Открытое интегрированное занятие по музыке «Осенний блюз»

ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
Открытое интегрированное занятие по музыке «Осенний блюз»

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНЫЙ МИР МУЗЫКИ

Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство», раздел «Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность»,

подготовительная к школе группа.

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Зиновьева В. В., музыкальный руководитель

высшей категории МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №2 «Сказка»

поселка Троицкий, Губкинского района,

Белгородской области.

Программное содержание. Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки, умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления. Развивать способность вслушиваться, сравнивать и оценивать наиболее яркие музыкальные образы. Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки.

Цель: Закрепить имеющиеся знания детей о музыкальной грамоте, показать красоту осени через произведения искусства (классической музыки, картин художников, через пластику, песенное, музыкальное творчество).

Образовательные задачи:

1. Воспринимать музыкальное произведение, уметь анализировать (по мнемотаблицам, способствовать формированию осознанного отношения к содержанию, характеру произведения. 2. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах. 3. Формировать певческие умения и навыки: работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции, эмоционально выразительного исполнения песни.

Развивающие задачи:

1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.

2. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения (определить на слух долгие и короткие звуки и их чередование, уметь выкладывать графически, читать и играть на ДМИ).

3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки,

выразительно передавать игровой образ.

4. Развивать творческие способности, воображение, эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку композиторов классиков.

5. Работать над развитием музыкального слуха и голоса, координации и пластики движений.

Воспитательные задачи:

1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к классической музыке. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость. 3. Воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.

Методы и приемы: Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов слушание музыки, исполнение, загадывание загадок, игра, игра на музыкальных инструментах, использование русских народных элементов в музыкально-ритмических движениях.

Предварительная работа: Наблюдения в природе, рассматривание листьев, чтение стихов об осени, рисование осенних пейзажей, слушание музыкальных произведений, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, работать с ритмическими формулами, игра на музыкальных инструментах.

Словарная работа: Симфонический оркестр, скрипичный ключ, нотный стан.

Индивидуальная работа: Учить Диму и Настю петь не опережая и не отставая от других детей. Работать с Дариной и Сережей над точным воспроизведением ритма. Закрепить умение у детей пользоваться мнемотаблицами при анализе музыкального произведения.

Здоровьесберегающие технологии: Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более, что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Демонстрационный материал: осеннее оформление, иллюстрации, портрет композитора П. И. Чайковского, схема анализа музыкального произведения, музыкально-дидактический материал, нотки, ритмические формулы.

Раздаточный материал: музыкальные инструменты: маракасы, треугольники, колокольчики, металлофоны и ксилофоны, арфы, листочки, карточки со схемами анализа музыкальных произведений, нотки,.

Оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, магнитофон, СD диски с записями, магнитофон, баян, цветик-семицветик, детские музыкальные инструменты: колокольчики, ложки, металлофоны, треугольники, маракасы, бубны, арфы, ксилофоны.

Программное обеспечение:

1. Каплунова И. М, Новоскольцева И. Н. Программа «Ладушки».-СПб.: Детство, 2000.

2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: ЛОИРО, 2000.

3. Тютюнникова Т. Э Бим! Бам! Бом! – СПб.: Детство, 2003.

4. Метлов Н. А. Музыка-детям. М.: Просвещение,1985.

5. Миловская С. Распевание на уроках пения и в детском хоре. М.:Музыка, 1997.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей. Ярославль.: 2000.

7. Бекина С. И., Ломова Т. П. и др. Музыка и движение (для детей 6-7 лет)– М.: Просвещение, 1984.

Реализация Федеральных государственных требований:

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Интернет ресурсы: http://art.1september.ru/ Иллюстрированный материал, картинки симфонического оркестра.

Сценарий НОД

(Слайд 1). Дети входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, утром я шла в детский сад и думала, как можно с вами интересно поздороваться и придумала. Посмотрите.

Показ ритмической модели «Добрый день», в конце произносит слово здравствуйте, разбив его по слогам.

-А как ещё можно поздороваться, кто нам покажет? (звучащими жестами)

Дети выполняют ритмическую модель, предложенную ребенком:

«Здравствуйте»- ты скажешь человеку.

«Здравствуй» - скажет он в ответ.

И, наверно, не пойдешь в аптеку,

А здоровым будешь много лет.

Музыкальный руководитель: Ах, как красиво в нашем зале, осень листья разбросала! Жёлтый коврик под ногами – это осень между нами, ходит, золотая, листьями играя. Как настроение ваше?

Дети. Просто отличное, хочется танцевать!

Музыкальный руководитель: Так что же вы ждете? Берите листочки, уж музыка звучит.

«Осенняя фантазия» муз. П. И. Чайковского «Вальс»

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Что это за цветок такой? Давайте посчитаем лепестки. Сколько лепестков? (7, это - цветик-семицветик). А вы встречали этот цветок в какой-нибудь сказке? (ответы детей). Наверное, это тот самый волшебный цветок.

Ребята, мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. Ну что, отправимся туда, куда он нас зовет? (Да).

Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: Дети с закрытыми глазами проговаривают слова, сопровождая их звучащими жестами (по методике К. Орфа).

«Лети, лети, лепесток, через запад - на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели! Вели, чтобы мы оказались там, куда зовет нас этот лепесток».

(Слайд 2).

Дети: Куда это мы попали?

Музыкальный руководитель: Кажется, мы попали с вами в музыкальную страну.

Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты? (Нотный стан)

Сколько линеек в нотном стане? (5)

Как зову «короля» всех нот? (Скрипичный ключ)

Сколько нот в музыкальной палитре. 7.

Давайте их споем. (Дети поют гамму, сопровождая рукой движение мелодии)

Музыкальный руководитель: Вы так высоко поднялись, как птички в небо. Посмотрите, какой на нашей берёзке сидит дятел. Он занят своим делом.

Ребенок: 1. Дятел ствол долбит порою, ищет он себе обед.

Под коричневой корою притаился короед.

(М. Р. на ксилофоне играет распевку «Дятел» Н. Леви)

Сейчас мы погладим свое горлышко и споём распевочку «Дятел». Петь надо лёгким звуком, чётко и ясно произносить слова.

Распевка «Дятел» Н. Леви.

(Слайд 3).

Музыкальный руководитель: А теперь послушайте музыкальную фразу и скажите, какую песню мы с вами будем петь? (Звучит вступление к песне «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко, дети отгадывают). Кто сочиняет музыку? (композиторы). Кто сочинил музыку к песне «Скворушка прощается» (Т. Попатенко). В каком характере мы будем исполнять эту песню, если ребятам жалко расставаться с птицами до весны? (нежно, напевно, ласково, с грустью).

Ребенок: 2. Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря!

Песня «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко

Музыкальный руководитель: В вашем исполнении прозвучало музыкальное произведение, определите его жанр. (Мальчики показывают соответствующую карточку).

Музыкальный руководитель: Хотите еще путешествовать? Тогда отрываем второй лепесток. «Лети, лети, лепесток…»

(Слайд 4).

М. Р. Нам звучащая музыка подскажет, куда мы попали? (Звучит барабанная музыка). Как же ее можно назвать?

Ребята, внимательно послушаем, мы слышим мелодию? (нет).

А что слышится? (ритм). Но это тоже музыка.

Мы попали в город ритмических звуков.

Скажите, какие звуки бывают? (шумовые и музыкальные)

Ребенок: 3. Все на свете дети знают, звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клекот, самолета громкий рокот,

Гул машины во дворе, лай собаки в конуре,

Стук колес и звон стекла, тихий шелест ветерка.

4. Это звуки – шумовые, только есть еще другие:

Не шуршащие, не стуки - музыкальные есть звуки

Музыкальный руководитель: А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)

Покажите, пожалуйста, на нотном стане и положением руки, где низкие звуки и где высокие?

Музыкально-дидактическая игра «Зайчик» (сочинить рассказ про зайчика).

Чистоговорка «Паровоз»

(дети ногами топают метр, а руками отхлопывают ритм)

Чу-чу, чу-чу я колесами стучу.

Чу-чу, чу-чу далеко я укачу.

Посмотрите, здесь повисли нотки, почему одни ноты с хвостиками, а другие без? (звуки долгие и короткие, «ТА» и «ТИ»)

«Игра с капельками»

«Ритмические формулы «Дятел»

(Ритмический рисунок прохлопать, выложить в графическом изображении на магнитной доске, проиграть на ДМИ. Сыграть ритмические формулы с паузой).

Музыкальный руководитель. Отправимся дальше в путь? Закрываем глаза:

«Лети, лети, лепесток…»

(Слайд 5).

Музыкальный руководитель. Не успели мы полюбоваться сказочно-красивой, разноцветной осенью, как листья уже стали темнеть, опадать с деревьев, дожди стали лить всё чаще. Грустно прощаться с осенней красотой и видеть, как природа увядает, потому что наступает поздняя осень.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Внешнюю леса красу.

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлёк.

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок. (А. Майков.)

Настроение этой лёгкой грусти можно услышать и в пьесе «Осенняя песня», которую мы сейчас и послушаем.

Слушание пьесы «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского

(Слайд 6).

Музыкальный руководитель. Кто написал это произведение и как оно называется? (П. И. Чайковский, «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года»).

Работа по схеме анализа музыкального произведения:

Какое настроение передано в этой музыке? (Минорное)

Какой характер у этого произведения?

Игра «Копилка». (Муз. рук. складывает ладошки вместе, а дети по очереди как бы складывают в «копилку» слова об этом произведении).

(Музыка грустная, жалобная, тихая, печальная, неторопливая)

(Слайд 7).

Да, музыка звучит жалобно, печально, застыло, неторопливо. Природа словно замерла перед долгим сном.

Сколько частей в произведении «Осенняя песня»? (Три части)

Как звучала эта пьеса быстро или медленно (медленно, не спеша, громко или тихо (тихо, не громко, иногда погромче).

Каким цветом можно отметить такую музыку? (синим, серым)

В каком исполнении прозвучало произведение? (в исполнении симфонического оркестра).

Музыкальный руководитель. Отправляемся дальше? Закрывайте глаза:

«Лети, лети, лепесток…»

(Слайд 8).

Музыкальный руководитель. Ах, сколько музыкальных инструментов в нашем зале! Сейчас мы сыграем одновременно на всех инструментах, как называется такой коллектив? (Оркестр). Как называют руководителя оркестра? (Дирижер).

«Дождик» муз. Г. Свиридова, исп. детский шумовой оркестр «Лира»

Музыкальный руководитель. Какие вы молодцы! Нам пора отправляться в путь. Закрывайте глаза: «Лети, лети, лепесток…»

Звучит танцевальная музыка. (П. Чайковский «Полька»)

Музыкальный руководитель. Ребята, слышите, музыка какая-то играет.

Что это за музыка? (Это полька)

А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)

Правильно, мы попали в город танцев.

Танец «Полька» муз. П. И. Чайковского

Музыкальный руководитель. Отправимся дальше в путь? Закрываем глаза:

«Лети, лети, лепесток…»

Звучит мелодия песни «Осень милая, шурши!» муз. М. Еремеевой

Музыкальный руководитель. Опять музыка звучит. Вам она, случайно не знакома? (Знакома). Что же это? (песня).

Правильно, ведь мы сейчас находимся в стране песен. Как называется эта песня и кто ее автор? («Осень милая, шурши!» муз. М. Еремеевой)

Споем песню об осени нежно, напевно, ласково, с грустью, Ведь мы прощаемся с Осенью.

.Песня «Осень милая, шурши!» сл и муз. М. Еремеевой

Музыкальный руководитель. Очень красиво танцевали, пели и про ноты все знаете, и на музыкальных инструментах замечательно играли.

Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче.

Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке. Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать. А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.

«Цветик, унеси нас назад,

В наш любимый детский сад».

Звучит музыка, дети открывают глаза.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

Музыкальный руководитель. Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия. Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии? (ответы детей.) Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о путешествии я хочу вам подарить маленькие листики-нотки, поблагодарю вас за такое замечательное путешествие. (Музыкальный руководитель раздает ноты). До свидания!

Публикации по теме:

Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. План ежедневной работы музыкального руководителя Формы и методы оздоровления детей в летний оздоровительный период. [/b] План работы музыкального руководителя Солодуха Е. Г. Дни недели (.

Диагностика уровня музыкального развития детей дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методическое обеспечение диагностики музыкального образования условно.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Фрукты и ягоды
  • Осень
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие по музыке «Осенний блюз»
Опубликовано: 14 июня 2013 в 22:37
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...