Лучший педагог года

НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

Нина Сайгина
НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»

Программное содержание:

Расширить интерес детей к объектам природы, расширить кругозор и представление детей об изменениях в жизни зверей осенью; обогащать словарь детей.

Воспитывать любознательность

Предварительная работа :Рассматривание карточек для занятий в д/с и дома «Расскажите детям» диких животных) Чтение и обсуждение

Публикация «НОД Ознакомление с окружающим миром „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах

Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек», «Про зайца – длинные уши, короткий хвост»,

Е. Чарушин «Олениха с оленятами», «Лосиха с лосенком», «Рысь»

Дидактические игры «Чья морда, лапы, хвост», «Скажи со словом много» Чтение и обсуждение

Сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек», «Про зайца – длинные уши, короткий хвост»,

Е. Чарушин «Олениха с оленятами», «Лосиха с лосенком», «Рысь»

Заучивание стихов «Зайка» В. И. Мирясов

Материалы. Слайды «Дикие животные»,картинки из серии «Дикие животные»

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель: - Сядет тот, кто правильно ответит.

Воспитатель:- Кто это? Трусливый, длинноухий, серый или белый? Заяц

Воспитатель:- Бурый, косолапый, неуклюжий? Медведь

Воспитатель:- Серый, злой, голодный? (как догадались) Волк

Воспитатель:- Хитрая, рыжая, ловкая? Лиса

Воспитатель:- Проворная, запасливая, рыжая или серая? (Белка)

Воспитатель:- Полежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала(. Еж)

Воспитатель:- — аккуратный, трудолюбивый. (Барсук)

Похож он на свинью,но с клыками (кабан)

Моет в речке свою пищу,чтоб была она почище

А чистюля тот …Енот

Не нужны нам топоры

Мы строители … бобры

Не боюсь в лесу врага

Есть копыта и рога. лось

2. Основная часть.

Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?

Дети:- Животные.

Воспитатель:- Почему?

Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.

Воспитатель:- Где живут эти животные?

Дети:- В лесу

Воспитатель:- Как они называются?

Дети:- Дикие животные

Воспитатель:- Почему их так называют?

Дети:- Сами себе добывают пищу

Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?

Дети:- Звери

Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа поздней осенью, говорили о Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.

Воспитатель

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке - летом.

(Белка)

Воспитатель: - Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, кто знает, как его называют?

Дети: - Дупло

Воспитатель: - Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Воспитатель: - Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Воспитатель: - А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Дети:- Заяц.

Воспитатель: - Правильно, заяц. Летом он был, какого цвета?

Дети:- Серого

Воспитатель: - А к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)

А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.

Воспитатель: - А как заяц себе домик устраивает?

Воспитатель: - Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

Воспитатель: - Послушайте и отгадайте, чей это голос?

Дети: - Это лиса

Воспитатель: - Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Воспитатель: - А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.

Воспитатель: - Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.

Воспитатель: - Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.

Воспитатель: - Послушайте еще один голос.

Воспитатель: - Кто это?

Дети:- Волк.

Воспитатель: - Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи - так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.

Воспитатель: - А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?

Дети: – В логове

Воспитатель: - Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?

Вот так звери

Нор не роют

Но зато плотины строят

Все они одеты в шубы

Инструмент не пилы-зубы

Воспитатель: - Жилище у бобров называется так интересно - хатка

Воспитатель: - Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.

Воспитатель: - А как называют детенышей бобра?

Дети: - Бобрята.

Воспитатель: - Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.

Воспитатель: - Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистоплотные животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

Воспитатель: - В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.

Воспитатель: - Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.

Воспитатель: - А кто – нибудь знает для чего лосю рога?

Дети:- Они служат для обороны от хищников.

Воспитатель: - Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?

Дети:- Копыта

Воспитатель: - они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Воспитатель: - А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?

Воспитатель: - А почему?

Воспитатель: - Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.

Воспитатель: - А вот еж тоже не делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко проспит до весны. Белый снежок покрывалом укроет норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику как он бродил летом по лесу, ловил червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек. Вы запомнили любимые лакомства ежа

Физминутка. Дикие животные

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Д/и «Кто лишний?»

1) лось, заяц, лиса

Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.

2) медведь, белка, ёж

Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет

3) волк, заяц, белка

Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.

4) барсук, лиса, медведь

Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге

. Д/и «Подбери признаки»

Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?

Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.

Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.

Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.

Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.

«Подбери действия»

медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.

Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,

Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает

– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду).

Молодцы! А вы умеете составлять загадки?

Скажи наоборот.

Упражнение " Закончи предложение. "

Медведь большой, а заяц … (маленький)

У волка хвост длинный, а у медведя … (короткий)

Белка слабая, а волк … (сильный)

Д/и «Кто,где живет?»

Где живет медведь? Берлога чья?

Где живет лиса? Нора чья?

Где живет белка? Дупло чье?

Где живет волк? Логово чье?

Итог

Воспитатель:- О ком мы сегодня говорили?

- Почему их называют дикими?

- А кто зимой впадает в спячку?

-Назовите жилище диких животных?

- Что интересного вы еще узнали?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Цели: Закрепить знание детей о диких животных; Формировать умения детей воспринимать на слух образное содержание рассказа "Как зайчонку.

Конспект НОД по реализации ОО «Физическая культура» для детей подготовительной группы с ОНР «Дикие животные наших лесов» Цель: Повышение уровня физической подготовленности детей на основе совершенствования двигательных умений и навыков, а так же развития двигательных.

Конспект ООД на тему «Дикие животные наших лесов» Целевые ориентиры: = активизировать и обобщить знания детей о диких животных средней полосы; = закрепить практическое усвоение существительных.

Конспект ООД в старшей группе ЗПР «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Конспект ООД в старшей группе ЗПР №19 «Дикие животные наших лесов, их детеныши» Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о диких.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные наших лесов» Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного.

Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в компенсирующей группе на тему: «Дикие животные наших лесов». Задачи: Углублять знания детей о диких.

Конспект занятия по теме «Дикие животные наших лесов» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Уточнение и расширение словаря по теме. 2. Уточнение обобщающего слова. 3. Упражнение в составлении.

План-конспект по формированию речи «Дикие животные наших лесов» План-конспект к занятию «Дикие животные наших лесов» в подготовительной группе по формированию речи (Обогащение словаря) Задачи: Образовательные.

Разработка календарно-тематического плана на один день Тема «Дикие животные наших лесов» Календарно-тематический план на один день (старший дошкольный возраст) Тема «Дикие животные наших лесов» Утро Совместная деятельность.

Занятие по развитию речи для детей старшей логопедической группы: «Дикие животные наших лесов» Цель: учить составлять описательные рассказы о диких животных леса, используя план-схему. Задачи: уточнять знания детей о диких.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД Ознакомление с окружающим миром «Дикие животные наших лесов»
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 22:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД