Лучший педагог года

НОД «Волшебный сундучок» в старшей группе. Знакомство детей с тканью и узором ивановский огурец

Елена Мунтян
НОД «Волшебный сундучок» в старшей группе. Знакомство детей с тканью и узором ивановский огурец

Образовательная область: Познание

Интеграция: образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», «Развитие речи»

Цель: знакомство детей с особенностями создания узора на тканях.

Обучающая — сформировать представление о способах работы с тканью при создании цвета и украшения. Знакомство с понятием манер и Ивановский огурец.

Воспитательная — воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к труду, уважение к прошлому. Воспитание усидчивости, а также соблюдения основных правил работы в коллективе.

Публикация «НОД „Волшебный сундучок“ в старшей группе, Знакомство детей с тканью и узором ивановский огурец» размещена в разделах

Развивающая — активное развитие фантазии и мышления при работе с тканями, развитие аккуратности и творческого подхода при создании узора.

Материал: бумажные куклы, образцы ткани, вода, ванночки, шпатели, перчатки, ткань, гуашь, образцы манера, платки с элементами узора ивановские огурцы.

Методы и приемы: вопрос, объяснение, показ.

Предварительная работа: познакомить детей с тканью (как её производят, из чего делают нити). Познакомить с характерными элементами узора ивановских ситцев. Рассмотреть образцы различных тканей и их узорами.

Ход занятия:

Ребята проходите пожалуйста на ковёр, вставайте в круг. Посмотрите внимательно вокруг слева друг и справа друг, вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. Я очень рада Вас сегодня видеть красивых, весёлых и очень смышлёных!

Ребята в выходные я была в гостях у своей бабушки в деревне и на чердаке нашла необыкновенный сундучок. Но не смогла его открыть. Бабушка сказала, что открыть его смогут только те, кто по-настоящему верит в чудеса. И я сразу подумала о вас ребята, именно в детстве все верят искренне в чудеса?

А вы верите в чудеса?

Отлично! Вы мне поможете?

Кто из вас больше верит в чудеса? … Попробуй открыть! И правда наш сундучок открылся!

Доставай …., что в нём лежит!

Достаём завёрнутые бумажные куклы и вырезную одежду. Рассматриваем. Дети говорят что это игрушки такие.

Ребята, когда ваши родители были как вы они очень любили одевать и играть с такими куклами.

Предлагаю и нам с вами одеть кукол и посмотреть повнимательней на их одежду.

Мальчики одевают куколки мальчиков, девочки девочек.

Расскажите куколок девочек как мы одели? А как одели мальчиков?

Ребята каких цветов одежда на ваших куклах?

А вы знаете ребята, что с давних времён цвета в одежде имели своё значение. Так:

Красный цвет - защищает от всего недоброго и злого, цвет огня

Черный цвет – цвет земли и печали.

Белый цвет – символ чистоты и священности;

Зеленый цвет – цвет жизни и растительности.

Золотой и жёлтый цвет – символ солнца.

Синий цвет – символ неба и воды.

Поэтому праздничная одежда более яркая чем повседневная.

Одежда конечно разных цветов бывает, но и из разного материала.

Скажите пожалуйста, из чего сделана одежда для наших кукол?

- из бумаги?

А мы с вами можем носить бумажную одежду?

Конечно нет?

Почему?

Скажите из чего шьют одежду которую носим мы с вами?

- из ткани.

А все ли ткани одинаковые?

Нет конечно. Они из разного сырья разной плотности.

Давайте вспомним какие названия тканей вы ребята знаете.

(дети называют)

Предлагаю нам с Вами поиграть. А в какую игру нам подскажет Волшебный сундучок. (достаём из сундучка образцы ткани и называем их. Лоскуточки по числу детей.)

Ребята как вы думаете есть ли слово которым можно назвать разные ткани?

И это слово текстиль.

Вы молодцы!

Ребята, а вы знаете где изготавливают ткани?

- на фабрике.

Абсолютно верно!

Мы с вами живём в необычном регионе нашей России. Мы живём в ткацком краю. Давайте вспомним как называется наша область?

- Ивановская область.

Да верно! Ивановская область с момента её основания считалась текстильным, ткацким краем. Потому что в нашей области было много ткацких фабрик. Хотите там побывать? ….

Предлагаю снова открыть сундучок, думаю он нам поможет.

Выбрать ребенка, который достаёт из сундучка катушку ниток.

Очень интересно, что это ребята? - нитки.

Как вы думаете почему именно с помощью нитки мы сможем оказаться на ткацкой фабрике?

- потому что ткань делают из ниток.

(Ниточка уже размотана до установки мультимедии. ребёнок заматывает ниточку и продвигается к стульчикам.

Слайд 1. Фабрика

Слайд 2. Станок прошлого

Слайд 3. Станок современный

Слайд 4. Работник- ткач и кусок белой ткани.

Дети помогают пояснять слайды.

Ребята обратите внимание какого цвета сотканное полотно?

-белого.

А посмотрите на вашу одежду, на мою. Какого она цвета?

- Она разных цветов.

Как вы ребята думаете, как получить цветную ткань?

- нужно покрасить нитки

-или ткань.

А что бы окрасить и то и другое что нужно?

-краски и вода.

Верно чтобы покрасить ткань её опускают в ванну с горячей, окрашенной водой.

Ребята, вы хотите сами попробовать покрасить ткань?

Приглашаю в наш красильный цех. Ребята, перед вами лежат кусочки белой ткани и стоят ванночки с цветной водой, давайте вспомним какое значение имеет каждый представленный цвет.

Молодцы!

Давайте подумаем какие действия мы будем выполнять при окрашивании ткани?

-опустим ткань в воду, подержим её там, вынем и высушим.

Конечно! ребята, вы молодцы, ну что же приступим к работе. Ребята какая водичка в ванночке?

Да тёплая, именно в тёплой воде ткань открашивается лучше. Пусть наша ткань полежит в ванночках чуть-чуть, а я предлагаю нам немного поиграть.

Игра "Если это есть у вас…"

Ведущий выбирается из учащихся методом считалки. Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание. Например. Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге. Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге. Называть можно все, что угодно – цвет, элементы одежды, части тела, принты на одежде. Преподавателю в этом случае надо следить, чтобы задания были не трудоемкими. Не обязательно прыгать или бегать, можно например, дотронуться до кончика носа своего или соседа, сделать шаг в сторону.

Здорово, ребята! А теперь пора возвращаться, подходим к своим местам, одеваем обязательно перчатки. Скажите, зачем они нам нужны?

Чтобы не испачкаться и не покрасить руки. И так мы готовы. Достаём ребятки наши кусочки ткани. Хорошенечко отжимаем и раскладываем на ровной поверхности. Ребята, скажите, у нас получилось покрасить ткань, да, конечно, да. Здорово!

Ребята, мы знаем как окрасить ткань в один цвет, но посмотрите есть ткани с рисунком, как же можно украсить рисунком ткань?

-Нарисовать, напечатать.

А как вы думаете чем можно это сделать?

- Кисточкой.

На ткацкой фабрике изготавливают много метров ткани. Разве можно всю её разрисовать с помощью кисточки?

Чем же тогда наносят красивые рисунки. Они еще и повторяются точь в точь?

Сложно правда? Думаю нужно обратиться за помощью к нашему волшебному сундучку.

Открываем наш сундучок, и что же там мы нашли?

- Штампики, печати.

Да ребята эта вещица очень похожа на штамп. Но она имеет своё название. С давних времён деревянная заготовка с вырезанными узорами для украшения ткани называется манер. Они бывают с самыми разными рисунками. Посмотрите ребята на наши ткани и назовите основные элементы манера.

Люди всегда старались сделать ткань красивой. И наши Ивановские мастера создали особенный манер, так называемый- ОГУРЕЦ. Это фигура похожая на семя или каплю. Этот узор пришёл к нам из далёких восточных стран. Восточный огурец-символ вечной жизни. Ткани с таким рисунком очень понравились людям. Наши мастера и художники добавили в него ивановский колорит, и посмотрите, ребята, как много тканей украшен этим рисунком, узором. Люди во многих регионах и странах теперь его так и называют ивановский огурец. Особенно любят модницы украшенные этим рисунком платки и шали.

Ребят сундучок дал нам манер с ивановским огурцом не случайно, а как вы думаете зачем?

Попробовать украсить ткань.

Думаю вы правы, где же нам взять ткань для украшения?

- в сундучке.

Посмотрим. И правда тут лежит ещё кое-что.

Доставай, пожалуйста. Что же это косыночки, у нас есть манер с ивановским огурцом, косынки и мы можем сами создать прекрасный узор на косыночке. Согласны? тогда приглашаю вас к столам, садитесь поудобней, расправьте косыночки, подумайте и скажите ребята, как мы будем использовать манер для создания узора? Какие действия мы совершим?

-Макнём манер в краску, прижмём к ткани аккуратно поднимем манер и на ткани останется отпечаток.

Всё верно. Прошу вас, ребята, быть очень аккуратными. Приступайте. И подумайте, пожалуйста, кому бы вы подарили свою чудесную косынку, украшенные ивановскими огурцами.

Дети делают и говорят, кому подарят свою косыночку.

Ребята заканчиваем творчеством аккуратно сложим манеры на подноске, вытираем ручки и пока краска высыхает на ткани, давайте вспомним из чего сшита одежда, которую мы носим?

- из ткани.

Ткани бывают разные, но все называются?

- текстиль.

А если на фабрике изготавливают разный текстиль, то она будет называться?

- текстильная,

Из чего изготавливают ткань?

- из ниток.

Как окрашивают ткань?

- погружает в ванночку с водой и краской.

Как наносят рисунок на ткань?

- с помощью манера.

Самый знаменитый рисунок нашей области?

- ивановский огурец.

Ребята, мне сегодня было с вами очень весело и приятно заниматься! Ребята а вам было интересно?

И в завершении занятия, и мне очень хочется, чтобы каждый из вас оставил отпечаток такого замечательного манера и на моей косыночке. Большое вам спасибо! Вы сегодня молодцы! Думаю краски подсохли берите аккуратно свои косыночки и пойдёмте, покажем их нашим друзьям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике осени «Волшебный сундучок» в младшей группеФотоотчет о празднике осени «Волшебный сундучок» в младшей группе ФОТООТЧЕТ О ПРАЗДНИКЕ ОСЕНИ " ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Цель: - Создать радостную атмосферу праздника с помощью музыкальной,.

Фотоотчет о занятии в разновозрастной группе «Знакомство с гжельским узором»Фотоотчет о занятии в разновозрастной группе «Знакомство с гжельским узором» Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Чтобы ощутить.

Конспект НОД по музыке «Волшебный сундучок осени» в старшей группеКонспект НОД по музыке «Волшебный сундучок осени» в старшей группе Конспект НОД по музыке в старшей группе «Волшебный сундучок осени» Тип занятия: тематическое, комплексное, сюжетно-игровое Цель: Развитие.

Конспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Лесовичка» в старшей группеКонспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Лесовичка» в старшей группе Конспект ООД по образовательной области речевое развитие. Квест-игра “Волшебный сундучок Лесовичка» Старшая группа Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для знакомства с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с гжельским узором» для средней группы ко Дню ГжелиКонспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с гжельским узором» для средней группы ко Дню Гжели Цель: познакомить с изделиями мастеров гжели, с красотой посуды, необычностью ее формы и назначением. Задачи: Образовательные: расширить.

Музыкальное занятие в средней группе «Волшебный сундучок» ЦЕЛЬ. Продолжать развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. ЗАДАЧИ. *Продолжать.

Новогодний утренник в младшей группе «Волшебный сундучок»Новогодний утренник в младшей группе «Волшебный сундучок» НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК «Волшебный сундучок» 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД Группа № 11 младшая группа Составители – воспитатели группы Степакова.

Сценарий развлечения на основе национального компонента в старшей группе «Волшебный сундучок — богатство предков» Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение центр развития ребенка:детский сад №104 "Ладушка". Возрастная группа:.

Выставка творческих работ детей и родителей «Волшебный сундучок Осени» (фотоотчет)Выставка творческих работ детей и родителей «Волшебный сундучок Осени» (фотоотчет) В нашей дошкольной образовательной организации уже стало традицией каждую осень организовывать выставку творческих работ детей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Волшебный сундучок» в старшей группе. Знакомство детей с тканью и узором ивановский огурец
Опубликовано: 28 июня 2023 в 06:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД