Открытая НОД по освоению ОО «Познание» (формирование у детей представления о жизни русского народа) с детьми 6–7 лет

Светлана Крупина
Открытая НОД по освоению ОО «Познание» (формирование у детей представления о жизни русского народа) с детьми 6–7 лет

КОНСПЕКТ НОД

ПО ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Тема: «Путешествие в старину»

Задачи: Закрепить знание детей о народно-прикладном искусстве, фольклоре.

Активизировать познавательную деятельность детей, способность анализировать, рассуждать, делать выводы. Обогащать словарь детей словами (ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель, люлька, предки, славяне); развивать диалогическую и объяснительную речь. Воспитывать у детей любовь и гордость за свою страну, желание больше узнать о ней.

Предварительная работа: Знакомство с историей русского костюма, его элементами. Рассматривание деталей русского костюма: сарафан, рубаха-косоворотка, кокошник, повязка-лента, лапти, картуз, сапоги и т. д. Заучивание пословиц и поговорок. Рассматривание росписи Хохломы, Дымки, Гжели. Лепка и расписывание дымковской игрушки. Разучивание русских народных игр и хороводов. Рассматривание иллюстраций, изображающих русскую избу и предметы быта: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька, русская печь, прялка и т. д.

Оборудование: Крестьянская изба с домашней утварью, картуз на каждого мальчика, лента-повязка на каждую девочку, 2 фланелеграфа, 2 стола. Росписи хохломы и гжели на фланели, 2 бумажные куклы с одеждой современной и деталями русского костюма. Игрушки дымковские, платок расписной, записи на магнитофоне, мяч.

Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наша страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, Россия. Давайте поговорим о России. В давние времена на нашей прекрасной земле, где было много рек, лесов и долин, давным-давно жили славяне. «Славяне» означает славный, достойный народ, гордый, красивый. (рассказывая воспитатель показывает иллюстрацию.)

Они были нашими предками. Кто может сказать, что означает слово «предки»? На примере, доступном детям (о бабушках, прабабушках и т. д., подвести детей к выводу, что предки – это люди, которые жили на этой земле, там, где сейчас живем мы с вами, много-много лет назад. Так что же означает слово «предки», дети?

Дети: Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – это восточные славяне.

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, вы хотите, чтобы мы оказались в нашей стране, когда люди жили в деревянных домах, ловили рыбу, изготавливали для себя посуду, игрушки, а потом возили на ярмарку их продавать.

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам стать добрыми молодцами и красными девицами.

Открытая НОД по освоению ОО «Познание» (формирование у детей представления о жизни русского народа) с детьми 6–7 лет

(Дети наряжаются, звучит спокойная музыка).

Воспитатель: Так уж повелось на Руси – удалого парня называют соколом, а девицу – лебедушкой. Добры молодцы и красны девицы! Добро пожаловать в русскую старину! В старину на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга с поклоном и словами: «Здравствуйте гости дорогие, доброго вам здоровья!» (кланяются).

Посмотрите, какая изба.

Но, прежде чем в нее войти, отгадайте загадки.

Кто в избе рогат?

Дети: Ухват.

Воспитатель: Кривая собачка в печку глядит?

Дети: Кочерга.

Воспитатель: Никогда не ест, а только пьет, да кипяток льет?

Дети: Самовар.

Воспитатель: Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает?

Дети: Веник.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А что вы видите в избе?

Дети: Русскую печь. На печи чугунок. Рядом с печью ухват. На стене висит ковер, на столе самовар, в красном углу икона украшенная рушником, колыбель-люлька и т. д.

Воспитатель: Дети вы знаете, зачем нужен чугунок? И как его можно достать из печи?

Дети: в чугунке готовят похлебку, варят кашу, картошку, парят тыкву, брюкву. Достать чугунок из печи можно только с помощью ухвата, потому что он очень горячий.

Воспитатель: Правильно, а для чего нужно коромысло с ведрами?

Дети: Чтобы ходить по воду.

Воспитатель: А для чего нужна колыбелька-люлька?

Дети: Укладывать ребенка спать.

Воспитатель: Правильно, а теперь скажите мне, для чего нужна прялка?

Дети: Чтобы прясть шерсть.

Воспитатель: Молодцы. А что такое «красный угол»?

Дети: Это самое почетное место в доме, там всегда стоит стол, на столе самовар, а на стене в углу икона. За этим столом всегда встречают гостей, и собирается вся семья.

Воспитатель: Правильно, но понятие «красный» имело и другое значение: прекрасный, красивый, чистый, добрый. Если говорилось, например, что у соседа красная изба, то все понимали, что речь идет о жилье чистом, белом, красивом. А теперь я вам предлагаю пожить в этой избе. (Дети, пьют чай, укладывают малыша спать, варят похлебку, ходят по воду, подметают веником пол и прядут шерсть).

Воспитатель: Вот мы с вами побыли в русской избе. Дети вы слышите веселую музыку, откуда же она звучит?

Дети: Да, это наверно ярмарка!

Воспитатель: Дети, а вы хотите побывать на ярмарке?

Дети: Да!

(Звучит музыка, выходит скоморох, приплясывая, и потом говорит.)

Скоморох: Народ собирается,

Ярмарка открывается!

Ярмарка! Ярмарка!

Гуляй, кому гуляется!

Собирайтесь, снаряжайтесь!

На ярмарку отправляйтесь!

А что такое ярмарка, дети?

Дети: Там товары продают. Песни звонкие поют. Играют в игры, веселятся. Покупают сладости, обновки.

Скоморох: Молодцы дети. Ярмарка – это большой праздник. Бывало, съедется на ярмарку народ со всех краев, одеты все

по-праздничному, во все самое лучшее, а вы-то какие нарядные!

А вы сможете нарядить моих друзей в народные костюмы?

(Дети одевают бумажных кукол в русские народные костюмы).

Скоморох: А теперь расскажите, во что вы их нарядили?

Дети: На голове у девушки кокошник, на теле рубаха, сарафан, а на ногах лапти. У мальчика на голове картуз, на теле косоворотка, шаровары, кушак, а на ногах сапоги.

Скоморох: Молодцы справились. А сейчас предлагаю вам показать свою удаль и смекалку, хочу проверить, знаете ли вы пословицы?

Игра с мячом: «Назови пословицу».

Скоморох: Ребята, а почему так говорят:

1. «Осень запасиха – зима подбериха».

Дети: Осенью солят огурцы, капусту, готовят запасы. А зимой, что приготовили осенью, съедают.

2. «Болтун – находка для шпиона».

Дети: Так говорят о человеке, который не умеет хранить тайну.

3. «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Дети: Прежде чем что-то сшить или сделать нужно 7 раз отмерить и только тогда отрезать, а то можно ошибиться.

4. «Один за всех – все за одного».

Дети: Когда все живут дружно и помогают друг другу.

Скоморох: Молодцы, я рад, что вы столько много пословиц знаете. А сейчас я вам загадаю две загадки про народные росписи.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они, как золотые

А может солнцем залитые.

Дети: Это загадка про хохлому.

Скоморох: Отгадали, ой да молодцы, вот вам еще одна загадка.

Снежно-белая посуда

Расскажи-ка ты откуда?

Верно, с севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными красивыми.

Дети отвечают: Эта загадка про гжель.

Скоморох: Молодцы все загадки разгадали. А теперь давайте разделимся на две команды и соберем разрезные картинки. (дети собирают разрезные картинки на фланелеграфе).

Ах, какую красоту вы собрали, опишите свои работы.

Дети команда 1: У нас на золотом фоне красивые завитки, ветки с разными ягодами рябиной, смородиной. Это Хохлома.

Дети команда 2: У нас на снежно-белом фоне. Голубые и синие цветы, завитки, колоски. Это гжель.

Скоморох: А у меня на ярмарке есть предметы, расписанные хохломой и гжелью. Найдите их и поставьте на столик рядом с вашей картиной. (Дети выполняют задание.)

Молодцы, правильно. А почему вы поставили именно это изделие?

Дети: На них такие же узоры, как и на картине.

Скоморох: Молодцы, дети. Вы справились со всеми моими заданиями, вы очень веселые, ловкие, умелые. Но мне, к сожалению, пора прощаться с вами - До свидания!

Дети: До свиданья скоморох! (Скоморох уходит).

Воспитатель: Вот пришла пора прощаться

Век в XXI возвращаться.

Здесь нам было интересно.

Все что стало нам известно

Навсегда запомним мы.

Дети, а что вам больше всего запомнилось? Где мы с вами побывали?

Дети: Мы были на ярмарке, видели различные предметы, расписанные гжелью и хохломой, наряжали кукол в русские народные костюмы. Побывали в русской избе и ознакомились с бытом наших предков.

Воспитатель: Молодцы, дети, спасибо вам. Вы сегодня замечательно справились со всеми заданиями и правильно отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Тема: «Человек и окружающий мир»Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Закреплять знание о животных и птицах, их детенышах,.

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Открытая НОД по освоению ОО «Познание» (формирование у детей представления о жизни русского народа) с детьми 6–7 лет
Опубликовано: 11 июня 2013 в 10:32
+73
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Цветочек из гофрированной бумаги и мишуры» (мастер-класс)
Перед Днем Матери по традиции мы с детьми обычно готовим подарки. Хорошо известно, что лучший подарок - сделанный своими руками. Но когда у тебя в...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».
Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные: - учить...
Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»
Конспект занятия по развитию речи "Моя семья" во второй младшей группе. Цель: формировать представления о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях...
Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» —...
Программное содержание. Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной формой. Придумывать детали узора по своему желанию....
Новогодний ангелочек.
Ангелочка решили мы делать в предверии Нового года, так как в это время начинаем украшать группу, лестницы и конечно же наши жилища. Нашим ангелочком...