Получи документы

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием ТРИЗ-элементов

марина семёнова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием ТРИЗ-элементов

НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием ТРИЗ элементов.

Цель: Развивать связную речь, познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в сказочную страну“ с использованием ТРИЗ-элементов» размещена в разделах

Задачи: 1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках. Формировать умение узнавать сказочных героев. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.

2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию. Развивать слуховое внимание и память.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Интеграция: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Предварительная работа: Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки : зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о добре, о сказках. Рассматривание иллюстраций с различными ситуациями. Подбор музыкального сопровождения.

Материалы: «Волшебный сундучок», в нем иллюстрации героев сказок, портреты сказочных героев в виде линий, мольберт; две физкультурные дуги, дощечки для мостика)

ХОД

. Воспитатель: -Ребята, посмотрите, как много гостей пришло к нам. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Воспитатель:- Ребята, скажите, о чём нам говорит улыбка?

Воспитатель:- А что такое «доброта»?

Воспитатель:- Конечно, вы правы. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всему окружающему, всему человечеству. Доброта - это солнце. Добрый человек любит природу, сохраняет ее, не делает плохих поступков.

Воспитатель:- Ребята, а что нас учит добру?

(ответы детей) (сказка).

Воспитатель-А вы любите сказки?

Воспитатель: -Какие бывают сказки? (Авторские и народные (русские и зарубежные)

Воспитатель :-Чем отличается народная сказка от авторской?

Раздается звук "волшебства" и появляется сундук.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это?

Открываю сундук и достаю послание:

Помогите, помогите!

Сказки вы назад верните!

Напугала нас старуха

И устроила разруху.

Перепутала все сказки,

Ветер сильный нагнала,

Книгу сказок порвала!

Вы, друзья, скорей спешите

Книгу сказок нам верните!

Воспитатель:- Ребята, кто же отправил нам письмо? (герои сказок)

Воспитатель: Ребята, в сказку могут отправиться только добрые дети. А вы какие?

Воспитатель: Как вы думаете зачем она нас зовёт? Что там могло случиться?

Что мы там будем делать?

(Ответы детей (помогать сказочным героям)

Раздается звук " зла".

Обнаруживаем на ковре черный конверт.

Читаем: На метле в лесу летаю!

И в избушке там живу!

Я детей всегда пугаю,

Страх и ужас навожу

Сказки не люблю я с детства,

С миром сказок не дружу,

Если спросите, то лучше, я вам пакость покажу!

Воспитатель:- Ребята, кто мог подбросить нам это письмо? (Баба Яга)

Воспитатель:- Как нам поступить? Как вы думаете, что нужно сделать? Как помочь сказочным героям? (собрать все страницы книги сказок)

. Основная часть.

Воспитатель: Чтобы попасть в страну сказок нам нужно произнести волшебные слова:

Нужно нам в ладоши хлопнуть

И ногой три раза топнуть

Обернуться один раз

И зажмурить правый глаз,

Обернуться раз второй

И зажмурить глаз другой.

Покружись, покружись,

В стране сказок окажись

Воспитатель:- Вот мы и попали в страну сказок.

Раздаётся звук волшебства.

Воспитатель:- Ребята, кажется в сундуке что-то появилось, давайте посмотрим, что внутри.

Внутри сундука находятся записка и задания для детей, при выполнении которых появляются страницы из книги сказок.)

В записке сказано : "Чтоб страницы все собрать,

Нужно ум свой показать.

И пройти все испытанья,

То есть, выполнить заданья!"

Воспитатель: Вы готовы выполнять задания и искать страницы книги?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и первое задание.

По тропинке вы идите

Через мостик перейдите.

Воспитатель: По мостику тот пройдёт, кто слова наоборот произнесёт.

1. Задание «Слова наоборот»

Чтобы починить мостик, нужно выполнить задание, а задание вот какое. Тот, кто слово наоборот назовет, тот дощечку на мостик положит.

— Весёлый — грустный,

— Добрый — злой,

— Смелый — трусливый,

— Старый — молодой,

— Сильный — слабый,

— Здоровый — больной,

— Умный — глупый,

— Вежливый — грубый,

— Сытый — голодный,

— Озорной — послушный,

— Ленивый — трудолюбивый.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

Раздается звук волшебства.

(В сундуке появляется второе задание и первая страница книги)

2 Задание

На мольберте — «тени» сказочных персонажей.

Воспитатель: Баба –Яга спрятала героев сказок.

«Если мы их разгадаем,

От волшебства мы их избавим».

Воспитатель: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

Дети: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.

(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).

Воспитатель: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

Гимнастика для глаз.

«Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.

(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,

(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей бегом домой.

Раздаётся звук волшебства.

(В сундуке появляется третье задание) и вторая страница книги)

3 Задание.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках? (ответы детей). Но кубик не простой? Посмотрите, кто изображен на кубике? (на каждой стороне кубика приклеен сказочный герой) (ответы детей)

Воспитатель: Будем кубиком играть, будем предложения про сказочного героя составлять. (Ребёнок бросает кубик, ему выпадает любой сказочный герой. Он составляет предложение с этим героем)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились.

Раздаётся звук волшебства

(В сундуке появляется четвёртое задание и третья страница книги)

4 Задание.

Воспитатель: Ребята нам нужно отгадать, какая сказка спряталась в таблице.

Воспитатель:На столе лежит для каждого из вас таблица. Каждый должен отгадать, какая сказка изображена на таблице.

Воспитатель:- Как называются эти таблицы? (мнемотаблицы)

Мнемотаблицы для занятия

Дети рассматривают и отгадывают названия сказок по мнемотаблицам :

Воспитатель:- Отлично! Вы отгадали все сказки. Пришла пора нам немного отдохнуть.

Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка. (дети шагают)

Стоит задом наперед. (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка. (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет. (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком, (показывают пальчиком)

Глаза большие, (показывают)

Словно угольки горят. (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

Когти остры как у кошки, - (Сгибают - разгибают пальцы)

И всего одна нога, -(Поднимают правую ногу, согнутую в колене)

Не простая, костяная. – (Грозят пальцем одной потом другой руки)

Вот так бабушка - яга! (Трижды ударяют кулаками по коленям)

Раздаётся звук волшебства

(В сундуке появляется пятое задание и четвёртая страница книги)

5 Задание.

Нужно отгадать загадки про сказочных героев.

1. Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка

В скорлупе ореха девочка спала

Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка» Г. Х. Андерсен).

2. Сейчас потолкуем о книжке другой

Тут синее море, тут берег морской

Старик вышел к морю и невод забросил

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ наш пойдет

А жадность, ребята, к добру не ведет

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым, конечно разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин).

3. Ах ты, Петя – простота,

Сплоховал немножко

Не послушался кота,

Выглянул в окошко… («Кот, лиса и петух» русская народная сказка)

4. Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала.

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили? (Гуси лебеди и баба Яга)

5. Был он сделан из полена,

И в каморке с папой жил.

А вот нос его, наверно,

Самым длинным в мире был. (Буратино)

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим задание справились.

Раздаётся звук волшебства

(В сундуке появляется шестое задание и пятая страница книги)

6 Задание

Воспитатель: Пока мы с вами путешествовали, Баба-Яга опять здесь побывала и оставила нам портреты, но необычные, портреты — линии.

Воспитатель: Какая это линия?

(Воспитатель показывает волнистую линию на доске.)

Дети: Это волнистая линия.

Воспитатель: Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?

Дети: Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

Воспитатель: Перечислите героев сказок с таким характером.

Дети: Золушка, Белоснежка, Царевна - Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

Воспитатель: Верно, а почему?

Дети: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).

(На доске ломаная линия.)

Воспитатель: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?

Дети: Нет.

Воспитатель: На что похожа эта линия?

Дети: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

Воспитатель: Так значит герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией?

Дети: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

Воспитатель: Перечислите их.

Дети: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)

Воспитатель: Верно, как зовут этого героя?

Дети: Его зовут Иван-Царевич.

Воспитатель: Какой линией можно его нарисовать?

Дети: Можно нарисовать прямой линией.

Воспитатель: Почему? Какой он по характеру?

Дети: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.

Воспитатель: Перечислите героев, которые обладают таким характером.

Дети: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.

(На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)

(Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу.)

Воспитатель: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?

Дети: Его зовут Емеля.

Воспитатель: Какой он по характеру?

Дети: Весёлый, озорной, смешной.

Воспитатель: Почему такой линией? На что она похожа?

Дети: Она похожа на улыбку.

Воспитатель: Какие персонажи с таким характером вам известны?

Дети: Емеля, Буратино, Карлсон.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно рассказали о героях.

Раздаётся звук волшебства

(В сундуке появляется седьмое задание и шестая страница книги)

Воспитатель: Нам осталось выполнить последнее задание. Баба-Яга для нас сочинила сказку. Послушайте её

- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей Серый волк и Лисичка Сестричка, подхватили репку Гуси – Лебеди и унесли в избушку где Баба Яга живет. Баба Яга и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось : вырос цветочек, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок, как у Золушки. А в руке – золотой ключик от каморки Папы Карло. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Воспитатель: Что не так с этой сказкой? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки : “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик”).

Воспитатель: Молодцы ребята! Баба –Яга хотела вас запутать, но вы вспомнили все сказки.

Раздаётся звук волшебства

(В сундуке появляется последняя страница книги)

Воспитатель:- Ну, вот и закончились наши приключения. Мы собрали все страницы книги сказок. (Собираем книгу сказок) Давайте произнесем волшебные слова:

Нужно нам в ладоши хлопнуть

И ногой три раза топнуть

Обернуться один раз

И зажмурить правый глаз,

Обернуться раз второй

И зажмурить глаз другой.

Покружись, покружись,

Снова дома окажись!

Заключительная часть:

Воспитатель:- Вот мы и вернулись домой!

- Вам понравилось наше путешествие?

- Где мы сегодня с вами побывали?

-Что больше всего вам понравилось?

-Какие задания были самыми сложными?

-Для чего мы с вами отправлялись в путешествие?

Сейчас я вам предлагаю собрать нашу книгу.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, ранее полученных на занятиях по ФЭМП. Задачи: Закреплять навыки прямого и обратного счета в.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну» Задачи: - Закрепление и уточнение знаний о птицах; активизация словаря по теме «Птицы». - Воспитание интереса к окружающей среде, бережного.

Конспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группеКонспект НОД по развитию речи «В гости к бабушке в деревню» с использованием элементов УНТ в средней группе "В гости к бабушке в деревню" с использованием элементов устного народного творчества. Программное содержание: Образовательные задачи:.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказочную страну» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в сказочную страну» Цель: Развивать познавательные и речевые умения детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливости»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливости» Цель: • систематизировать знания детей о правилах хорошего и вежливого поведения, • дать представление о специфических сторонах общения.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: Речевые: Совершенствование навыка словообразования имен существительных прилагательных. Совершенствование навыка словообразования.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказочную страну» с использованием ТРИЗ-элементов
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 10:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД