МААМ-картинки

ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»

Инна Гусаренко
ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»

«Научим Незнайку вежливым словам»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об основах культуры общения, соблюдения этических норм речевого поведения; систематизировать методы и приемы формирования речевого этикета; формирование умения выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации.

Предварительная работа:

Чтение рассказов Н. Носова “На горке”, “Шурик у дедушки”, “Фантазеры”. В. Осеева “Синие листья”, “Волшебное слово”.

Г. Остер “Неправильные привычки”.

Стихотвориения

Публикация «ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема „Научим Незнайку вежливым словам“» размещена в разделах

Я. Бжехвы (пер. Б. Заходера) «Очень вежливый индюк»,

С. Маршака «Урок вежливости», «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Беседы на темы:

Поведение в общественном транспорте, магазине, больнице, в театре (кино, цирке).

Дидактические игры: С/и «Назови ласково», «Словарь вежливых слов», «Комплемент» и т. д.

Настольная игра «Этикет».

Рабата с иллюстрациями «Речевой этикет».

Разучивание сценки: «Будьте добры, скажите, пожалуйста…»

Словарная работа: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, спасибо, благодарю, извините, не стоит благодарности, до свидания, до новых встреч, всего хорошего.

Материалы и оборудование:

• бумага и цветные карандаши ;

• картинки с этичным и не этичным поведением ребенка (детей);

• магнитная доска.

Музыкальное сопровождение:

Песня «Дорогою добра», релаксирующая музыка «Пение соловья».

Технические средства:

Мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку.

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам в гости кто - то пришел. Вы помните этого героя, кто он? Правильно это Незнайка! Но он какой-то грустный сегодня:

Здравствуй Незнайка! Что у тебя случилось, почему ты такой грустный?

Незнайка: Ну, ну я вчера был на дне рождения у этого, как его Знайки – задавайки. Все было хорошо, пил, ел, веселился, болтал со всеми без умолку.

А когда уходил, мне этот Знаичка и говорит что я невежда, не культурный, и мне нужно поучиться какому-то, этому как его этикету.

Воспитатель: Ты знаешь Незнайка в какой-то степени я с Знайкой согласна.

Незнайка: Это еще почему?

Воспитатель: Ну, потому что ты к нам в группу когда вошел даже не поздоровался.

Незнайка: Ну, здрасте!

Воспитатель: Незнайка во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.

Ребята давайте с вами встанем по кругу, возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, здравствуйте». Желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние люди утверждали, что вовремя поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Воспитатель: Здравствуйте это слово- приветствие. Ребята, какие добрые и вежливые слова вы еще знаете?

(Ответы детей)

Но для того чтобы убедиться в ваших знаниях, я предлагаю вам игру «Словарь вежливых слов». Послушайте пожалуйста правила: Я буду читать вам преложение, а вы по смыслу дополняеть ее волшебным словом. Отвечать будут те дети на которых я укажу:

1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день).

2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

3. И во Франции, и в Дании на прощание говорят (До свидания).

4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

5. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

6. Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

7. Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили много вежливых и волшебных слов. Ребята скажите мне пожалуйста как эти слова вам помогают в жизни.

(Ответы детей)

Воспитатель: Да как говориться в пословице : «Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Худое слово и сладким медом не запьешь».

Воспитатель: Ну Незнайка, а ты что ни будь запомнил.

Незнайка: Ну слова то я запомнил. Только все равно не пойму при чем здесь этот этикет, и где ему учат?

Воспитатель: Про этикет тебе расскажут наши ребята. А ты Незнайка пока присядь и послушай.

(Чтение стихотворения про этикет)

Что такое «этикет»?

Мы сейчас дадим ответ.

Это правила такие,

Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,

Как в гостях себя вести,

Что с волшебными словами

Делать дома и в пути.

Если вежливыми стать

И воспитанными быть,

То всегда и всюду будут,

Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята как вы можете своими словами объяснить слово этикет.

А бывает ещё речевой этикет – это разработанные правила речевого поведения в ситуациях обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности и т. д. неотъемлемый компонент вежливости. И мы сегодня с вами вспомним о речевом этикете в общественных местах.

Воспитатель: Назовите мне пожалуйста общественные места, где вы чаще всего бываете.

Дети: Детский сад, школа, кинотеатр, театр, музей, магазин, больница и т. д.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам посмотреть на экран и вспомнить правила речевого этикета

(Рассматривание слайдов и чтение стихов о правилах поведения. см. Презентацию)

Воспитатель: Ребята давайте с вами подведем итог, назовите мне пожалуйста формулу речевого этикета:

Думай,

• кому говоришь,

• что говоришь,

• где говоришь,

• зачем говоришь,

• какие из этого будут последствия.

Воспитатель: Молодцы справились и с этим заданием, но я вижу что вы уже устали, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: «Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать. (Вращения головой в одну и другую стороны.)

Встали ровно. Наклонились.

Раз - вперёд, а два — назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд. (Наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем. (Приседания.)

Воспитатель: Ну Незнайка теперь ты понял почему Знайка назвал тебя невеждой?

Незнайка: Потому что я не знал волшебных слов, и не умел правильно себя вести. Но теперь ребята научили меня правилам этикета и я постараюсь соблюдать их.

Незнайка наши дети очень много знают и умеют. И они приготовили для тебя сюрприз, сценку которая называется:

«Будьте добры, скажите, пожалуйста…»

Федя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится:

- Федя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько?

- Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки… Я подбегу…

По дорожке шла немолодая женщина в черной шляпке и перчатках. Она вела на поводке маленькую собачку.

Федя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил:

- Ой, тю… те… ба… извините, ща скоко время?

- Что ты сказал? – не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности.

- Время, грю, скоко, а?

Женщина посмотрела на часы:

- Сейчас…

Но Федя уже не слушал ее. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки – нос к носу.

- Ав, ав, ав, - пролаял пудель.

- Да? А я думал ав, ав, ав, ав, ав, ав, - ответил Федя.

В это время на площадке появился дедушка. Он сказал:

- Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, я вижу, познакомились с моим непоседливым внуком.

Надежда Петровна воскликнула:

- Какие странные манеры,

Немедленно примите меры!

Дедушка позвал Федю и Юру:

- Вот что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами: Будьте добры, скажите, пожалуйста…

Федя и Юра подошли к Надежде Петровне. Федя спросил:

- Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час?

- Шесть часов, - ответила Надежда Петровна, а пудель стал на задние лапы и пролаял – ровно шесть раз.

- Спасибо, - сказали мальчики.

Рефлексия

- Правильно ли вел себя Федя по отношению к незнакомому человеку? В чем проявилась его невежливость? (Он не сумел сформулировать вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал ее, а начал играть с собакой.)

- Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?

- Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?

Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили много вежливых слов, правильных слов. Но слова бывают разные и добрые, и злые, и грубые и т. д.

Ответьте мне пожалуйста на такой вопрос: Какие эмоции т. е. чувства может вызвать слово?

(Ответы детей: растревожить, обидеть, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти…)

Воспитатель: Верно! Слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить, заклинать и, словно сердце, кровью обливаться и равнодушно холодом дышать, призывом стать и отзывом, и зовом проклинают, славят и чернят. Слова вызывают у людей разные эмоции, ребята я предлагаю вам нарисовать ваше настроение в виде смайликов. Отразите на листе бумаги ваше настроение, которое вы испытываете на данный момент.

(Звучит спокойная музыка дети рисуют.)

Анализ рисунков, воспитатель предлагает нескольким детям рассказать о своем настроении, и о причине того или иного настроения.

Воспитатель: Ребята я предлагаю подарить наши рисунки Незнайке. Чтобы он смотрел на них, и вспоминал о нас, и о том чему мы его сегодня научили.

Незнайка: Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли! До свиданья!

Рефлексия: Ребята скажите мне пожалуйста что вам сегодня на занятии больше всего понравилось?

Публикации по теме:

Воспитание основ культуры общения. Формирование норм и правил речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста Культурно – речевое воспитание детей имеет большую социальную значимость. Русский ученый А. М. Пешковский писал, что «там, где дети усиленно.

Формирование речевой культуры старших дошкольников Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ННОД по области Коммуникация Речевой этикет Тема «Научим Незнайку вежливым словам»
Опубликовано: 30 августа 2014 в 15:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД