Получи документы

Нетрадиционные технологии для общего развития детей с ОВЗ. «Граттаж»

Елена Елькина
Нетрадиционные технологии для общего развития детей с ОВЗ. «Граттаж»

Цель: Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Граттаж».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

- учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

- учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

- учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

Коррекционно – развивающие :

Публикация «Нетрадиционные технологии для общего развития детей с ОВЗ, „Граттаж“» размещена в разделах

- развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

Воспитательные:

- прививать интерес к изобразительному искусству;

- воспитывать устойчивый интерес к новой технике рисования;

- воспитывать аккуратность при работе;

- воспитывать эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.

Практическая значимость

У детей с различными нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов, которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

Изобразительная деятельность детей нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к самой деятельности. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности, а также создать психофизиологическую базу для развития речи.

Граттаж — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей.

Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В. Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические экспрессивные произведения. Его также применяла литовский график Д. К. Тарабильдене, в частности, она обратилась к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».

Технология выполнения

Этап первый: лист плотной бумаги (картона) полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой, восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. Можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок необходимо покрыть обычной восковой свечей.

Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла или шампунь (примерно одна капля на столовую ложку туши, и этой смесью широкой кистью или губкой покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть. Как вариант можно использовать черную гуашь, акрил – кому-то такой способ наверняка понравится больше.

Этап третий: теперь самое интересное - берем зубочистку, (или перо, отточенную палочку, скребок, нож, вязальную спицу, пластиковую вилку) и процарапываем рисунок по туши. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Технология изготовления многоцветного граттажа отличается от вышеописанной только подготовкой основы. Бумага сначала разрисовывается цветными восковыми мелками, а потом уже покрывается тушью.

Методическая литература:

1. Сокольникова Н. М. «Энциклопедия прикладного творчества» Владос – М:1996 год

2. Рей Смит «Настольная книга художника» АСТ, Астрель - 2004

3. О. В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва «Владос» 2004г.

4. М. К. Претте, А. Капальдо «Творчество и выражение» Москва Советский художник 1985 г.

Публикации по теме:

«Нетрадиционная техника рисования и её роль в развитии детей дошкольного возраста» Методическое пособие«Нетрадиционная техника рисования и её роль в развитии детей дошкольного возраста» Методическое пособие Пояснительная записка «Ум ребенка – на кончиках его пальцев…» В. И. Сухомлинский Мы все хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее,.

Краткосрочная образовательная программа по рисованию солью для детей 4–5 лет «Золотая осень» Пояснительная записка Рисование – самый популярный вид творчества у дошкольников. В этом возрасте дети рисуют охотно, чаще – по собственному.

«Листопад». Нетрадиционная техника рисования «граттаж»«Листопад». Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Нетрадиционная техника рисования "граттаж".С чего мы начинали работу: 1. Делался фон (яркими восковыми мелками:оранжевого салатового и жолтого.

Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования»Мастер-класс «Граттаж — нетрадиционная техника рисования» Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Нетрадиционная техника «граттаж»Нетрадиционная техника «граттаж» Здравствуйте дорогие коллеги! У нас в саду проводится много конкурсов изобразительной деятельности, мы всегда стараемся участвовать и удивлять.

Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей ДОУ Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. «… Это.

Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего возраста Тема моей презентации «Нетрадиционная техника рисования как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей младшего.

Нетрадиционная техника рисования — ватными палочками для детей младшего возраста «Одуванчики»Нетрадиционная техника рисования — ватными палочками для детей младшего возраста «Одуванчики» С самого раннего возраста детей так и тянет что-нибудь почеркать на бумаге, все дети любят рисовать. Особенно детям нравятся рисование.

Нетрадиционная техника рисования веревочкой, как способ сенсорного развития детей с ФФННетрадиционная техника рисования веревочкой, как способ сенсорного развития детей с ФФН Я хочу поделиться своим опытом в реализации регионального компонента в группе компенсирующей направленности (ФФНР) на тему «Нетрадиционная.

Нетрадиционные техники рисования «каплетерапия», «монотипия», «граттаж», «ниткография»Нетрадиционные техники рисования «каплетерапия», «монотипия», «граттаж», «ниткография» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Сегодня я вас познакомлю с некоторыми.

Автор публикации:
Нетрадиционные технологии для общего развития детей с ОВЗ. «Граттаж»
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 16:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД