

Хочу поделиться своим опытом в применении нетрадиционных техник рисования в логопедическом детском саду. На совместных занятиях дети убедились, что рисовать можно чем угодно и как угодно! Это раскрепостило застенчивых, стало стартом развития воображения и речи у старших воспитанников. Это объяснимо, так как разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать, пробовать, дополнять…

Коротко остановлюсь на любимых детьми, проверенных временем (но, ни в коем случае, не устаревших) техниках нетрадиционного изображения. Это и простые формы работы - обрывная аппликация, набрызгивание и напыление краски, рисование ватной палочкой и пальчиками, рисование ладошками, рисование капустным листом, тычком жесткой кисти

и более сложные – техника дорисовывания, рисование восковыми мелками и акварелью, раздувание (размывание) краски с помощью трубочки, аппликативная мозаика (торцевание) и др.

Советую воспитателям начинать занятия с дошкольниками с более простых техник. Это позволит расположить ребенка к занятиям, позволит ему своими руками, уже на первых порах, достичь определенного успеха. Всегда хороши на первом этапе – аппликации, которые не требуют применения ножниц, например, обрывная аппликация. В статье я размещаю фото с данными техниками моих самых маленьких воспитанников – изображение осенних деревьев – любимая работа всех детей.

Нетрадиционные техники рисования а детском саду компенсирующего вида. Из опыта работы воспитателя Шумиловой Т. В.

Тычок жесткой кистью ребятам тоже всегда удается. В данной технике великолепно получается изобразить пушистых зверей. В логопедическом детском саду по программе проводятся занятия по теме: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Животные севера». На этих лексических неделях особенно оправдано и эффективно применение данной техники. И какие «пушистые» котики, зайчики и остальное зверье выскакивает из-под кисти дошкольников!

Рисование восковыми мелками и акварелью я бы поставила на более высокую ступень по уровню и количеству необходимых умений. Для работы в этой технике ребятам уже необходим навык работы с акварелью и восковыми мелками отдельно, затем, необходимо усвоить знания о свойствах воска и только потом будут получаться трогательные и необыкновенные творческие работы. Это рисование любимо детьми и всегда доставляет радость. Особенно красочны рисунки по лексическим темам «овощи», «фрукты», «ягоды»… не остановиться… Красиво получается всё и всегда, проверено!

Рисование ватной палочкой, пальчиками вполне простой и доступный способ изображениия разных предметов. Наши собственные пальчики создают букеты волшебных цветов. В работе также возможно совмещать несколько техник на более поздних этапах совместной деятельности.

А вот набрызгивание и напыление краски требует особенной аккуратности, хотя тоже является одним из самых доступных способов изображения. С помощью секретного способа – при помощи двух зубных щеток с белой краской - нам с ребятами удается вызвать настоящий снегопад, чтобы елочки нарядились в теплые шубки…

Рисование ладошками – одна из излюбленных форм работы у дошкольников. Эта техника с одной стороны проста в исполнении, с другой раскрывает перед маленьким художником целый спектр возможностей для создания замысловатых сюжетов и обыгрывания своих творений…В зимние холода ребяткам не помешают красивые перчатки – выбирайте…

Когда каждый ребенок нарисует, нарядит свою ладошку, получится замечательная новогодняя елочка для украшения группы!

А однажды из ладошек получилась галерея портретов Деда Мороза из сказки С. Я. Маршака «12 месяцев» - одни юные и веселые, другие постарше и серьёзны. Все хорошо получились!

С другими ребятами мы отправлялись в подводное царство - глубины морские … на встречу с диковинными обитателями… (использовали дополнительно ватную палочку). На фото видны эмоции детей, вызванные творчеством и фантазией.

Особенное место в ряду нетрадиционных техник занимает раздувание (размывание) краски с помощью трубочки. Коктейльные трубочки внесут разнообразие в занятия по изобразительной деятельности. Все просто, а получается очень забавно. Разводим акварель пополам с водой,

добавляем немного мыла или шампуня и перемешиваем. Набираем в трубочку «волшебную» краску и выдуваем пузыри, которые лопаясь, окрашивают лист бумаги в замечательные узоры. Поэтапное применение нескольких растворов разных цветов добавляет работе красочности. И похожая техника рисования – раздувание (размывание) краски. В этом случае пятно (краски, туши) наносится кистью, как на сухой, так и на влажный лист бумаги, затем размывается с помощью трубочки. От этого меняется характер пятна и, соответственно, образа – пятно приобретает причудливую форму.

Занятия строятся на основе спонтанности получаемых пятен, поэтому их можно проводить в разных возрастных группах.

Малыши могут создавать оригинальные абстракции, а дети постарше «увидят» и превратят пятно в сказочный образ. Дорисовать пятно можно различными материалами: гелиевыми ручками, фломастерами, акварельными красками.

А вот рисование капустным листом мы с ребятами освоили совсем недавно (Спасибо за идею коллегам с «maaam»).

Для работы используем готовую тонированную бумагу. Еще лучше, готовим сами фон, тогда получается более яркая и непредсказуемая картина. Рисуем по мокрому листу бумаги акварельными красками, еще мокрый лист накрываем мятой пленкой, придавливаем и даем просохнуть. Фантастический фон готов! На капустный лист наносим белую гуашь, приложили к фону, прогладили ладошкой. Затем переходим к печатанию следующих «деревьев». После высыхания белой краски наносится следующий слой нужной краски. Наш сказочный лес оживает!

Можно использовать капустный лист по-другому: перевернуть, поменяв верх и низ. Напечатать зеленым цветом елочку, затем после высыхания печатать белый снежок. Техника проста в использовании. Результаты фантастические!

Еще один способ изображения – аппликативная мозаика (торцевание).

Этим способом получаются необычайно яркие и объемные картины, панно, которые составлены из множества кусочков-квадратов цветной гофрированной бумаги – торцовочек. К Новому году с детьми мы создали панно «Дед Мороз и снежные цветы» (о данной работе я подробно рассказала в своём блоге на сайте).

Но на этом мы с детьми не остановились. К празднику 8 марта для мамочек приготовили поздравительные открытки, полюбившимся нам с детьми способом торцевания. Открытки получились яркими, а трогательные тексты поздравлений от ребятишек вызвали особенный отклик мамочек.

Не каждый ребенок становится художником, но каждый обладает потенциалом художественного развития. Раскрыть этот потенциал в наших силах, коллеги! Надо самой думать и убеждать ребят и родителей, будто вся группа состоит из потенциальных художников. Тогда наиболее одаренные дети скорее найдут свой путь, а остальные получат ценный опыт творческого воплощения, станут лучше понимать и ценить искусство.

Возможно, наш опыт пригодится для воспитателей, которые работают с такими же детками-логопатами, так как техники, о которых пойдет речь, доступны детям со слаборазвитой моторикой, а некоторые из них – просто – педагогическая находка, палочка – выручалочка для наших детей.

Я убеждена, что нетрадиционные техники рисования помогают ребёнку чувствовать себя увереннее, побороть страх, поверить в свои силы «художника». Такое рисование – множество положительных эмоций, возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, непредсказуемость результатов творчества (только положительных) и, конечно, развитие мелкой моторики ребёнка, а значит развитие интеллекта, умственных способностей.

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники рисования Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные.

Презентация «Путешествие в зимний лес» Путешествие в зимний лес непосредственно – образовательная деятельность по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционные техники рисования а детском саду компенсирующего вида. Из опыта работы воспитателя Шумиловой Т. В.
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 17:51
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурс костюмов «Юная модница» 2017 год индивидуальный и групповой показ
Конкурс костюмов \"Юная модница\" 2017 год индивидуальный и групповой показ Город Красноуральск Свердловской области. Дети стали победителями и призерами...
Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда группы построена с учетом следующих принципов: 1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы....
Мастер-класс: «Открытка для папы».
Автор: Куликова Анна Александровна, МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №7", воспитатель. Цель: Воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за...
«Какую пользу организму приносит свежая зелень». Консультация
Зима, не смотря на свои морозы, снег, холод, пожалуй, самое волшебное время года. Однако именно зимой наш организм особенно страдает от дефицита...
Календарно тематическое планирование на 1 неделю марта в первой группе раннего возраста
Понедельник Утренний прием. Утренняя гимнастика. Рассматривание картинок о 8 марте. Цель: Расширяем представление о празднике. Физкультминутка «Рыбки»...