НОД по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

Zamira bakowa
НОД по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»

МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок»

Методическая разработка

НОД по формированию исследовательских умений

«Путешествие в сказочный лес»

детей дошкольного возраста

Второй младшей группы

Байкова Замира Худайбердиевна

Воспитатель 1 квалификационная категория

2014г

Тема: «Путешествие в сказочный лес»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением.

Задачи:

Развивать любознательность, мышление и речь детей;

познакомить детей с некоторыми свойствами воды: без цвета, запаха и вкуса.

Учить выявлять свойства объектов, поощрять самостоятельные открытия детьми.

Развивать у детей исследовательские способности и полное познание окружающего мира.

Дать понятие о значимости воды в природе.

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

Обогащать и активизировать словарь; жидкая, бесцветная, без запаха, прозрачная.

Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

Воспитывать умение работать сообща.

Интеграция образовательных областей:

Познание: знакомство с некоторыми состояниями воды.

Коммуникация: развитие диалогической речи, обогащение словаря – снег, снежинки, пушистый, холодный, прозрачная, бесцветная.

Социализация: совместная опытно-экспериментальная работа, совместные игры.

Труд: уборка атрибутов после игр, опыт водой.

Художественное творчество: рисование разукрасить ледяную избушку.

Предварительная работа:

Рассматривание картин по экологии: Обитатели водоёмов, рек, озер.

Рассматривание снежинок, снега, сугробов;

наблюдение за падающим снегом во время прогулок;

Наблюдения за водой на протяжении осени и зимы.

Игры с водой в специально отведенном уголке.

проведение опытов: превращение снега в воду, воды в лед;

рассматривание иллюстраций на тему «Зима»;

беседы «Зайкина шубка», «Пушистые снежинки»;

Чтение стихотворений и рассказов о воде, о состоянии воды в природе.

чтение А. Барто «Снег», К. Бальмонт «Снежинки»; р. н. сказка «Заячья избушка»

Словесно-дидактические игры: «Когда так бывает?».

Материалы и оборудование:

стаканы с водой, молоко (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, краски, ложечки.

Символы, обозначающие свойства воды.

карточки с изображением солнца, сосульки, яблоко, чайник с паром над носиком, рыба, цветок, человек, кошка, облако, снежинка, дерево, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом;

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? (Зима)

Сегодня, предлагаю отправиться в сказочный зимний лес.

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками

Через речку перешли

Наконец-то мы в лесок пришли

(дети идут по тропинке перешагивают через замерший ручеек и попадают в сказочный лес. Стоят два домика ледяной и лубяной.)

Слышат, плачь зайчика.

Воспитатель: Зайка, почему ты плачешь.

Зайка: Как мне не плакать лисичка меня выгнала из дому.

Воспитатель: Не плачь зайка, мы тебе поможем

(дети садятся на пенечки-стульчики)

Зайка: Нет, не поможете сколько раз мои лесные друзья выгоняли, и не выгнали. А ведь мой домик не обычный. Я в своем домике провожу опыты-эксперименты.

Ребята как вы думаете, почему лисичка выгнала зайчика из дому?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята выгоним лисичку (читаем отрывок из сказки)

Из чего построила лисичка дом? Снега.

-Снег, какой? (пушистый, мягкий, холодный, белый)

Что будет со снегом, если мы его положим на ладошки? Растает.

Воспитатель: Если ребята, заморозить воду, то она превратиться в лед

(показать ледяные квадратики, заранее замороженные в холодильнике).

Лёд-это вода. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, в ведро, в вазу и она примет их форму (слова сопровождаются действиями).

Ребята, посмотрите какая она текучая

(воспитатель переливает воду в разные по форме сосуды)

Человек ею пользуется каждый день - пьёт, умывается, готовит на ней еду, заваривает чай, поливает цветы, и т. д. Мы с вами пьём очищенную воду, в группе поливаем из лейки комнатные цветы, в природе растения поливает дождик, а дикие животные пьют воду из реки. Без воды нам не прожить!

Давайте поиграем игру «Речка»

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз - это брас

Одной другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Зайка: Спасибо ребята. Я очень рад, что, я опять в своей научной лаборатории. Посмотрите, какая у меня лаборатория.

Обращает внимание на детей на уголок опытов и экспериментов.

Скажите, что есть в моей лаборатории?

Дети: колбочки, пробирки, бумага, разноцветная вода, лед и т. д.

Зайка: В этой лаборатории я ставлю различные опыты с водой, исследую предметы, и их изучаю. И сегодня мы с вами тоже что-то будем, исследовать, а воспитатель поможет мне в этом.

Воспитатель: Ребята, зайка давайте позовём лисичку с нами провести опыты

(дети зовут лисичку).

Воспитатель: Сейчас отгадайте мою загадку

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И твердой быть могу! (вода)

Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. А сейчас мы с вами будем играть с водой.

Присаживайтесь по удобней (проверить посадку детей).

ОПЫТ 1. ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА. На столе стоят два стакана один с водой, другой с молоком. В стаканах находятся ложки. В каком из стаканов она видна, а в каком - нет? Почему? Что мы видим? В стакане с молоком мы не видим ложку, а в другом стакане ложку видно. Теперь мы можем сказать, какая вода? Да, вода прозрачная, а молоко нет.

ОПЫТ 2. У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА. Предложим детям понюхать воду и сказать, чем пахнет (или совсем не пахнет). Предложить понюхать несколько раз, чтобы дети убедились, что вода не имеет запаха.

ОПЫТ 3. У ВОДЫ НЕТ ВКУСА. Пробуют воду (кипячёная вода в стаканах).

Какая вода? Вода сладкая, солёная, кислая, горькая? Да ребята, вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что приготовил нам зайка.

В красной и оранжевой формочках, лежит – сахарный песок; в синей и зеленой – соль.

А что будет, если сахарный песок мы насыпим в воду?

Все взяли ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки.

Давайте положим в воду и размешаем.

Ой, где же сахарный песок? Его не видно.

Он растворился (сахарный песок).

Какая вода на вкус?

Дети: Сладкая.

Воспитатель: А теперь возьмем из синей баночки соль, и размешаем ее воде.

А соль куда делась?

Дети: Соль растворилась в воде?

Воспитатель: Давайте проверим, попробуем воду.

Какая она на вкус?

Дети: Соленая. Невкусная.

Воспитатель: Да соль и сахар в воде растворились. Одна вода стала соленой, а другая - сладкой.

ВЫВОД: Что мы с вами сегодня узнали о воде?

Ответы детей: вода жидкая, без запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята посмотрите, что происходит с ледяным домиком (он тает) (показ картинки таяние домика).

Почему?

Дети: Потому что пришла весна, и домик лисички растаял.

Воспитатель: Ребята, если была зима, избушка растаяла бы? (у лисички)

Воспитатель: Зайка, ты прости лисичку, ведь она не знала, из чего нужно строить дом.

Зайка: Хорошо лисичка, давай жить вместе.

Лиса: Я теперь поняла, что такое ледяная избушка.

Воспитатель: Зайка, спасибо тебе, ты многому научил наших ребят.

Зайка: До свидания, приходите еще в гости.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами отправляемся в детский сад.

Ребята, где мы были?

Что интересного вам понравилось у зайчика?

В свободное время предлагаю ребятам разрисовать избушку.

Во –второй половине дня предлагаю дидактическую игру «Где есть вода»

Дети подходят к первому столику, на котором разложены карточки, с изображением: солнца, сосулек, яблока, чайника с паром из носика, банки.

Воспитатель: Выберите картинки и скажите, где спряталась вода?

Дети: В сосульке, в виде льда, в чайнике над носиком в виде пара.

Идут к следующему столу с картинками: рыба, кошка, цветок, человек, дерево, стул, мяч, книга, диван.

Воспитатель: Предлагаю выбрать картинки: Кто, не может жить без воды?

Рыбы, кошка, цветок, человек, дерево.

Идут к следующему столу, на них карточки с изображением: облака, снежинки, водопроводный кран, матрешка, снеговик, дом.

Воспитатель: Где живет вода?

Дети: В облаке, снежинке, снеговике, кране.

Воспитатель показывает детям знак, на котором изображен водопроводный кран

с льющейся водой перечеркнутый крестиком.

Воспитатель: Что означает этот знак?

Воспитатель объясняет, что этот знак обозначает, что воду нельзя лить просто так, что кран нужно хорошо закрывать, воду нужно беречь.

Воспитатель подводит итог, делает вывод: Воды хоть и много кругом, но хорошую, питьевую воду необходимо беречь.

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Русские народные сказки
  • Экология
Автор публикации:
НОД по формированию исследовательских умений у детей младшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»
Опубликовано: 18 января 2014 в 18:21
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...
«Еж на лесной опушке». Нетрадиционное рисование в старшей группе.
Рисование - веселое и увлекательное занятие. С помощью неординарных занятий, внесенных в образовательную программу, поддерживается интерес и увлеченность...
Лепка «Красивые тарелки» в группе раннего возраста — фотоотчёт
Все мы каждый день принимаем пищу, у каждого из нас есть своя тарелка, которую каждый выбирает исходя из своих предпочтений, увлечений, хобби. Дети в...