Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей

Ольга Николаевна Михалкина
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей

Актуальность

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Важно, чтобы родители заботились об эстетическом развитие своих детей, чтобы литература, музыка, произведения живописи, народное творчество прочно входили в жизнь семьи.

Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т. е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума, воли родителей.

Наш девиз общения педагогов с родителями: «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно».

Актуальность

Педагогический «ликбез» был необходим в первые годы советской власти, когда родители были недостаточно образованны. Сегодня можно самостоятельно найти нужную информацию в различных источниках, но именно о своем ребенке родители ее не найдут. В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного воспитания преследовала цель – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать родителей. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами.

Главное в работе с родителями - переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей

• Переход к сотрудничеству на основе диалога

• Общение по принципу позитивного принятия другого человека

• Безоценочный стиль отношений

• Дифференцированное взаимодействие по ряду социальных факторов

• Конфиденциальность в общении

• Учёт личного опыта родителей

• Ориентация в содержании общения на актуальные проблемы

• Доверительность отношений между педагогами и родителями

• Реализация принципа открытости детского сада для родителей

• Вовлечение родителей в педагогический процесс (реализация принципа «семья – детскому саду»)

• Вариативность содержания форм и методов образования родителей

• Индивидуальный подход к детям и родителям, раскрытие особенностей каждого конкретного ребёнка

• Формирование у родителей педагогической рефлексии

• Формирование родительской компетенции

Формы работы в нашем дошкольных учреждений с родителями разнообразны: живое слово, показ воспитательной работы, организация выставок, педагогических библиотечек, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и др.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации

Использование педагогами наглядно- информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении.

Издание газеты «Дитя» способствует привлечению родителей к воспитанию и образованию детей, через создание единой среды. Каждый родитель имеет возможность узнать о проходящих мероприятиях в ДОУ, поделиться своим опытом воспитания ребёнка.

Газета для родителей не главный, но важный компонент взаимодействия. Она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.

Организуются различные выставки.

Проводятся акции.

Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи - «Русская горница», «Музей развития человечества», «Матрешка», «Космос»,«Транспорт нашего города». Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. Создание мини – музеев – это практический выход проектов. Результаты работы с проектами показали, что дошкольники приобретают отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Приятно говорить и об изменениях в отношении между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности.

При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагога с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, обьединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитание ребенка.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Одна из годовых задач ДОУ «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Публикации по теме:

Мой любимый город!Мой любимый город! В сентябре наш любимый город отметил свой 419-й год рождения. Вот и стал наш город на год старше! Улицы города были украшены разноцветными.

Мои размышления о роли детства в формировании личности Вопросы воспитания никогда не были для меня пустым звуком. Я родилась и выросла в семье учителей. И частыми гостями у нас были учителя.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей
Опубликовано: 21 декабря 2013 в 21:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...