Лучший педагог года

НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

Любовь Неупокоева
НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор

«Знакомство с ненецкой национальной одеждой»

Задачи:

- Познакомить детей с ненецким национальным костюмом;

- Развивать наблюдательность и внимание;

-Активизировать словарный запас и расширить кругозор;

- Воспитывать любовь к родному краю, умение ценить культуру коренного народа – ненцев, культуру народов;

Публикация «НОД Познание, Формирование целостной картины мира, расширение кругозор „Знакомство с ненецкой национальной одеждой“» размещена в разделах

-Формировать чувства толерантности.

Оборудование: куклы Нанине и Едейка в ненецких костюмах; макет чума; расписные мешки ненецким орнаментом; набор иллюстраций «Дети севера»; аркан; игрушка оленя; аудиоаппаратура; фонограмма ненецких песен.

Участники: взрослые – воспитатель, Хозяйка чума, дети – воспитанники подготовительной группы

Предварительная работа:

1. Проведение бесед с детьми «Мой округ», «Национальности проживающие в ЯНАО», «Культура коренного народа - ненцев», «Дружба народов».

2. Чтение ненецких сказок, рассматривание картинок людей в ненецкой одежде.

Ход мероприятий

На одной половине зала стоит чум. Звучит фонограмма ненецкой музыки «Сингакотя».

Воспитатель: Здравствуйте ребята, давайте с вами вспомним где мы живем?

Дети (варианты ответов) на Севере, на Ямале, в ЯНАО, в Надымском районе, в селе Ныда

Воспитатель: Какой народ самый первый поселился на Ямальской земле?

Дети: ненцы

Воспитатель: Правильно, молодцы. К нам в гости пришли куклы Нанине и Едейка. Посмотрите, как они красиво и нарядно одеты.

Куклы Нанине и Едейка одеты в ненецкую национальную одежду. А что бы узнать больше, куклы приглашают нас в гости в чум.

Играет ненецкая музыка, гостей встречает Хозяйка чума.

Хозяйка чума: Здравствуйте дорогие гости, проходите, присаживайтесь.

Дети рассаживаются возле чума.

Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим узнать о национальнойненецкой одежде.

Хозяйка чума: Есть у меня 2 расписных мешка – тутяко, для хранения мужской и женской одежды, много интересного могу я вам рассказать и показать, а вы слушайте внимательно и запоминайте.

Давайте посмотрим и узнаем, что внутри. (открывает мешок, достает верхнюю мужскую одежду)

- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.

Малица (малъця) — длинная глухая одежда из оленьих шкур, сшитая мехом внутрь, с пришивным капюшоном и рукавицами. Поверх малицы обычно надевают сорочка из плотной материи, иногда из сукна.

Показывает ремень

Малицу подпоясывают сыромятным ремнем, украшенным медными ажурными бляхами или пуговицами. К ремню на цепочках прикрепляют нож в ножнах, точильный камень, а сзади в качестве амулета - зуб медведя.

Обувью служат кисы — высокие меховые сапоги из камуса (оленьи лапы, с подошвами из «щеток» (шкура между большим и малым копытом оленя). Внутрь кисов вкладывают стельки из сухой травы. Кисы надевают с «чижами».

У мальчиков такая же одежда только меньше размером. Маленькие оленеводы помогают родителям в тундре.

Сейчас мы с вами поиграем в национальную игру «Поймай оленя». Я вам дам аркан, ваша задача набросить аркан на шею оленя (игрушка)

Проводится игра «Поймай оленя»

Воспитатель: А какую одежду носят женщины?

Хозяйка чума: Есть у меня второй мешок, где хранится женская одежда.

Показывает ягушку.

Женскую одежду — ягушку — шьют из оленьего меха в виде двойной, мехом наружу и внутрь, распашной шубы, с низким воротником из оленьего или песцового меха и пришивными как у малицы, рукавицами. Головным убором в сильные холода служил меховой капор. К капору прикреплялись звенящие металлические (медные) прорезные бляхи и бусы. Летнюю ягушку шьют из сукна и украшают бисером. Женская обувь отличается лишь деталями выкройки.

Праздничная одежда отличается от будничной обилием украшений и меховых аппликаций (у женщин) и цветом (белые или темные малицы у мужчин). Украшалась одежда, особенно женская, вставками широких горизонтальных и вертикальных полос из цветного меха, меховыми аппликациями из белого и черного меха, реже полосками цветного сукна, пришиваемыми одним концом к одежде (например, к ягушке). Широко распространены покупные металлические украшения (узорчатые бронзовые бляхи, колокольчики, бубенцы, бусы, бисер, а так же используется Орнамент – это узор для украшения одежды и быта.

-Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев имеют свое обозначение: «Оленьи рога», «Тропы оленьи», «Уши зайца», «След медведя» и многие другие.

- Одежда ненцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Выделкой шкур и шитьём одежды занимаются женщины. Выезжая на оленях в тундру, ненцы одевают малицу – глухую (без разреза) одежду из оленьих шкур мехом внутрь с пришитым капюшоном.

Ну, вот и пусты мои мешки, все показала и рассказала я вам.

Воспитатель: Да и нам уже пора домой возвращаться.

Хозяйка чума: По нашему обычаю и гостеприимству вы должны попить чай с северными ягодами. Вот морошка, вот брусника. Угощайтесь, ребята.

После чаепития, куклы и Хозяйка чума прощаются с детьми.

Воспитатель: Вот мы и дома. Понравилось вам в гостях? Сейчас мы узнаем, кто был внимательным во время нашего путешествия.

Детям задаются вопросы на закрепление материала: Из чего шьется одежда, как называется верхняя женская одежда, мужская? Как называется обувь? Чем украшается одежда?

Список используемой литературы:

«Картина мира в фольклоре ненцев» Пушкарева Е. Т.

Публикации по теме:

Национальная одежда народов. Закладка с ненецким орнаментом. Предмет: Аппликация. Возраст: Старший дошкольный Воспитатель: Канева Людмила Борисовна Тема: Национальная одежда народов. Закладка с ненецким.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозор «Знакомство с ненецкой национальной одеждой»
Опубликовано: 11 апреля 2015 в 14:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД