Папки-передвижки

НОД духовно-нравственному воспитанию «Березонька-красавица всей Россией славится» (1 фото)

Валентина Ступина
НОД духовно-нравственному воспитанию «Березонька-красавица всей Россией славится»

Приоритетная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»

НОД духовно-нравственному воспитанию «Березонька-красавица всей Россией славится»

Цель:

умение детей эмоционально выражать свое отношение к русской березке -

символу России и праздника Святой Троицы.

Задачи:

- способствовать формированию гармонически развитой личности;

- формировать представления детей об истории и традициях праздника; Троицы.

Публикация «НОД духовно-нравственному воспитанию „Березонька-красавица всей Россией славится“» размещена в разделах

- расширить знания детей о русском дереве – берёза;

- развивать у детей диалогическую речь;

- обогащать и активизировать словарный запас детей для передачи образа березы прилагательными и существительными (красавица, белоствольная, березонька, стройная, береста, чистовая береза);

- упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом;

- воспитывать у детей интерес к истории нашей Родины, благоговейное отношение к православным праздникам и традициям, взаимовыручку, интерес, коммуникабельность.

Предшествующая работа: Беседа о православном празднике Троица, и березке, чтение рассказов, стихов, разучивание песен, слушание колокольных звонов, рассматривание икон, знакомство с картиной Бориса Кустодиева «Троицын день», и иллюстрации о березе, рассматривание поделок из бересты, работа с раскрасками, сбор полевых цветов и заплетание венков для праздника. Рисование на тему: «Березонька-красавица», составление описательного рассказа о березке

Оборудование: ноутбук, иллюстрации и изображением березы, разноцветные ленточки, платочки, для угощения детей березовый сок, раскраски. Аудиозаписи: шум ветра, голос березки и ветра, народные песни «На горе – то калина», «Во поле березка стояла» автор Д. Кабалевский «То береза то рябина», Песня-хоровод «Березка». Береза, растущая на территории образовательного учреждения.

Ход:

Организационно-мотивационный этап:

Дети входят в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в окна светит солнышко, приятно вдохнуть запах цветов.

Вос-ль: Дети, а вы что не будь, слышите? (Нет, ни чего не слышим).

Раздается песня ветерка

Дети: (Это ветерок, песню нам свою спел.)

Вос-ль: Да! Это ветерок к нам в гости прилетал, запахи, звуки утра нам отдал.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель предлагает детям вдохнуть запах утра для этого надо положить правую руку на грудь. И сделать короткий вдох носом, а выдохнуть ртом, а затем длинный вдох - выдохнуть ртом.

Вос-ль: Что вы почувствовали? (Свежий воздух, приятный запах….).

Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежит листок с изображением березы.

Вос-ль: Вы знаете, кто оставил этот рисунок? (Нет, не знаем).

Может это (имя ребенка) твой рисунок? (Нет).

Интересно, кто же его забыл.

Что же нам надо сделать? (Спросить у мамы, у прохожих… у

ветра).

Мне понравилось предложение …

Воспитатель предлагает детям спросить у ветра. Дети задают вопрос.

Дети: (Ветер, ветерок это ты нам оставил рисунок)

Ветер: (голововое сообщение) «Здравствуйте, друзья! Это я ветер, ветерок к вам прилетал, и листочек вам отдал. А листочек не простой, он волшебный и помошник вам большой».

Воспитатель предлагает детям взять листок и посмотреть на него. Вос-ль: Как вы думаете, какое дерево здесь изображено? (Береза).

Воспитатель обращает внимание детей на раздающийся голос березы.

(Голосовое сообщение) «Здравствуйте, мои милые девочки и мальчики. Я береза русская, подружка ваша. Приглашаю вас ко мне на День Рождения. Будем петь, и танцевать удовольствие и подарки от праздника получать. Жду.

Вос-ль: Оказывается, нас приглашает береза к себе в гости.

Вос-ль: Слышите, где-то уже поют песню о березе? (Слышим).

Воспитатель предлагает детям выйти на улицу и подойти к нашей любимой березке.

Вос-ль: Пока идем тоже споем песню для березки.

Основной этап:

Вос-ль: Вот мы и пришли. Посмотрите, какая она красивая.

Высокая.

Воспитатель предлагает детям показать высоту дерева.

Вос-ль: Что за белый сарафан у русской красавицы? (Белый сарафан - это ствол дерева, береза - единственное дерево, у которого он белый).

Вос-ль: Правильно, верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой.

А вы знаете, что делают из бересты? (Делают лукошки, кузовки,

шкатулки, красивые необычные картины).

Что можно сказать о кроне? (Крона у нее пышная, кудрявая)

Вос-ль: А есть ли у березки цветы? (Сережки у березки - это её цветы.)

Вос-ль: Да, действительно. В серёжках созревают семена, похожие на крошечные самолётики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно ростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Была одна березка, а выросла березовая роща. Берёза любит свет и простор, не боится морозов и живёт много – много лет.

Вос-ль: Как ласково ее можете назвать? (Березка, березонька, красавица, белоствольная, плакучая).

Какие березы можно назвать плакучими? (Березы, у которых веточки свисают вниз).

Если какому-то взгрустнется, он подойдет к березке, обнимет ее, постоит, то ему станет легче на душе.

Воспитатель предлагает детям обнять березку, чтобы у всех было хорошее настроение.

Вос-ль: Березка символ добра, любви и чистоты Мы не будем грустить, для берёзки песню споем да хоровод заведем.

Песня – хоровод «Березка»

Муз. Р. Рустамова, сл. А. Матлиной.

1. Мы вокруг берёзки

Хороводом стали,

Яркие платочки

Высоко подняли.

Припев:

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Это пляшут малыши, малыши!

2. Мы вокруг берёзки

Весело гуляли,

Весело гуляли,

Ножками шагали.

3. Мы с тобой, берёзка,

Поиграем в прятки.

Отгадай, берёзка,

Где же все ребятки?

4. А теперь, берёзка,

Нам пора проститься,

Нам пора проститься,

Низко поклониться.

Вос-ль: Наша родина – Россия. Символ нашей страны – березка. День Рождения березки отмечается в православный праздник Троица. Троица считается праздником земли, воды и леса. В этот день землю нельзя трогать, работать в саду и огороде. С давних времен люди призывали друг друга оберегать леса, реки и ручьи. Они считались символом чистоты, любви и добра. Это праздник Добра и Света.

Вос-ль: Троицыно утро,

Утренний канон,

В роще по березкам-

Белый перезвон!

На Троицу украшали улицы и дома зеленью, березовыми ветками, цветами. А саму березку украшали венками и лентами, загадывали желание, водили хороводы и пели песни. На Троицу пол в церкви устилали свежей травой, украшали цветами и приносили святить ветки березки.

На Троицын день собирали травы и цветы. Считалось, что эти травы приносят пользу и излечивают от различных болезней.

Вос-ль: А как вы считаете берёза - это лекарственное растение. (Да)

Целебными свойствами обладают её почки, которые собирают ранней весной, сок и даже листья. Из них готовят отвары, настои, делают примочки,

Вос-ль: Какую березу называют чистовой? (Из неё готовят для бани веники.)

Вос-ль: В старину листочки пробовали на язык, если он гладкий, то только из них делали веники. Веник заваривают горячей водой и дают настояться. Если попариться таким веничком, то вся болезнь из организма выйдет.

Родители парят вас в бане березовым веником? (Да, нет).

Вос-ль: В конце процедуры мытья волосы и тело споласкивают березовым настоем. Это делает кожу здоровой, а волосы шелковистыми.

Вос-ль: А кто знает закличку, которую с раннего утра пели все ребятишки в деревне в Троицу или в березкин день рождения.

Воспитатель предлагает детям прочитать закличку:

«Коси, коса, пока роса,

Роса долой, коса домой.

Роса любит лопаточку,

Лопатка – песок,

Косец – пирожок»

Вос-ль: Почему ее пели ребята? (родители уходили косить траву)

Вос-ль: Да, действительно это так. Пели эту закличку, ребята потому, что начинался в деревне сенокос и с раннего утра уходили отцы и матери в луга траву косить. Оставались в деревне только дети да старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами, ягодами ходили, заготовки к долгой зиме делали. Русская поговорка гласит: «Делу - время, потехе – час»

Вос-ль: Вы готовы веселиться? (Готовы).

Воспитатель предлагает детям вместе с березкой, порадоваться лету красному, солнцу, цветам и поиграть в игру «Веночек»?

Водящий в кругу: «Я иду сорвать цветок, из цветов сплести венок»

Дети: «Не хотим, чтоб нас сорвали, и венки из них сплели. Мы хотим в лесу остаться, будут нами любоваться»

Вос-ль: Праздник Святой Троицы отмечали на природе, играли в народные игры.

У ворот солнцеворот,

Выходи играть, народ!

Воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру: «Золотые ворота»

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки, и тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

Вос-ль: Дети, что особенного бывает в день Рождения? (В День Рождения дарят подарки).

Вос-ль: А что мы можем подарить нашей красавице березке? (Мы можем подарить венки и букеты цветов, разноцветные ленточки, стихи).

(Дети читают стихи).

1.«Здравствуй, милая березка, видишь, я к тебе пришла,

Посмотри, водички вкусной в белой кружке принесла!

Хочешь, можешь в ней умыться, хочешь, можешь ей напиться!

Чтоб росла, ты, зеленела, всех стройней была и краше,

Никогда бы не старела, и была подружкой нашей»!

2. Люблю березку русскую

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками

Люблю березку русскую

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Под ветром дому клонится,

И гнется, но не ломится!

3.«Улыбнулись сонные березки,

растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки,

и горят серебряные росы».

Вос-ль: Молодцы, ребятки, хорошо стихи для березки читали.

Вос-ль: В старину на Руси березкам завязывали ленточки, плели венки из цветов.

Воспитатель предлагает детям взять по выбору понравившийся подарок и украсить березку.

Дети и педагоги украшают веточки березки.

Вос-ль: Дети, посмотрите, березка наклонила еще ниже веточки и что-то говорит. Давайте послушаем.

Береза : Милые мои ребятки, Спасибо, что вы пришли ко мне на праздник. Вы так много о празднике знаете. Водите хороводы, поете песни, играете. И я тоже приготовила вам подарок - березовый сок. Он вкусный и полезный. Пейте на здоровье и на память вам раскраски о празднике Святой Троицы.

Воспитатель предлагает детям поблагодарить березку.

Вос-ль: Нам пора возвращаться. А чтобы было веселее идти, предлагаю спеть песню о нашем родном крае.

Дети возвращаются в детский сад и пробуют березовый сок, подарок березки.

Рефлексивно-оценочный этап:

Вам понравилось в гостях у березки? (Понравилось).

Что запомнилось больше всего? (Хороводы, игры, вручать подарки для березки).

С кем поделитесь своими впечатлениями? (Расскажем родителям, бабушкам и дедушкам о нашем празднике)

Почему же березку называют символом России? (Березой в России украшают окна домов, ставят их за иконы, плетут венки)

В свободное время детям предлагается заняться художественным творчеством и воплотить свои впечатления от праздника. По желанию дети выбирают сделать аппликацию, пластилинографию, рисунки. По окончании проводится обсуждение работ и оформляется выставка «Березонька красавица всем ребятам нравится»

Используемая литература.

1.«Пусть всегда будет солнце» Детско-юношеский православный календарь 2018» Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017

2. «Пусть всегда будет солнце. Детско-юношеский православный календарь 2019» Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018

3.«Лесенка Чудесенка» Литературно-художественный православный календарь для детей и родителей» Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018г. 4. Библия для детей в изложении княгини М. А. Львовой. Издательство «Христианская литература» Нижний Новгород 2016

5.https://sekreti-domovodstva.ru/kogda-budet-pravoslavnaya-troica-v-rossii.html

6.https://stranakids.ru/den-svyatoj-troicy-pyatidesyatnica/2/

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Мастер-класс: «Макет храма, для оформления уголка, по духовно-нравственному воспитанию».Мастер-класс: «Макет храма, для оформления уголка, по духовно-нравственному воспитанию». Вашему вниманию, хочу представить макет храма, который мне поручили сделать для оформления уголка по духовно-нравственному воспитанию,.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие»Проект в разновозрастной группе по духовно-нравственному воспитанию «Братья наши меньшие» Проект в разновозрастной группе духовно-нравственного воспитания «Братья наши меньшие» 1. Организация: МАДОУ «Октябрьский детский сад «Радуга».

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск»Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск» Цели: - формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; - расширение знаний о роли её в жизни каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД духовно-нравственному воспитанию «Березонька-красавица всей Россией славится»
Опубликовано: 14 января 2021 в 18:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД