«Зима». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)

Римма Бирюкова
«Зима». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)

Зима

Прогулка №1

1. Наблюдение за сезонными изменениями

- Какое время год? Какой месяц?

- Что характерно этому времени году?

- За что мы любим зиму?

- Что говорит народ о декабре?

- Как оправдываются эти названия?

- Чем отличается декабрь от других месяцев?

- Чего ждет природа в декабре?

- Какие работы совершаются зимой?

В народе говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

Серебрятся на солнце воздушные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Всюду стоит морозный шорох. Над крышами клубятся белые столбы дыма, а за околицей умиляют нежные голоса птиц.

С водой покончено: даже буйные реки скованы льдом. Земля и лес укутаны снежным одеялом. Солнце скрылось за тучей. День становится короче и короче, ночь растет.

Крепко спят в мороз деревья. Застыла в них кровь — сок. Без устали визжат пилы в лесу; лесозаготовки длятся всю зиму. Зимой добывается самый ценный лес, сухой, крепкий.

Сельские жители готовятся к весне. Идет сортировка семян, проверка всходов.

Всю зиму можно видеть сорок, которые часто залетают в города и питаются здесь отбросами. Трудно птицам разыскивать пищу зимой. На помощь к ним приходят дети, они развешивают кормушки, регулярно добавляя корм. Синичек привлекают семена подсолнечника; воробьи, чечетки, щеглы клюют просо и коноплю; снегири любят закусить ягодами рябины. Особенно полезно прикармливать птиц в садах.

В декабре начинается настоящая зимняя рыбалка, можно рыбачить на озере и на реке.

Лед уже твердый, крепкий, но не увлекайся, можно нечаянно угодить в полынью или запорошенную снегом прорубь. Осторожность нужна на льду в декабре.

Трещат декабрьские морозы. После 27 декабря день начинает прибавляться, как говорят в народе, на воробьиный шаг.

22 декабря — самая длинная ночь и самый короткий день. Зимнее солнцестояние продолжается восемь дней. В это время день равен всего 7 часам.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из леса принес.

Стар. и подгот. группа:

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метет и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

Мы принесем густую ель

На праздник наш любимый,

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Времена года». (Найти картинку к стихотворению или отрывку из сказки.)

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Сделай фигуру»

Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу — животного, птицы, спортсмена и т. д. После паузы игровое задание повторяется.

Стар. и подгот. группа: «Снежинки и ветер»

Цель: Научить детей действовать по сигналу, создать радостное настроение.

Свободные игры детей

5. Труд

Изготовление кормушек для птиц из картонных коробок.

Зима

Прогулка №2

1. Наблюдение за березой

- Что это за дерево?

- Какое оно?

- Какой у него ствол? Кора?

- Что можете рассказать о пользе березки?

- Какие изменения произошли с ней зимой?

Деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы, но теплится жизнь под сугробами.

Хороша и березовая роща зимой: ясные березы распустили светлые косы покрытых инеем ветвей. Приятно побродить зимой среди березовых стволов, блестящих на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Рассказать детям, отчего ствол у березы белый.

Березовые побеги белеют с 4— 5-летнего возраста. Из березы делают хорошие лыжи, мебель, предметы домашнего обихода.

Как отличить березу от других деревьев? Ее белая с черными пятнышками кора видна издали. У березы крупные боковые ветви, отходящие от ствола под острым углом. Молодые веточки у березы тонкие, свисающие вниз. На них расположены маленькие сережки. Рассмотрите их. Обратите внимание на кудрявую березку в хрустальных кружевах, которая стоит, словно за-вороженная.

Задания детям:

Приучать детей беречь деревья. Покажите, как после снегопада нагнулись ветки. Осторожно отряхните с них снег.

Принести одну веточку березы в детский сад и поставьте в воду. Через некоторое время согните ее — она не ломается, а только гнется, значит, дерево живое.

Обратить внимание детей на посеревший ствол березы. Спросите, почему он сейчас не такой белый, как летом?

Опыт:

Сравнить сухую безжизненную веточку березы с живой веточкой.

Обратить внимание детей на то, как ломаются сухие ветки, попросите объяснить, почему это происходит.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: стихотворение И. Маслова «Береза спит»:

Береза спит, она в снегу,

Как в одеяле снежном.

Ее морозы стерегут

Заботливо и нежно.

И снится ей: она в цвету,

И ветер вновь несносный

Пригнул березку на лету,

Ее целуя в косы.

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Мы пушистые снежинки»

Стар. и подгот. группа: «Отгадай, сколько шагов»

Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до березы, от березы до липы. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить знание о деревьях.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Сделай фигуру»

Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу — животного, птицы, спортсмена и т. д. После паузы игровое задание повторяется.

Стар. и подгот. группа: «Снежинки и ветер»

Цель: Научить детей действовать по сигналу, создать радостное настроение.

Свободные игры детей

5. Труд

Дети младшей группы наблюдают и повторяют за воспитателем.

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы решают по-разному: кто разыскивает в коре деревьев жуков и пауков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до самой земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. Березовыми почками кормятся тетерева, большие синицы, но синицы ценны еще тем, что подбирают любое семечко, не даром шныряют они по веткам: то находят оцепеневшую гусеницу в трещине коры, то куколку, прикрепленную к сучку паутинкой. Скажите детям, что синицы делают в лесу огромное и полезное дело. Ведь за один день они успевают побывать на сотнях, а может, и тысячах веток.

Зима

Прогулка №3

1. Наблюдение за волшебной березой

- Что это за дерево?

- Какое оно?

- Какой у него ствол? Кора?

- Что можете рассказать о пользе березки?

- Какие изменения произошли с ней зимой?

Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березы в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударил морозец.

Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя березка стала волшебная: стоит вся, до самых тонюсеньких веточек, как лазурью облитая; сырой снежок замерз — ожеледь. Сияет вся моя березка.

Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, теплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на березку, крутятся на ветках, чем бы позавтракать?

А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит березка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.

Улетели с жалобным писком синицы.

Солнце выше, выше, теплей — и растопило ожеледь.

Все ветки и ствол волшебной березы заструились, и она стала как ледяной фонтан.

Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.

Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая береза.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: И. Суриков «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стар. и подгот. группа: С. Есенин «Декабрь»:

Заметает пурга

Белый путь,

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути,

Ни проехать в лесу,

Ни пройти.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Разведчики»

Дайте детям такое поручение: найти самое высокое или самое низкое дерево.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Затейники»

Играющие стоят по кругу. В центре круга водящий — затейник. Дети идут по кругу и произносят:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем. вот так.

После окончания текста дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, и все его повторяют. Другой водящий придумывает новые движения.

Стар. и подгот. группа: «Найти Снегурочку»

Цель: Научить детей ориентироваться на участке детского сада.

Свободные игры детей

5. Труд

Дети младшей группы наблюдают и повторяют за воспитателем.

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Зима

Прогулка №4

1. Наблюдение за полетом пушистых снежинок

- Как падают снежинки? (Легко, летят, кружатся, порхают.) Покружитесь как снежинки.

- Поймайте на варежку снежинку и рассмотрите ее. Какая она? (маленькая, белая, узорчатая, шесть лучиков, красивая, холодная.)

- Поймайте снежинку ладошкой, закройте ладошку. Откройте. Что и руке?

- Где же снежинка?

- Что же такое снежинка? (Маленькие кристаллики льда.) Эти кристаллы создают узоры, поэтому снежинки такие красивые. Кристаллы льда образуются из пара в облаках.

- А есть ли снег летом? Что летом идет из туч? (Дождь.)

- Да, зимой холодно. И пар, который образуется в облаках, замерзает и превращается в кристаллики льда — снежинки. Все кристаллы создают узоры. Поймайте еще снежинку, похожа она на предыдущую? Поймайте еще, сравните их. Что у них общее? (Есть шесть лучиков.)

- Что можно сказать про снежинки, какие они? (Они все разные, хотя и имеют шесть лучиков, все они красивы.)

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями.

При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звездочки обращаются в снежную пыль.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу, и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.

Идет зима, растут сугробы, а снежный покров постепенно становится плотным.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: стихи Т. А. Шорыгиной

Села мне на рукавицу

Легкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Стар. и подгот. группа:

Села мне на рукавицу

Легкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя

Станет белой-белой.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Какое время года?»

Дети учатся соотносить описания природы в стихах или прозе с определенными временами года; развивается слуховое внимание, быстрота мышления.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Отгадай-ка».

Дети учатся описывать предметы на ощупь, выделять существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Стар. и подгот. группа:«Пистолетик»

Цель: Закрепить умение проехать дальше всех

Свободные игры детей

5. Труд

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Зима

Прогулка №5

1. Наблюдение за оттепелью

Зимой вдруг становится тепло, подтаивает снежок, иногда капает с крыш, редко, но идет дождь. Это время зимней оттепели. Снег липкий, на крышах висят сосульки. Под действием солнечных лучей сосульки превращаются в воду.

Вечерами дует северный ветер, сосульки замерзают, дороги становятся скользкими — это время гололеда.

На деревьях образуется тонкий слой льда. Когда ветви качаются от ветра, задевая друг друга, — слышен тихий, мелодичный звон. Рассмотрите обледенелую веточку. Объяснить детям, что при сильном ветре эти тяжелые обледенелые ветки могут обломиться.

Опыт:

Дайте подержать сосульку в руках. Определите, что она твердая, прозрачная, тает в руках.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Зима, зима,

Веселая зима,

Ты игры нам

Придумала сама.

Стар. и подгот. группа:

Одуванчик из снежинок

Поднесет к губам зима,

Только дунет — и пушинок

Разлетятся семена.

Стихотворения Т. А. Шорыгиной

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Мы пушистые снежинки»

Стар. и подгот. группа: «Отгадай, сколько шагов»

Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до березы, от березы до липы. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить знание о деревьях.

4. Подвижная игра

Млад, и сред. группа: Катание на детских саночках.

Стар. и подгот. группа: «Мороз»

Выбирают Деда Мороза, ставят его в центр круга, а все участники игры водят хоровод, приговаривая:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Прикатил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюженные,

Метели дружные.

Холод, стужу напустил,

На реке мост намостил.

После этих слов все разбегаются, а Дед Мороз их ловит, До кого дотронется, тот считается «замороженным» — идет в круг и стоит непод-вижно. Другие играющие могут его разморозить, если бросят ему снежок, которым он попадет в Деда Мороза.

Свободные игры детей

5. Труд

Уборка территории от крупного мусора.

Зима

Прогулка №6

1. Наблюдение за зимними изменениями

- Полюбуйтесь зимней красотой. Что больше всего привлекло ваше внимание?

- Какие изменения произошли в природе?

Зима-художник окрашивает все вокруг белой пушистой кистью. Деревья не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд.

- Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки падают в форме крупных твердых звездочек; при слабом морозе это белые твердые шарики, которые называются крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, если посмотреть на них в лупу, видно, что лучи у них обломаны. Очень красивы снежинки, когда они кружатся и блестят вечером при свете фонаря.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Вот пришла зима - зима,

Зима – зимушка, зима.

Стар. и подгот. группа:

Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам,

Песни севера петь

По лесам и полям.

(И. Никитин)

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Почтальон принес посылку с растениями» (Узнать по описанию.)

Стар. и подгот. группа: «Угадай дерево по ветке»

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Сделай фигуру»

Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу — животного, птицы, спортсмена и т. д. После паузы игровое задание повторяется.

Стар. и подгот. группа: «Снежинки и ветер»

Цель: Научить детей действовать по сигналу, создать радостное настроение.

Свободные игры детей

5. Труд. Дети младшей группы наблюдают и повторяют за воспитателем. Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Зима

Прогулка №7

1. Наблюдение за гололедицей

С утра было тихо, но после полудня внезапно подул холодный про-низывающий ветер. Небо заволокло тучами. Пошел мелкий косой дождь.

Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда — дорогу, вспаханное поле, луг. Хрупкий ледок с треском разламывается под ногами.

Толстые стволы тополей стали серебристыми от осевшего слоя льда. На ветвях повисли сосульки. Вечером ветер дует с возросшей силой, при каждом порыве завывая в трубе. Много обледенелых веток наломал он на тополях. Всю ночь стучали по крыше падающие с деревьев сосульки: казалось, будто кто-то ходит.

К утру ветер утих. Тучи ушли. Вся земля под деревьями усыпана осколками сосулек! В них играли солнечные лучи.

Выпавший ночью снег скоро растаял.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Тихо – тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

Стар. и подгот. группа:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Снег пушистый лег на ветки,

У крыльца играют детки:

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

(С. Есенин)

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Разведчики»

Дайте детям такое поручение: найти дерево по моему описанию.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Зеркало»

Игра направлена на развитие внимания при выполнении физических упражнений.

Играют двое и более человек, разбившись на пары. Один из пары будет «зеркалом», второй — ведущим. Ведущий встает перед «зеркалом» и начинает совершать разнообразные движения и демонстрировать различные выражения лица. «Зеркало» должно повторять эти движения и мимику в том же темпе и ритме, что и ведущий. Если ребенок-«зеркало» собьется, то сам становится ведущим.

Свободные игры детей

5. Труд.

Очистка скамеечек от снега.

Зима

Прогулка №8

1. Наблюдение за ветром

- Что такое ветер?

= Почему мы его не видим?

- А когда мы его слышим? Почему?

- Продолжать наблюдение с детьми за ветрами. В январе, декабре ветры не так сильны. Особенно ветреный месяц — февраль. Появляются то сильные, то слабые пронизывающие холодные ветры, дуют порывисто.

- Научить детей определять силу ветра не только по флюгеру, но и по направлению дыма из труб, по движению веток на деревьях.

Если ветра нет, дым из труб поднимается прямо вверх. Ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, их стволы, а дым резко отклоняется в сторону.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

И больно холодна.

Стар. и подгот. группа:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Времена года»

Стар. и подгот. группа: «Почтальон» — игра для проверки знаний о природных явлениях зимой. Пришло письмо по почте, определить природное явление.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: езда на саночках.

Стар. и подгот. группа: езда на коротышках.

Свободные игры детей

5. Труд. Очистка скамеечек от снега.

Зима

Прогулка №9

1. Наблюдение за непогодой

- Что предвещает непогоду?

- Как бушует непогода?

Бушует непогода. Земля, небо, деревья—все смешалось в снежной круговерти. Середина дня, но на улице будто сумерки опустились.

К вечеру пурга постепенно стихает. Нижний край свинцовой облачности, почти висевшей на острых пиках елей, поднимается, редеет и скоро начинает «просвечивать» легкой голубизной. Местами открываются даже целые «окна», и в их чистой синеве все еще продолжают мелькать редкие снежинки.

В дальнем углу поля, там, куда умчалась снежная буря и откуда рукой подать до серой пелены, окаймляющей небо, разгорается цветная полоска. Розоватый отсвет становится сиреневым, потом возникают желтые оттенки, желтовато-оранжевые, ярко-красные, малиновые, пурпурные, вишневые. Вот уже полнеба полыхает в зареве студеного заката. Румянятся заснеженные просторы полей, припорошенные кристальным пухом верхушки елей и сосен, белоснежные стволы берез.

Морозит. В стынущей тишине слышно потрескивание деревьев.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы:

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Отгадай, кто это?»

Стар. и подгот. группа: «Найди и покажи» — загадки и картинки на тему «Дикие и домашние животные»

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Мороз»

У детей в руках снежки. Выбирается Мороз, дети подбегают к Морозу и приговаривают: «Вот снежок мой, посмотри! Вот снежок мой, посмотри! Если хочешь его взять, ты попробуй нас догнать!» Дети убегают, а Мороз их ловит.

Стар. и подгот. группа: езда на коротышках, «Мороз»

Выбирают Деда Мороза, ставят его в центр круга, а все участники игры водят хоровод, приговаривая:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Прикатил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюженные,

Метели дружные.

Холод, стужу напустил,

На реке мост намостил.

После этих слов все разбегаются, а Дед Мороз их ловит, До кого дотронется, тот считается «замороженным» — идет в круг и стоит непод-вижно.

Свободные игры детей

5. Труд.

Прокладывание на снегу тропиночек.

Зима

Прогулка №10

1. Наблюдение за узорами на окнах

Цель: Учить детей рассматривать узоры на окне и объяснять, как они получились.

Воспитатель перед наблюдением загадывает загадку:

Какой это мастер на стекле нанес и листья, и травы, и заросли.

Дремучий лес к стеклу прирос, нарисовал его.

(Мороз)

Вырос лес.

Белый весь.

Пешком в него не войдешь,

На коне не въедешь.

(Морозные узоры на окне)

- Полюбуйтесь узорами, которые видите на окне.

- На что они похожи?

- Откуда они появились? Что произошло?

- Кто еще видел узоры и где?

Задание: Детям дома с родителями рассмотреть узоры на окнах зарисовать увиденное.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Дед Мороз – художник»

Он красит елки и кусты

Цветом серебристым,

Строит звонкие мосты

На стремнинах быстрых.

И на ранней на заре

Окна все, как льдины, —

Он рисует на стекле

Чудные картины.

То — березка,

то — лыжня,

То — луга, да горы.

Научил бы и меня

Рисовать узоры.

Я чиню карандаши,

Я стараться должен.

Может, Дед Мороз решит,

Что и я художник!

А. Игебаев

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Отгадай, кто это?»

Стар. и подгот. группа: «Найди и покажи» — загадки и картинки на тему «Дикие и домашние животные»

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Затейники»

Играющие стоят по кругу. В центре круга водящий — затейник. Дети идут по кругу и произносят:

Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, дружно вместе

Сделаем. вот так.

После окончания текста дети останавливаются. Затейник показывает какое-либо движение, и все его повторяют. Другой водящий придумывает новые движения.

Стар. и подгот. группа: «Найти Снегурочку»

Цель: Научить детей ориентироваться на участке детского сада.

Свободные игры детей

5. Труд

Дети младшей группы наблюдают и повторяют за воспитателем.

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Зима

Прогулка №11

1. Наблюдение за узорами на окнах

- Полюбуйтесь узорами, которые видите на окне.

- На что они похожи?

- Откуда они появились? Что произошло?

- Кто еще видел узоры и где?

- Что вы зарисовали с родителями?

За ночь сильно похолодало. Утро настало морозное. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Солнечные лучи врывались в комнату. Веселые зайчики от них прыгали на стенках, потолке разноцветными огоньками, зажигали снежные узоры на стеклах. Вот сверкает длинная перистая ветвь, похожая на лист папоротника или какой-то необыкновенный цветок, словно по волшебству распустившийся за ночь на стекле.

Красив снежный узор на окнах и в блеске утреннего солнца, и в густой синеве зимних сумерек.

Почему появляются на окнах снежные узоры? Оказывается, их рисует Мороз Иванович. Чем он рисует?

Водой! Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате. И между двойными рамами окон — всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах на стеклах, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необыкновенными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!

2. Художественное слово

Мороз в окно глядит и дышит,

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза.

С. Дрожжин

Понаблюдать с детьми за красивыми причудливыми узорами на стеклах — это мороз заморозил стекла, значит, на улице холодно.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной,

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

А. Пушкин. «Зимняя дорога»

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Мы пушистые снежинки»

Стар. и подгот. группа: «Отгадай, сколько шагов»

Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до березы, от березы до липы. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить знание о деревьях.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Найти Снегурочку»

Стар. и подгот. группа: «Кто кого»

Вылепив большой снежный ком, соревнуются парами. Двое ребят встают напротив друг друга так, чтобы ком оказался между ними. Взявшись за руки, тянут друг друга к себе, стараясь повалить на снежный ком. Кто первым коснется его грудью, тот из пары выбывает, а его место занимает следующий.

5. Труд.

Очистка скамеечек от снега.

Зима

Прогулка №12

1. Наблюдение за инеем

- Понаблюдать с детьми за появлением инея на деревьях, кустах; полюбоваться красотой этого явления.

Отрывок из рассказа А. Стриженова «Иней»:

«В холода сильный мороз обметал молодой лед инеем, и к утру кое-где на нем даже разбросал. цветы — белоснежные, кустистые. Крупные лепестки выведены рельефом, будто из ажурного гипюра. Когда выглянуло солнце и настал день, морозные рисунки не пропали. На льду по-прежнему виднелась цветастая дорога».

Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены при температуре выше 0°С.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°С, на земле и на разных предметах оседают не капельки, а кристаллы воды. Это иней. Он образуется на земле, на траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: стихи Т. А. Шорыгиной

Села мне на рукавицу

Легкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Стар. и подгот. группа:

Села мне на рукавицу

Легкая снежинка

И нахохлила, как птица,

Ледяную спинку.

Замерла тихонько я,

Чтоб не улетела.

Скоро варежка моя

Станет белой-белой.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Какое время года?»

Дети учатся соотносить описания природы в стихах или прозе с определенными временами года; развивается слуховое внимание, быстрота мышления.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Отгадай-ка».

Дети учатся описывать предметы на ощупь, выделять существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Стар. и подгот. группа:«Пистолетик»

Цель: Закрепить умение проехать дальше всех

Свободные игры детей

5. Труд

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Изготовление горки.

Зима

Прогулка №13

1. Наблюдение за зимним лесом

Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу — ни сучка, а на макушке — пышная снежная шапка.

Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.

Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки.

Хорош лес в зимнем уборе!

Земля, вода и лес — все покрыто снегом, все кругом погружено в не-пробудный и, кажется, мертвый сон.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Зима, зима…

Как воздух чист!

И снег лежит

Как чистый лист.

Стар. и подгот. группа:

Поет зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

С. Есенин

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Елка с подарками»

Стар. и подгот. группа: «Сочиняем сказку» (о зимнем лесе)

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Пистолетик»

Цель: Закрепить умение проехать дальше всех.

Стар. и подгот. группа: «Темный лабиринт»

Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и координации движений. Все участники игры, кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем с закрытыми глазами они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т. д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» — все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не останутся только два (или один) самых внимательных игрока.

5. Труд

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Зима

Прогулка №14

1. Наблюдение за сезонными изменениями

- Какое время год? Какой месяц?

- Что характерно этому времени году?

- За что мы любим зиму?

- Что говорит народ о январе?

- Как оправдываются эти названия?

- Чем отличается январь от других месяцев?

- Чего ждет природа в январе?

- Какие работы в совершаются зимой?

Январь под водой — темный месяц. Озера и реки закрыты толстым льдом и снегом. Под водой темно, холодно и душно. Да, душно: сверху воздуху не проникнуть, а снизу последний кислород забирают гниющие водоросли.

Рыбы, сонные и ленивые, неподвижно стоят в самых глубоких и теплых ямах. Ну да, теплых: потому что чем глубже, тем теплее. В самой глубине + 4°С, а у поверхности, подо льдом 0°С.

Дно пустое и голое: подводные леса полегли, как у нас ложатся осенью травы.

Время от времени рыбы, как по команде, всплывают из ям вверх и опять медленно опускаются вниз. Это они освежают в ямах затхлую воду. Подводная зима — загадка на загадке. Говорят, что лягушки зимуют на дне кучами: лежат пластами, как селедки в бочке. Говорят, что сазаны, караси и лини надевают на зиму шубу из слизи и тоже лежат на дне штабелями, как дрова. Говорят, что и раки иногда сползаются в одно место, зимуют толпами, один к другому. Может, все это и так, а кто проверял?

Или вот налим. Чем холоднее, тем налиму веселее. Все знают, что в самые жестокие морозы налим мечет икру. Но как это происходит — тоже толком никто не видел. Потому что трудно зимой проникнуть под лед. Да и темно там, сумрачно и пустынно. Слышно только, как сверху, надо льдом, с жестким скрежетом течет и течет поземка.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы:

Поговорки

Январь — году начало, зиме середина.

Январь-батюшка год начинает, зиму величает.

Месяц январь — зимы государь.

Январь — тулуп до пят надевай.

Январь хитрые узоры на окнах расписывает.

В январе и горшок на печи замерзает.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Разведчики»

Дайте детям такое поручение: найти самое высокое или самое низкое дерево и др.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Мороз»

У детей в руках снежки. Выбирается Мороз, дети подбегают к Морозу и приговаривают: «Вот снежок мой, посмотри! Вот снежок мой, посмотри! Если хочешь его взять, ты попробуй нас догнать!» Дети убегают, а Мороз их ловит.

Стар. и подгот. группа: езда на коротышках, «Мороз»

Выбирают Деда Мороза, ставят его в центр круга, а все участники игры водят хоровод, приговаривая:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Прикатил подарков воз.

Морозы трескучие,

Снега сыпучие,

Ветры завьюженные,

Метели дружные.

Холод, стужу напустил,

На реке мост намостил.

После этих слов все разбегаются, а Дед Мороз их ловит, До кого дотронется, тот считается «замороженным» — идет в круг и стоит непод-вижно.

Свободные игры детей

5. Труд.

Прокладывание на снегу тропиночек.

Зима

Прогулка №15

1. Наблюдение за сезонными изменениями

- Какое время год? Какой месяц?

- Что характерно этому времени году?

- За что мы любим зиму?

- Что говорит народ о феврале?

- Как оправдываются эти названия?

- Чем отличается февраль от других месяцев?

- Чего ждет природа в феврале?

- Какие работы совершаются зимой?

Февраль — самый снежный месяц, с сильными метелями и вьюгами. Солнце с каждым днем поднимается все выше, ярче светит, больше греет. Молчат поля и леса, умолкла вода в речках. Один ветер неугомонный, то поземкой шуршит, то свистит в обледенелых ветвях березы. Бушует непогода. Стонет от развернутого ветра старый бор, роняет сучья, а то и целые вершины. Земля, небо, лес — все смешалось в снежной круговерти. Середина дня, но на улице будто сумерки опустились. А что это за посвист, такой мелодичный, печальный, немного вибрирующий? Это свиристели. Даже в названии птицы есть что-то сходное с как бы дрожащим от холода посвистом. Кучная стайка красновато-пепельных птиц, стремительно совершив круг, опускается на крону пушистой березы. Несколько свиристе-лей, точно разведчики, ныряют вниз и изучают заснеженные ветви деревьев.

2. Художественное слово

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы:

Вспомнить в беседах с детьми народные пословицы и поговорки:

Два друга — метель и вьюга.

Вьюги да метели под февраль летели.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Снег и лед»

Лед - твердый, а снег - мягкий.

Лед – хрупкий, снег…

Бесцветный…

Прозрачный…

4. Подвижная игра

Млад, и сред. группа: Катание на детских саночках.

Стар. и подгот. группа: «Мороз»

У детей в руках снежки. Выбирается Мороз, дети подбегают к Морозу и приговаривают: «Вот снежок мой, посмотри! Вот снежок мой, посмотри! Если хочешь его взять, ты попробуй нас догнать!» Дети убегают, а Мороз их ловит.

5. Труд. Прокладывание на снегу тропиночек.

Зима

Прогулка №16

1. Наблюдение за снегом

Цель: Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Воспитатель:

- Отгадайте загадку: На дворе горой, а в избе — водой. (Снег)

- Давайте поймаем снежинку и полюбуемся ею.

- Посмотрите на нее и скажите, какая она?

- Откуда падает снег? (Из снеговых туч.)

- Что делает снег, проходя через воздух? (Очищает его от пыли.)

- Давайте посмотрим на снег, какой он? (Белый, чистый.)

- Давайте теперь посмотрим, а какой снег на дороге? (Грязный.)

- А на дорожках, по которым ходят люди? (Тоже грязный.)

- А кто-нибудь из вас видел цветной снег? Этот снег от дыма заводских труб, это ядовитый снег.

- Зависят ли свойства снега от погоды? Давайте проверим.

- Какой сегодня день? (Морозная погода, солнечная.)

- Закройте глаза, откройте и посмотрите на снег, какой он? (Искрится на солнце, блестит, сверкает.)

- Давайте закроем глаза и послушаем, как снег падает и ложится на землю.

- Походите по снежку и прислушайтесь, что слышите? (Скрипит под ногами снег.)

- Что же происходит со снежинками? (Они ломаются. Показать на палочках, как ломаются снежинки.)

- А когда тепло, слышим ли мы скрип?

- В теплую погоду, какой снег? (Тяжелый, мокрый, снежинки слипаются.) Что мы можем делать с мокрым снегом? (Лепить.)

- Легко ли ходить по мокрому снегу? А на лыжах?

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Зима, зима…

Как воздух чист!

И снег лежит

Как чистый лист.

Стар. и подгот. группа: «Снег – что это такое?»

Высоко над землей, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.

Если мороз и не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, об-растают новыми иголочками, становятся все больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звездочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будут кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.

Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.

Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как скрипит под ногами снег?

Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звездочек. Атак как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.

(По 3. Трофимову)

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Времена года». (Найти картинку к стихотворению или отрывку из сказки.)

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Сделай фигуру»

Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу — животного, птицы, спортсмена и т. д. После паузы игровое задание повторяется.

Стар. и подгот. группа: «Снежинки и ветер»

Цель: Научить детей действовать по сигналу, создать радостное настроение.

Свободные игры детей

5. Труд

Замена старых кормушек на новые. Кормление птиц.

Зима

Прогулка №17

1. Наблюдение за снегом

Цель: Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Где рождается снег?

Что такое снег? Это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов — чистые, хрупкие, сверкающие.

Они тоже падают из туч, как и дождь, но только образуются не совсем так, как дождь!

Раньше думали, что снег — это замерзшие капельки воды. Думали, что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок. И тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шести-угольные звездочки. Все бывает совсем по-другому.

Водяные пары поднимаются высоко над землей, где царит сильный холод. И здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

(По М. Гумилевской)

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: И. Суриков «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стар. и подгот. группа: С. Есенин «Декабрь»:

Заметает пурга

Белый путь,

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

На пути,

Ни проехать в лесу,

Ни пройти.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Разведчики»

Дайте детям такое поручение: найти самое высокое или самое низкое дерево.

4. Подвижная игра

Младш. и сред. группа: «Отгадай-ка».

Дети учатся описывать предметы на ощупь, выделять существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Стар. и подгот. группа:«Пистолетик»

Цель: Закрепить умение проехать дальше всех.

«Лепим из снега снеговика»

Свободные игры детей

5. Труд

Положить корм в кормушки и накормить птиц.

Зима

Прогулка №18

1. Наблюдение за снегом

Цель: Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Почему снег белый?

В городе снега почти не видно. Не успеет он покрыть тротуары и мостовую, как тут же появляются дворники со скребками и метлами, снегоуборочные машины со своими металлическими лапами. Машины ловко собирают снег, отправляют его на грузовик. Глядишь — а снега уже нет, он вывезен куда-то, подальше от больших людных улиц. Если и залежится где-нибудь снежок, то очень скоро он потеряет свою безупречную белизну, почернеет от копоти и дыма.

То ли дело за городом, в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да еще в ясный морозный денек! Идешь по тропинке, а еще лучше — на лыжах среди деревьев.

Снежная белизна. Белее ничего нет на свете. Недаром, когда хотят под-черкнуть безупречную чистоту белого цвета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье.

В чем же секрет белизны снега? Пожалуй, «виноват» тот же разноцветный солнечный луч.

Какого цвета лед? Никакого. Он бесцветный. Почему? Потому что он пропускает через себя весь солнечный луч, целиком, и остается бесцветным. Таков закон природы.

Если бы каждая снежинка, каждая красивая звездочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный луч, как лед, тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой. Все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропускать через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнце, чистейший цвет белого солнечного луча.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: 1-ые 4 строчки

Стар. и подгот. группа: все стих-е

Что такое за окном?

Сразу посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый.

Одеяло белое,

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Е. Трутнева

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Загадки о зиме»

4. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Найди свой домик»

Описание игры. С помощью воспитателя дети делятся на группы. Каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу «Найди свой домик!» дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению. Игра может проводиться у деревьев, хо-рошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать «Найди свое дерево».

Стар. и подгот. группа: «Ловишка», «Построение из снега городка»

Свободные игры детей

5. Труд

Уборка территории от крупного мусора.

Зима

Прогулка №19

1. Наблюдение за снегом

Цель: Показать детям от чего зависит цвет снега. Объяснить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Воспитатель:

- Отгадайте загадку: На дворе горой, а в избе — водой. (Снег)

- Давайте поймаем снежинку и полюбуемся ею.

- Посмотрите на нее и скажите, какая она?

- Откуда падает снег? (Из снеговых туч.)

- Что делает снег, проходя через воздух? (Очищает его от пыли.)

- Давайте посмотрим на снег, какой он? (Белый, чистый.)

- Давайте теперь посмотрим, а какой снег на дороге? (Грязный.)

- А на дорожках, по которым ходят люди? (Тоже грязный.)

- А кто-нибудь из вас видел цветной снег? Этот снег от дыма заводских труб, это ядовитый снег.

- Зависят ли свойства снега от погоды? Давайте проверим.

- Какой сегодня день? (Морозная погода, солнечная.)

- Закройте глаза, откройте и посмотрите на снег, какой он? (Искрится на солнце, блестит, сверкает.)

- Давайте закроем глаза и послушаем, как снег падает и ложится на землю.

- Походите по снежку и прислушайтесь, что слышите? (Скрипит под ногами снег.)

- Что же происходит со снежинками? (Они ломаются. Показать на палочках, как ломаются снежинки.)

- А когда тепло, слышим ли мы скрип?

- В теплую погоду, какой снег? (Тяжелый, мокрый, снежинки слипаются.) Что мы можем делать с мокрым снегом? (Лепить.)

- Легко ли ходить по мокрому снегу? А на лыжах?

2. Художественное слово

Стар. и подгот. группа:

Новогодние деньки!

Снег морозный, колкий.

Загорелись огоньки

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Бусы зазвенели,

Пахнет свежестью лесной

От смолистой ели.

3. Аутогенная тренировка

Воспитатель предлагает детям встать вокруг березы, поднять руки вверх, почувствовать в кончиках пальцев легкое покалывание и произнести такие слова: «Небо, солнце, природа, дай здоровья мне и моим близким, земля-матушка, возьми все наши болезни».

Закрыв глаза и описав в воздухе круг руками, положить на животе левую руку на правую руку. Представить, что вокруг сказочный серебряный лес или ярко цветущий луг. Постоять 2—3 минуты.

Дети должны почувствовать душевный покой и легкое покачивание тела — это значит, они получишь заряд энергии от природы. Далее дети открывают глаза, опускают руки, делают глубокий вдох ртом, глотают этот воздух — и так 3 раза.

После этих процедур дети становятся бодрыми, ощущают прилив сил и эмоциональный подъем.

Свободные игры детей

4. Труд

Уборка территории от снега.

Зима

Прогулка №20

1. Наблюдение за зимними портретами деревьев. Художественное слово параллельно с наблюдением.

В спящем царстве чернолесья на первый взгляд деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.

Легче всего узнать березу. Издали заметен стройный ствол дерева с тонкими, розовато-коричневыми веточками. Белая кора дерева с красивыми черными штрихами — ее называют берестой — каждому известна. Белый цвет бересты от особого белого вещества — бетулина. Названо это вещество в честь самой березы: на латинском языке березу называют бетула, от слова «бить, сечь». В древности непослушных и ленивых учеников наказывали березовыми ветками. По виду бетулин как пороток: проведи рукой по бересте — белый след на руке останется. По свойству — как смола. Потому-то берестой легко костер разжигать.

Ольху узнать сложнее. Ее серый ствол без ярких примет. Зато, если найдешь на веточках маленькие круглые шишечки, то не ошибешься. Из этих шишечек весной высыплется много семян.

Чаще всего в городе можно увидеть тополь. Ствол этого большого, высокого дерева светло-серый. Веточку тополя можно определить по крупным шерстисто-пушистым почкам, покрытым крупными коричневыми чешуями. Почки на деревьях расположены поочередно: одна справа, другая, повыше — слева, следующая — опять справа, и так до самой верхушки ветки.

У ближайшей родственницы тополя — осины — веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Почки осины остренькие, и каждая сидит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.

Ясень зимой узнают по его плодам — желтым крылаткам. Всю зиму висят они на деревьях на радость птицам.

Клен свои крылатки-пропеллеры сбросил осенью, и его веточки можно узнать по характерному расположению почек. Почки у клена — черные или коричневые шарики, расположенные попарно друг против друга. Ветки у клена прямые, крепкие. Недаром древние люди выделывали из клена копья и рукоятки для оружия, за что и назвали «клен», то есть «острый», «сильный».

У липы ствол черный, чуть морщинистый, с крепкими толстыми ветвями. Красиво смотрится он в аллеях парков. Иногда зимой на веточках липы можно найти плоды — маленькие, круглые орешки, высохшие и почерневшие. Но обычно липа сбрасывает их на зиму. И тогда придется обратить внимание на саму ветку. Ветка липы растет зигзагами: почка справа — ветка растет влево, почка слева — ветка растет вправо, следующая почка справа — ветка слева. Сами почки небольшие, красно-коричневые, округлые, плотно сидящие на ветках.

Чтобы узнать зимой то или другое дерево, нам приходилось внимательно разглядывать и почки, и плоды на ветке, и кору. Зимний дуб не узнать невозможно. Еще издали обращает он на себя внимание. Да и как не обратить, если вдруг зимой посреди черного леса увидишь дерево в неопавшей желтой листве! Могучий ствол, коряжистые толстые ветви, вся в глубоких морщинах кора и характерные листья дуба не дают спутать его ни с каким другим деревом. Он один из лиственных деревьев позволяет себе оставить свой осенний наряд на зиму. Даже веточка дуба и та приметна, смотри на почки: крепенькие, толстостенные, сгрудились они кучками сразу по нескольку на кончиках веток.

Хвоинки-иголочки плотно-плотно сидят на веточках. Ни один зимний рисунок не обойдется без ели. На концах веток висят большие, длинные шишки. В этих шишках семена. У хвойных растений семена созревают зимой. Высыпаются семена из шишек на снег и, подгоняемые ветром, скользят по снегу наперегонки. Там, где остановятся, вырастут елочки. Красиво и торжественно выглядят ели, высаженные в городе.

Реже в городах встречается другое хвойное дерево — сосна. Это дерево любит чистый воздух, да и от самих сосен такой приятный свежий смолистый запах! Сосну узнать просто по высокому оранжевому и желтоватому стволу. Нарядные сосновые леса так и называют — краснолесье. Ветви сосны шапкой покрывают верхушку ствола. На веточках — хвоя, но совсем не похожая на еловую. Иголочки собраны пучками на концах веток. Сами хвоинки длинные, и растут только по две хвоинки из одного места, как склеенные. Шишки тоже другие по форме, чем у ели: большие, округлые, с круглыми чешуйками.

Знаете ли вы, что елки и сосны тоже сбрасывают иголки? Видели ли вы когда-нибудь голые елки? Когда же они опадают? Это загадка. Но сейчас мы ее постараемся отгадать. Внимательно посмотрим на елку и сосну и увидим, что иголки разные, есть светло-зеленые и мягкие, есть темнее. Вот и разгадали загадку, что хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. Светлые — это молодые иголки, они приходят на смену

2. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Угадай, дерево»

3. Подвижная игра

Млад. и сред. группа: «Найди свой домик»

Описание игры. С помощью воспитателя дети делятся на группы. Каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу «Найди свой домик!» дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению. Игра может проводиться у деревьев, хо-рошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать «Найди свое дерево».

Стар. и подгот. группа: «Построение из снега горки»

4. Труд.

Уборка территории от снега.

Зима

Прогулка №21

1. Наблюдение за птицами

Наблюдения за птицами происходят поэтапно. Они указаны в цикле.

- Чем покрыто тело птиц?

- Есть ли крылья и сколько их?

- Какие ноги — длинные или короткие?

- Какая шея?

- Есть ли на ногах перепонки?

- Какова форма клюва?

- Моргают ли птицы?

- Есть ли у птиц уши?

- Есть ли на голове у птиц другие украшения?

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Кто рисует на снегу

Длинные цепочки,

Кто расставил на бегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Тонкие следочки —

Крестики и точки.

Стар. и подгот. группа:

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо - на березе

Яблоки поспели!

Подойду поближе к ней –

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Птичий базар» (Угадай птиц на рисунке.)

Стар. и подгот. группа: «Чьи следы на снегу?» (На различение следов.)

4. Подвижная игра

Млад, и сред. группа: «Лепим снежки»

Стар. и подгот. группа:

«Строим снеговика»

Снеговик

Мы с подругой Катей

Ком большущий катим.

Из пушистого комка

Слепим мы снеговика.

В белой шубке меховой,

С угольками вместо глаз,

Улыбаясь, как живой,

Снеговик глядит на нас.

Мы дадим ему метелку,

Слепим пышный воротник,

Пусть по улицам поселка

Ходит дворник-снеговик.

Свободные игры детей

5. Труд.

Очистка скамеечек от снега. Прокладывание тропинки.

Кормление птиц.

Зима

Прогулка №22

1. Подкормка птиц. Наблюдение.

- Каких птиц вы подкармливали? Чем?

- Какие птицы прилетают к вашей кормушке?

- Какие птицы прилетают поодиночке?

- Какие прилетают стайкой?

- В какое время дня чаще прилетают птицы?

Много крох перепадает с человеческого стола. Поэтому многие зимующие птицы жмутся к человеческому жилью.

Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха и тепло ей под пухом и перьями.

Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать естественный корм на деревьях и кустарниках, в районе расположения кормушки.

Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины, собирайте арбузные и дынные корочки, семена ольхи и березы.

Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Ребята, берегите птиц!

Птицы — наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского и лесного хозяйства.

Знаете ли вы, чем нужно кормить птиц?

Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Птиц можно также кормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несоленый жир и мясо. Народная мудрость гласит:

Подкорми птиц зимой — они отплатят летом.

Больше птиц — меньше вредителей — выше урожай.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа:

Кто рисует на снегу

Длинные цепочки,

Кто расставил на бегу

Крестики и точки?

Это птицы на бегу

Оставляют на снегу

Тонкие следочки —

Крестики и точки.

Стар. и подгот. группа:

Каждый день,

Когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы

И хлебных крошек,

На крыльцо бежим

Скорей.

Много ласковых,

Хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушке сидя,

Птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы,

Чижи,

Синицы

И проныры-воробьи,

Ждут нас также

Терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли —

Не пугливы,

Хоть руками их бери!

В. Корабельников

3. Дидактическая игра

Млад, и сред. группа: «Птичий базар» (Угадай птиц на рисунке.)

Стар. и подгот. группа: «Чьи следы на снегу?» (На различение следов.)

4. Подвижная игра

Млад, и сред. группа: «Лепим снежки»

Стар. и подгот. группа:

«Строим снеговика»

Свободные игры детей

5. Труд

Уборка территории от снега.

Зима

Прогулка №23

1. Наблюдение за узорами на окнах

- Полюбуйтесь узорами, которые видите на окне.

- На что они похожи?

- Откуда они появились? Что произошло?

- Кто еще видел узоры и где?

В холодные, морозные дни, если приходится ехать на автобусе или трамвае и троллейбусе, не спеши оттаять и протереть замерзшее стекло. На стекле не меньше интересного, чем за ним. Все эти красивые узоры, похожие на нарисованные елочки, вроде бы и похожи друг на друга, а присмотритесь —одинаковых не увидишь. Каждый узор особый. То крупные прямые веточки, то закругленные, то мелкие иголочки побежали в разные стороны. Что ни стекло, то новый узор.

Самое любопытное, что рисует мороз эти узоры с нашей помощью. Теплый влажный воздух, выдыхаемый людьми, соприкасаясь с очень холодным стеклом, замерзает и превращается в ледяные кристаллики. Они-то и образуют сложный рисунок.

Это легко проверить. Если ладонью оттаять замерзшее стекло, а потом подышать на него, то можно увидеть, как растут иглы ледяных кристаллов. А

разбегаются в стороны они всегда под одним и тем же углом! Когда ледяные кристаллики встречаются между собой, они срастаются, образуя узор, состоящий из многих кристалликов.

В холодных помещениях на стеклах витрин тоже образуются морозные узоры. Но там кристаллики льда оседают из воздуха без помощи людей. В воздухе всегда содержится водяной пар — бесцветный и невидимый газ. Морозу только и забот, что рисовать с его помощью.

Если быть наблюдательным, то можно заметить, что разные узоры цветные: то голубые — в пасмурную погоду, то желтые — на солнце, то розовые и лиловые на закате.

2. Художественное слово

Млад, и сред. группа: 1-ые 4 строчки

Стар. и подгот. группа: все стих-е

Сказка на стекле

На стекле мороз

Начертил узор,

Серебром нанес

Белый пышный бор.

Рано поутру

Подойду к окну,

Буду в том бору

Слушать тишину.

Чудится ли мне?

Или снится сон?

Мчусь я по лыжне,

Слышу сосен звон,

Вьется по снегу

Свежий лисий след,

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез —

Сказку на стекле

Начертил мороз.

3. Дидактическая игра

Млад. ,сред., стар. ,подгот. группы: «Загадки о зиме»

4. Подвижная игра

Млад, и сред. группа: «Снежинки и ветер»

Цель: Научить детей действовать по сигналу, создать радостное настроение.

Стар. и подгот. группа: «Перебежки»

На снежной площадке отметьте линиями два «города» — на расстоянии 30 — 35 шагов один от другого. Участники игры должны разделиться на две команды. Игроки одной команды будут бежать

Публикации по теме:

Пойдёмте погуляем!Пойдёмте погуляем! Прогулка – это неуправляемый, свободный отдых детей на свежем воздухе. Цели прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое.

Зимние забавы.Зимние забавы. Детский сад "Улыбка",средняя группа"Почемучки".Зима- это очень интересное время года. Именно зимой дети с нетерпением ждут волшебства. Мы.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
«Зима». Прогулки (для настольной картотеки воспитателя)
Опубликовано: 25 февраля 2013 в 21:24
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...