НОД по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

Zamira bakowa
НОД по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»

Методическая разработка

НОД по формированию исследовательских умений

«Путешествие в сказочный лес»

детей дошкольного возраста

Второй младшей группы

Байкова Замира Худайбердиевна

Воспитатель 1 квалификационная категория

2014г

Тема: «Путешествие в сказочный лес»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением.

Задачи:

Развивать любознательность, мышление и речь детей;

познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса.

Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные открытия детьми.

Развивать у детей исследовательские способности и полное познание окружающего мира.

Дать понятие о значимости воды в природе.

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

Обогащать и активизировать словарь; жидкая, бесцветная, без запаха, прозрачная.

Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

Воспитывать умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей:

Познание: знакомство с некоторыми состояниями воды.

Коммуникация: развитие диалогической речи, обогащение словаря – снег, снежинки, пушистый, холодный, прозрачная, бесцветная.

Социализация: совместная опытно-экспериментальная работа, совместные игры.

Труд: уборка атрибутов после игр, опыт водой.

Художественное творчество: рисование разукрасить ледяную избушку.

Предварительная работа:

Рассматривание картин по экологии: Обитатели водоёмов, рек, озер.

Рассматривание снежинок, снега, сугробов;

наблюдение за падающим снегом во время прогулок;

Наблюдения за водой на протяжении осени и зимы.

Игры с водой в специально отведенном уголке.

проведение опытов: превращение снега в воду, воды в лед;

рассматривание иллюстраций на тему «Зима»;

беседы «Зайкина шубка», «Пушистые снежинки»;

Чтение стихотворений и рассказов о воде, о состоянии воды в природе.

чтение А. Барто «Снег», К. Бальмонт «Снежинки»; р. н. сказка «Заячья избушка»

Словесно-дидактические игры: «Когда так бывает?».

Материалы и оборудование:

стаканы с водой, молоко (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, краски, ложечки.

Символы, обозначающие свойства воды.

карточки с изображением солнца, сосульки, яблоко, чайник с паром над носиком, рыба, цветок, человек, кошка, облако, снежинка, дерево, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Зима)

Сегодня, предлагаю отправиться в сказочный зимний лес.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками

Через речку перешли

Наконец-то мы в лесок пришли

(дети идут по тропинке перешагивают через замерший ручеек и попадают в сказочный лес. Стоят два домика ледяной и лубяной.)

Слышат, плачь зайчика.

Воспитатель: Зайка, почему ты плачешь.

Зайка: Как мне не плакать лисичка меня выгнала из дому.

Воспитатель: Не плачь зайка, мы тебе поможем

(дети садятся на пенечки-стульчики)

Зайка: Нет, не поможете сколько раз мои лесные друзья выгоняли, и не выгнали. А ведь мой домик не обычный. Я в своем домике провожу опыты-эксперименты.

Ребята как вы думаете, почему лисичка выгнала зайчика из дому?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята выгоним лисичку (читаем отрывок из сказки)

Из чего построила лисичка дом? Снега.

-Снег, какой? (пушистый, мягкий, холодный, белый)

Что будет со снегом, если мы его положим на ладошки? Растает.

Воспитатель: Если ребята, заморозить воду, то она превратиться в лед

(показать ледяные квадратики, заранее замороженные в холодильнике).

Лёд-это вода. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, в ведро, в вазу и она примет их форму (слова сопровождаются действиями).

Ребята, посмотрите какая она текучая

(воспитатель переливает воду в разные по форме сосуды)

Человек ею пользуется каждый день - пьёт, умывается, готовит на ней еду, заваривает чай, поливает цветы, и т. д. Мы с вами пьём очищенную воду, в группе поливаем из лейки комнатные цветы, в природе растения поливает дождик, а дикие животные пьют воду из реки. Без воды нам не прожить!

Давайте поиграем игру «Речка»

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз - это брас

Одной другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Зайка: Спасибо ребята. Я очень рад, что, я опять в своей научной лаборатории. Посмотрите, какая у меня лаборатория.

Обращает внимание на детей на уголок опытов и экспериментов.

Скажите, что есть в моей лаборатории?

Дети: колбочки, пробирки, бумага, разноцветная вода, лед и т. д.

Зайка: В этой лаборатории я ставлю различные опыты с водой, исследую предметы, и их изучаю. И сегодня мы с вами тоже что-то будем, исследовать, а воспитатель поможет мне в этом.

Воспитатель: Ребята, зайка давайте позовём лисичку с нами провести опыты

(дети зовут лисичку).

Воспитатель: Сейчас отгадайте мою загадку

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И твердой быть могу! (вода)

Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. А сейчас мы с вами будем играть с водой.

Присаживайтесь по удобней (проверить посадку детей).

ОПЫТ 1. ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА. На столе стоят два стакана один с водой, другой с молоком. В стаканах находятся ложки. В каком из стаканов она видна, а в каком - нет? Почему? Что мы видим? В стакане с молоком мы не видим ложку, а в другом стакане ложку видно. Теперь мы можем сказать, какая вода? Да, вода прозрачная, а молоко нет.

ОПЫТ 2. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА. Предложим детям понюхать воду и сказать, чем пахнет (или совсем не пахнет). Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.

ОПЫТ 3. У ВОДЫ НЕТ ВКУСА. Пробуют воду (кипячёная вода в стаканах).

Какая вода? Вода сладкая, солёная, кислая, горькая? Да ребята, вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что приготовил нам зайка.

В красной и оранжевой формочках, лежит – сахарный песок; в синей и зеленой – соль.

А что будет, если сахарный песок мы насыпим в воду?

Все взяли ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки.

Давайте положим в воду и размешаем.

Ой, где же сахарный песок? Его не видно.

Он растворился (сахарный песок).

Какая вода на вкус?

Дети: Сладкая.

Воспитатель: А теперь возьмем из синей баночки соль, и размешаем ее воде.

А соль куда делась?

Дети: Соль растворилась в воде?

Воспитатель: Давайте проверим, попробуем воду.

Какая она на вкус?

Дети: Соленая. Невкусная.

Воспитатель: Да соль и сахар в воде растворились. Одна вода стала соленой, а другая - сладкой.

ВЫВОД: Что мы с вами сегодня узнали о воде?

Ответы детей: вода жидкая, без запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что происходит с ледяным домиком (он тает) (показ картинки таяние домика).

Почему?

Дети: Потому что пришла весна, и домик лисички растаял.

Воспитатель: Ребята, если была зима, избушка растаяла бы? (у лисички)

Воспитатель: Зайка, ты прости лисичку, ведь она не знала, из чего нужно строить дом.

Зайка: Хорошо лисичка, давай жить вместе.

Лиса: Я теперь поняла, что такое ледяная избушка.

Воспитатель: Зайка, спасибо тебе, ты многому научил наших ребят.

Зайка: До свидания, приходите еще в гости.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами отправляемся в детский сад.

Ребята, где мы были?

Что интересного вам понравилось у зайчика?

В свободное время предлагаю ребятам разрисовать избушку.

Во –второй половине дня предлагаю дидактическую игру «Где есть вода»

Дети подходят к первому столику, на котором разложены карточки, с изображением: солнца, сосулек, яблока, чайника с паром из носика, банки.

Воспитатель: Выберите картинки и скажите, где спряталась вода?

Дети: В сосульке, в виде льда, в чайнике над носиком в виде пара.

Идут к следующему столу с картинками: рыба, кошка, цветок, человек, дерево, стул, мяч, книга, диван.

Воспитатель: Предлагаю выбрать картинки: Кто, не может жить без воды?

Рыбы, кошка, цветок, человек, дерево.

Идут к следующему столу, на них карточки с изображением: облака, снежинки, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом.

Воспитатель: Где живет вода?

Дети: В облаке, снежинке, снеговике, кране.

Воспитатель показывает детям знак, на котором изображен водопроводный кран

с льющейся водой перечеркнутый крестиком.

Воспитатель: Что означает этот знак?

Воспитатель объясняет, что этот знак обозначает, что воду нельзя лить просто так, что кран нужно хорошо закрывать, воду нужно беречь.

Воспитатель подводит итог, делает вывод: Воды хоть и много кругом, но хорошую, питьевую воду необходимо беречь.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
НОД по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»
Опубликовано: 18 января 2014 в 18:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...
Сценарий новогоднего праздника для детей младшей группы.
Под веселую музыку дети вбегают в музыкальный зал и останавливаются вокруг елочки. Ход праздника. Ведущая. Вот пришла, ребята елка К нам на праздник в...
Украшение окон к новому году
В преддверии Нового года у всех нас появляется ощущение волшебства, радости , счастья, ожидание какого-то чуда. Многие люди украшают к Новому году и...