Получи документы

НОД «В здоровом теле, здоровый дух»

Евдокия Чаптыкова
НОД «В здоровом теле, здоровый дух»

«В здоровом теле, здоровый дух».

"Здоровье — это возможность возможностей. Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь ".

Л. Кьюби

Здоровье - основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Я, как воспитатель стараюсь формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни в воспитательно-образовательной деятельности.

Публикация «НОД „В здоровом теле, здоровый дух“» размещена в разделах

Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье дошкольника зависит от многих факторов:

Культура здоровья родителей;

Культура здоровья детского сада;

Культура здоровья коллектива;

Культура здоровья воспитателя;

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, оздоровительно образовательная программа «Здравствуй!».

Проанализировав литературу, увидела, что задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте признается одной из наиболее важных. В качестве средств физического воспитания рассматриваю оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.

Выделенные средства группирую следующим образом:

1. Гигиенические и социально-бытовые факторы:

—> режим —> сон —> питание и игрушки —> одежда —> обувь —> инвентарь

Соблюдение требований личной и общественной гигиены, вызывают у ребенка положительные эмоции, а это, в свою очередь, улучшает деятельность всех органов, систем, повышает работоспособность.

2. Естественные силы природы:

—> солнце —> воздух —> вода

Они являются важным средством укрепления здоровья. Вода очищает кожу от загрязнения, солнечные лучи убивают различные микробы, благоприятствуют отложению под кожей витамина "Д". Это закаливание организма, обогащение крови кислородом.

3. Физические упражнения:

—> спортивно-подвижные игры —> гимнастика —> праздники-развлечения —> простейшие виды туризма

Это способствует развитию способности переносить статистические нагрузки, формируют умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств.

4. Физическое воспитание

5. Физическое развитие

6. Физическое образование

Это все направлено на достижение хорошего здоровья, крепких физических качеств, на овладение профессиональными знаниями.

Я считаю, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка дошкольного возраста этой средой также является ДОУ, система образования. И в тоже время в этот период происходит интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю

оставшуюся жизнь. Организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Из опыта работы знаю, что существуют некоторые дошкольные факторы риска, которые влияют на здоровье ребенка.

Факторы риска

Стрессовая педагогическая тактика

Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья

Не соответствие методик и технологий обучения

Недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья детей

Провалы, существующие в системе физического воспитания Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья Перегрузка

Гиподинамия

В нашем ДОУ мы пытаемся постоянно отвечать себе, своему коллективу на вопрос: "Как нужно решать проблему здоровья ребенка?". На педсоветах, консультациях, мы анализируем свою работу, делимся опытом, учимся друг у друга. И теперь точно знаем, что большинство проблем здоровья детей создается и решается в ходе ежедневной, практической работы воспитателей, т. е. связано с нашей профессиональной деятельностью.

Занятие-игра остается основной органической формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от воспитателя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала занятия, его построения на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера дошкольного образования

Готовясь к занятию, я стараюсь придерживаться схемы, которую составила для себя:

Что делает занятие здоровьесберегающим

Физиологические потребности

Физиолого-гигиеническая составляющая

Состояние учебного помещения

Специальные профилактические приемы

Психологическая безопасность

Физическая безопасность

Упражнения

Общение

Диалог

А сейчас я попробую кратко описать эту схему.

Физиологические потребности являются основой жизнедеятельности: их неудовлетворение создает сильный физический дискомфорт и практически разрушает успешную учебную деятельность. Именно физиолого-гигиеническая составляющая дошкольных факторов риска чаще всего обсуждается и медицинскими работниками, и педагогами, и родителями.

На следующей ступени находится потребность в психологической и физической безопасности, недостаточное удовлетворение которой создает эмоциональный стресс и формирует у детей неврозы. Необходимо на протяжении всего времени общаться с детьми, одобрять их хорошие поступки, уважать, признавать такими, какими они есть. Воспитатель всегда несет ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под его опекой. Это касается и детского здоровья.

1. Именно в детском саду, "под присмотром" воспитателей дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.

2. Большая часть воздействий на здоровье детей - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений.

3. Задача детского учреждения - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т. е. профилактическая. Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье детей в образовательном учреждении - воспитатель.

Я стараюсь использовать, внедрять как можно больше отдельных методов, технологий, заботясь о здоровье детей :

достаточное освещение

мебель по росту

проведение физкультминуток

Также внедряю отдельные технологии, нацеленные на решение конкретных задач здоровьесбережения :

предупреждение переутомления

нарушения зрения

оптимизацию физической нагрузки

обучение детей здоровью

комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. В своей работе использую парциальную программу «Здравствуй!», которая направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. В программу входят оздоровительные и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражающий и формирующий внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Особую роль в программе играет музыка, которая впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всей программы, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Структурно материал программы представлен в виде модели цветка здоровья, любой лепесток которого - это одна из сфер жизнедеятельности ребенка. Каждый «лепесток», являясь отдельной темой, изучается в течение целого месяца. Таким образом, за учебный год дети осваивают все основные темы программы и закрепляют их в мае на празднике здоровья - Здравиаде. При освоении программы происходит формирование психического физического комплекса здоровья ребенка. Я подобрала и систематизировала материалы о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни, как индивидуальной системы, ежедневного поведения ребенка, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Подобранный мною материал предназначен для формирования у дошкольника сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих.

Этот материал обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Такие как:

распознание и оценка опасные ситуации

вредные факторы среды обитания человека определение способов защиты от них ликвидацию их негативных последствий

умение оказывать само и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объеме.

И поверьте, в возрасте от 5 до 7 лет это возможно! А главное надо!

Для начала работы мною, для себя, был разработан проект «Будь здоров, малыш!» и составлен перспективный план работы.

Назначение данного проекта - формирование обобщенных понятий о своем организме, воспитание уверенности в себе и готовности помочь окружающим.

Цели: дать детям знания о человеческом организме; сформировать

потребность в здоровом образе жизни; развивать самосознание.

Задачи:

учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм; формировать представления о строении своего тела;

формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма

(повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности к внешним воздействиям);

Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния;

активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Проект рассчитан на 3 года с 4 до 7 лет (средний, старший дошкольный возраст). Связывающим звеном проекта на разных этапах дошкольного возраста является постепенное осознание себя, своих возможностей и способностей.

Проект выстроен по годам обучения. На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний, умений и навыков по 3 разделам: "тело", "организм", "здоровье".

I раздел - "Тело" - предполагает решение следующих задач: помочь осознать себя как человека, как неповторимую личность, находить общее с другими людьми и понимать существенные отличия.

II раздел - "Организм" - дает представление о своем организме, его строении

и назначении, приводит детей к пониманию того, что свой организм нужно

беречь.

III раздел - "Здоровье" - учит детей самостоятельно следить за своим

здоровьем, знакомит с несложными приемами самооздоровления при

помощи самомассажа.

Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья. Педагогу необходимо помогать ребенку, направляя его на путь оздоровления.

Темы I раздела нацелены на привлечение внимания к человеку, на осознание себя человеком, на создание целостного представления о своем теле, гигиене своего тела.

Начинаю с игр - занятий, построенных на ознакомлении детей с собственным телом. Показываю ребенку, что части тела, являются его помощниками, для чего они нужны и что умеют делать. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они создают условия для накопления первичных представлений о себе, стимулируют интерес к дальнейшему познанию.

II раздел - "Организм" - помогает получить элементарные знания по анатомии и физиологии человека. Темы раздела знакомят со строением и назначением органов чувств, а также функционированием отдельных органов и систем организма. Вначале провожу ознакомление с органами чувств. На примере экспериментирования, проведения опытов дети легче воспринимают этот материал. Они видят органы чувств, могут проверить их функцию. Знакомство с внутренними органами требует образного и абстрактно-логического мышления, поэтому в разделе представлены не только занятия, но и дидактические игры, игровые упражнения, а также целый ряд опытов. Темы III раздела "Здоровье" позволяют детям осознанно включиться в процесс самооздоровления и самовоспитания путем навыка практической деятельности. У ребенка формируется активная позиция, направленная на саморазвитие. Темы данного раздела помогают детям понять, что здоровье это огромная ценность и относиться к нему надо разумно, с уважением и вниманием.

Результативный блок

Первый год обучения (средний возраст)

Дети должны знать:

- части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);

- органы чувств (глаза, уши, нос, язык). Уметь объяснять:

- зачем нужны органы чувств и части тела;

- зачем нужен рот и зубы. Должны уметь:

- следить за чистотой своего тела;

- выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

Второй год обучения (старший возраст).

Дети должны знать:

- что каждый человек похож и не похож на других людей;

- название органов чувств. Устанавливать связи:

- между органом чувств и выполняемой функцией;

- между отношением к своему организму и возможными заболеваниями. Уметь:

- обслуживать себя;

- пользоваться приемами самомассажа;

- следить за осанкой.

Третий год обучения (подготовительный к школе возраст).

Дети должны знать:

- название некоторых внутренних органов (сердце, легкие, пищеварение);

- некоторые особенности функционирования организма;

- правила охраны органов чувств и ухода за ними. Уметь:

- самостоятельно содержать в чистоте свое тело;

- владеть способом оказания элементарной помощи. Освоить:

- гимнастику маленьких волшебников.

Я считаю, что именно я даю детям первичные знания о понятиях "Здоровье" и "ЗОЖ", прививаю культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям. В совместной учебной, игровой деятельности с детьми формирую знания, умения и навыки по основам медицинских знаний, совместно со старшей медсестрой. Я на практике показываю (игры, ситуации, специально созданная обстановка, беседа, работа на ИЗО, мини-спектакли, обсуждение поступка, фильма и т. п., где существует работа по курсу ОБЖ, решение проблем ЗОЖ получает мощный импульс. В своей работе использую следующие методы и приемы:

Экскурсии,

совместная деятельность,

беседы,

развивающие игры,

игры-тренинги,

творческая деятельность,

работа с родителями,

пополнение методического материала. Обогащение словаря:

безопасность, травматизм, опасность, несчастный случай. Активизация словаря:

Улица, дом, природа, огонь, лекарство, помощь.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности материал нацелен на приобретение детьми знаний, умений, навыков ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды обитания.

Вместе с детьми мы разрабатываем "Правила на всю жизнь" :

Правила на всю жизнь

Изучение правил дорожного движения

Безопасность в доме

Безопасность на природе

Пожарная безопасность

Безопасность на воде

Безопасность в общении с животными

Чтобы не стать жертвой преступления

Правила поведения в общественном транспорте и автомобиле

Осторожно - лекарство!

Обязательно включаю в содержание занятий такие элементы, как: Обсуждение выполненного задания

Провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций и т. д.

Активная пауза с проведением физкультминуток

Право высказывания всем желающим детям, поощрение любой активности.

Перспективный план представлен в приложении № 1.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей - это необычно благородная и благодарная роль. Результатом и наградой будет осознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье наших детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние дети стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей - по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.

Главный путь - педагогическая стратегия - естественность и использование жизненных ситуаций. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. Педагог должен точно знать, чему и когда будет учить ребенка, закреплять его знания, стимулировать интерес к дальнейшему познанию.

Публикации по теме:

Стенгазета «В здоровом теле — здоровый дух»Стенгазета «В здоровом теле — здоровый дух» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Было проведено неделя здоровья, где было проведено несколько мероприятий. 1. Работа с детьмиКоллективная.

В здоровом теле — здоровый дух Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает.

Беседа «В здоровом теле — здоровый дух» Ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».

Фотоотчет «В здоровом теле — здоровый дух»Фотоотчет «В здоровом теле — здоровый дух» .

Конспект НОД «В Здоровом теле –Здоровый дух» по образовательной области «Познание» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ –ЗДОРОВЫЙ ДУХ» Конспект составлен Воспитателем.

Проект «В здоровом теле здоровый дух» Автор – составитель Береснева Ирина Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения ДС.

Проект «В здоровом теле здоровый дух»Проект «В здоровом теле здоровый дух» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» воспитатель Телушкова А. В. Проект.

Проект «В здоровом теле — здоровый дух» Проект «В здоровом теле – здоровый дух» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа.

Стенгазета «В здоровом теле здоровый дух»Стенгазета «В здоровом теле здоровый дух» Цель: приобщать родителей к ведению здорового образа жизни к семье. Но прежде, чем делать стенгазету был разработан проект «Будь здоров».

Педагогический проект «В здоровом теле — здоровый дух» Обоснование проекта Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «В здоровом теле, здоровый дух»
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 17:20
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД