Лучший педагог года

НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа

татьяна семилеткова
НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа

Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями русского народа (сватовство, свадьба, новоселье). Закрепить понятие «традиции», «обычай», «быт».

Развивающие: вызвать интерес к обычаям русского народа.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа и к самому русскому народу.

Ход занятия.

Под музыку дети входят в музыкальный зал.

Воспитатель: на протяжении многих веков сложились на Руси различные традиции, обычаи.

-ребята, как вы думаете, что такое обычаи? (обычай- принятое, усвоенное дело).

Публикация «НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа» размещена в разделах

-а какие обычаи, традиции сохранились? (отмечать старинные праздники).

-как вы думаете, правильно ли, что это всё дошло до нас? (ответы детей).

-а нужно ли нам эти обычаи, традиции сохранить? А почему?

-а у вас в семье какие-нибудь традиции.

А сейчас мы с вами обыграем наиболее полюбившиеся традиции русского народа.

Воспитатель: в одной деревне жили добрый молодец Иван, да красна девица Марьюшка. Полюбили они друг друга, и решили пожениться.

-ребята, а что должны сделать молодые, для того чтобы пожениться? (спросить благословения у родителей).

- скажите, а что такое благословение? (дать согласие, разрешение).

Пошел Иван к матушке и батюшке просить их благословение.

Иван: матушка, батюшка, полюбил я Марьюшку, не могу больше без неё жить. Вот и прошу вашего благословения на брак мой с Марьюшкой.

Батюшка: но что матушка, благословим сына своего?

Матушка: конечно батюшка, а то не дай бог холостым останется.

Батюшка: иди матушка зови сваху, да пойдем невесту сватать.

Воспитатель: ребята, а кто такая сваха? (замужняя женщина среднего или пожилого возраста. Она была общительная, и знала все обычаи сватовства. Она должна разузнать какое приданное дается за невесту).

-может кто-нибудь вспомнит и пословицы про сваху.

-выбирай не невесту, а сваху.

-у доброй свахи женихи с невестами все наперечет.

Воспитатель: и для нашего Ивана подыскалась такая сваха.

Сваха: что же вы стоите, одевайтесь, собирайтесь, да поспешим в дом будущей невесты. (жених и его родители, сваха отправляются в дом невесты).

Подойдя к дому невесты, они стучат в окно или дверь.

-кто там?

Сваха: мы сваты не сваты, а добрые люди, а вы примите от нас хлеб-соль?

Отец невесты: зачем пожаловали добрые люди?

Сваха: у нас купец, у вас товар- пришли с вами торговаться. Согласна ли ваша Марьюшка

выйти замуж за нашего Ивана?

Отец невесты: Марьюшка доченька, согласна ли ты выйти замуж за Ивана.

Марьюшка: да, батюшка, согласна.

Сваха: чего тут калякать, давай свадьбу стряпать. Выберем дружку, назначим день свадьбы и всё идем готовиться к свадьбе.

Воспитатель: в этот же день выбрали дружку, и назначили день свадьбы.

-ребята, а кто такой дружка (ответы детей)

(Дружка, главный человек на свадьбе. Он избирается из числа женатых мужчин, который хорошо знает свадебные обычаи. На свадьбе он угощает гостей и смотрит, чтобы все были довольны).

Воспитатель: что готовят родители невесты для самой невесты? ( они готовят приданное: мебель, одежду, постельное бельё, посуду).

-а жених, что должен приготовить? (обручальные кольца)

Воспитатель: вот наступил день свадьбы и в доме жениха, и в доме невесты суета, все наряжаются, все собираются. Возле зеркала сидит невеста, а её подружки надевают на неё украшения, фату. Все вместе водят хоровод.

Невеста: наглядись-ка, родимый батюшка

на меня, на молодушку

хорошо ли я снарядилась

по божьи в церковь ехати,

под златой венец ставати,

закон Божий принятии

со чужим-то со чуженином.

Воспитатель: услышав звон подъезжающего свадебного поезда, подружки усаживают невесту на лавку, на которую стелется шуба кверху волосом.

Воспитатель: подруженьки, а для чего это вы так сделали?

Подружки: чтобы жила невеста богато, или чтобы злые люди не могли испортить молодых).

- ребята, а кто встречает свадебный поезд у ворот? (дети-подростки).

-а как они встречают и зачем?

(С метлами, палками, ведрами. Они охраняют закрытые ворота, чтобы не пустить жениха к невесте без выкупа).

Они загадывают загадки, после этого открывают ворота.

1) Черненькая собачка, свернувшись, лежит

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок).

2) Полна коробушка золотых воробушков. (угли в печке).

3) Бежит свинка-дырявая спинка, остренький зубок,

льняной хвосток. (игла с ниткой).

4) Два конца, два кольца,

А по середине гвоздик. (ножницы).

Жених отгадывает загадки, угощает детей, и со всей своей свитой проходит в дом. Берет невесту под руку и все отправляются на венчание в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом жениха.

Воспитатель: ребята, а кто их там встречает? (отец и мать жениха с хлебом-солью).

-а почему на Руси гостей встречают хлебом-солью? (Хлеб означает символ благополучия. Соль защищает от злых духов и сил. Если человек угостился предложенным хлебом-солью, значит, он не замышляет зла. Если же отказался, значит тем самым оскорбил хозяина).

Жених и невеста по очереди кусают хлеб.

Воспитатель: ребята, а на свадьбе, что означает кусать хлеб? (кто больше откусит, тот в доме хозяин)

Отец жених приглашает гостей пройти в дом, и принять их угощение.

-ребята, а какие старинные обычаи сохранились на современной свадьбе (ответы детей).

Воспитатель: отгуляли свадьбу на славу, и стали Иван да Марья жить в своем доме. А дом построил Иван удалец сам, ещё до свадьбы, для своей будущей семьи. И новоселье справили. Переезд в новый дом событие всегда радостное и ответственное. На новоселье приглашалось много гостей.

-ребята, какие вы знаете про дом.

-дом без хозяина - сиротинка.

-дом вести - не рукавами трясти

-держись друга старого, а дома нового.

Воспитатель: а чтобы жилось на новом месте долго и счастливо, въезд сопровождался различными обрядами – обычаями. Марьюшка и Иван тоже соблюдают эти обычаи.

-ребята, а что делали хозяева, прежде чем зайти в дом? (запускали петуха или кошку).

-а для чего они это делали? (если суждено случиться беде, то пусть она над ними и стрясется).

-а сама хозяйка – Марьюшка, что должна сделать? (положить кусочек хлеба под печку, задобрить хозяина – домового).

-а сам хозяин Иван, что должен сказать для домового? (дедушка домовой, выходи домой. иди к нам жить).

Воспитатель: ребята, а у вас есть дома домовой? Какой он? На кого похож?

После всех предварительных обрядов, хозяева приглашали гостей за стол. Угощенье на новоселье носили символический смысл.

Воспитатель: ребята, чем угощали гостей на новоселье? (пирогами, они предвещали добрые отношения с соседями).

- ребята, а что гости делали, уходя домой (дарили подарки, подарки должны быть обязательно дорогими).

Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад!» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа
Опубликовано: 3 декабря 2013 в 09:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД