«Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (из опыта работы)

Нина Шутова
«Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (из опыта работы)

Обобщающий опыт восп. -образ. работы с детьми по теме:\"Развитие сенсомоторных навыков и творч. способностей у детей средствами изобразительной деятельности"

С каждым годом наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Это проблема не только одного нашего детского сада, но и нашего поселка, и нашего района, и нашей области, всей страны. В век развития компьютеризации и интернета, люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма. И эти, так необходимые навыки, не прививаются детям. Я считаю, что развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей благоприятно скажется на развитие речи.

В течение года я наблюдала детей и считаю, что именно эта тема является толчком к развитию, который необходим именно нашим детям. Проведенная диагностика в первой младшей группе показала, что тема развития сенсомоторных навыков и творческих способностей наиболее актуальная.

Результаты проводимой работы в первой младшей группы достаточно высокие. К концу года дети, которые не разговаривали, стали говорить, постепенно пополняя свой словарный запас. Поэтому именно этой работой я продолжаю заниматься во второй младшей группе и для прохождения аттестации выбрала тему: "Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей средствами изобразительной деятельности".

Я считаю, что детям раннего возраста наиболее доступна изобразительная деятельность. Через рисование, лепку, аппликацию они познают окружающий мир. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ, описывая смысл изображения, понятный только ему.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это, порой, происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом.

Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Цель работы - развивать сенсомоторные навыки, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

• Накопление чувственного сенсомоторного опыта, развитие воображения, ассоциативного мышления

• Формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, обоняния, осязания) на основе сенсорных эталонов

• Формирование представлений о цвете, линии, форме, звуке, пространстве и их свойствах

• Формирование способности субъективного восприятия искусства

• Формирование умений реализовывать пережитый опыт в изобразительное искусство, в словесное выражение своих переживаний и ощущений, в выразительное движение

• Воспитание художественного вкуса, эстетического видения

Развитие сенсомоторной координации, являющейся базовым фактором в системе развития, познания и обучения.

Для реализации поставленной цели и задач, я разработала для себя следующие методы:

1. Изучение литературы по данной теме

2. Анализ продуктов деятельности детей

3. Диагностика.

В своей работе я изучала литературу по данной теме, журналы, советы и опыт других педагогов через интернет, на курсах повышения квалификации, на открытых занятиях. Изучение литературы и других материалов подтвердило актуальность выбранного направления в том, что изобразительная деятельность является наиболее "мощным" стимулом для развития сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей в раннем возрасте. Оформила картотеку пальчиковых игр. Сделала многофункциональный дидактический стол, который мы используем как Центр воды и песка, как центр развития мелкой моторики. Наполняемость легко меняется в зависимости от целей и задач на данный период. Постоянно пополняется коллекция природного материала.

В своей работе я активно взаимодействовала со специалистами нашего детского сада.

Для достижения поставленной цели - развивать сенсомоторные навыки, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности, разработала перспективный план.

В работе с детьми использую методы, которые не требуют от ребят профессионального изображения. Занятия носят развивающий характер, так как акцент ставится не на результате (конечный продукт деятельности ребенка, а на самом процессе его создания.

Наиболее удачными были занятия по рисованию и аппликации с использованием нетрадиционных форм. Некоторые дети боятся, что традиционное задание выполнить не смогут. В отличие от них, нетрадиционные занятия вызывают живой интерес. Дети активно занимаюся, и очень радуются, когда родители замечают их произведения исскуства. Выставки детских работ мы проводим не реже трех раз в неделю. Бывают выставки работ, созданных детьми в свободное время. Дети с удовольствием откликаются на предложения познакомиться с новой техникой рисования, лепки, аппликации. Многие родители отмечают, что дети стали дома много рисовать, лепить, клеить, каждый раз придумывая что-то новое, а потом рассказывают родителям, что у них изображено. Наши родители принимают активное участие в разработке проекта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями. "

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Я стараюсь использовать любую возможность общения с родителями, одна из первейших задач, установить доверительное отношение с ними. Дети 2-4 лет особо чувствительны к настроению и отношению родителей, самых близких людей, к другим взрослым людям. Поэтому крайне важно завоевать авторитет у родителей, тогда намного проще работать с детьми. Результаты диагностики доводились до сведения родителей.

По данной теме проводила консультации для воспитателей и родителей, изготовила папки-передвижки, проводила совместные занятия и семинары для родителей и детей.

Диагностика показала, что тема актуальна для детей моей группы, хотя в сложившейся в наше время ситуации в целом в стране и в мире, тема актуальна для всех. Просто кажется, что она не так важна, не все отдают себе отчет, насколько жизненно необходимы навыки и способности по данной теме.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к развитию своих способностей, пусть интуитивно, но потихоньку они превращаются в юных исследователей. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки. Приобрели опыт эстетического восприятия окружающей действительности. Они создают новое, оригинальное, проявляю творчество, фантазию, реализуют свой замысел и с помощью взрослых находят средства для его воплощения.

Опираясь на полученные данные, можно с уверенностью сказать, что также необходимо продолжать систематическую, постоянную работу по развитию сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей средствами изобразительной деятельности. Вокруг нас чудесный мир цвета, форм, величины, линий, музыки, слова. И развивая свои способности и навыки, ребенок неприменно сумеет изобразить этот замечательный мир, выразить в рисунках свои чувства и настроения.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по выбранной теме, при этом сделать больший акцент на Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями. С этой целью был разработан проект, были запланированы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентировано на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику. В настоящее время идет опробация проекта на нашей группе. Пока проект реализуется не в полной мере, но идет активное привлечение родителей к жизни детей. Взаимодействие с семьей благоприятно сказывается на моей работе конкретно, и на работе всей группы в целом. Накапливается опыт, выявляются сильные и слабые стороны, для своевременной коррекции. В дальнейшем планирую внедрять свой проект как инновационный во всем детском саду.

Публикации по теме:

Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии. В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
  • Времена года и погода
Автор публикации:
«Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (из опыта работы)
Опубликовано: 10 марта 2014 в 20:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...