«Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (из опыта работы)

Нина Шутова
«Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (из опыта работы)

Обобщающий опыт восп. -образ. работы с детьми по теме:\"Развитие сенсомоторных навыков и творч. способностей у детей средствами изобразительной деятельности"

С каждым годом наблюдается негативная тенденция, которая показывает увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Это проблема не только одного нашего детского сада, но и нашего поселка, и нашего района, и нашей области, всей страны. В век развития компьютеризации и интернета, люди практически перестали читать, разговаривать, писать письма. И эти, так необходимые навыки, не прививаются детям. Я считаю, что развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей благоприятно скажется на развитие речи.

В течение года я наблюдала детей и считаю, что именно эта тема является толчком к развитию, который необходим именно нашим детям. Проведенная диагностика в первой младшей группе показала, что тема развития сенсомоторных навыков и творческих способностей наиболее актуальная.

Результаты проводимой работы в первой младшей группы достаточно высокие. К концу года дети, которые не разговаривали, стали говорить, постепенно пополняя свой словарный запас. Поэтому именно этой работой я продолжаю заниматься во второй младшей группе и для прохождения аттестации выбрала тему: "Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей средствами изобразительной деятельности".

Я считаю, что детям раннего возраста наиболее доступна изобразительная деятельность. Через рисование, лепку, аппликацию они познают окружающий мир. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в белоснежных лошадок, а небо помещается в бутоне цветка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ, описывая смысл изображения, понятный только ему.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как линия, цвет, форма, ритм. Это, порой, происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом.

Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка - это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.

Цель работы - развивать сенсомоторные навыки, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

• Накопление чувственного сенсомоторного опыта, развитие воображения, ассоциативного мышления

• Формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, обоняния, осязания) на основе сенсорных эталонов

• Формирование представлений о цвете, линии, форме, звуке, пространстве и их свойствах

• Формирование способности субъективного восприятия искусства

• Формирование умений реализовывать пережитый опыт в изобразительное искусство, в словесное выражение своих переживаний и ощущений, в выразительное движение

• Воспитание художественного вкуса, эстетического видения

Развитие сенсомоторной координации, являющейся базовым фактором в системе развития, познания и обучения.

Для реализации поставленной цели и задач, я разработала для себя следующие методы:

1. Изучение литературы по данной теме

2. Анализ продуктов деятельности детей

3. Диагностика.

В своей работе я изучала литературу по данной теме, журналы, советы и опыт других педагогов через интернет, на курсах повышения квалификации, на открытых занятиях. Изучение литературы и других материалов подтвердило актуальность выбранного направления в том, что изобразительная деятельность является наиболее "мощным" стимулом для развития сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей в раннем возрасте. Оформила картотеку пальчиковых игр. Сделала многофункциональный дидактический стол, который мы используем как Центр воды и песка, как центр развития мелкой моторики. Наполняемость легко меняется в зависимости от целей и задач на данный период. Постоянно пополняется коллекция природного материала.

В своей работе я активно взаимодействовала со специалистами нашего детского сада.

Для достижения поставленной цели - развивать сенсомоторные навыки, обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи средствами изобразительной деятельности, разработала перспективный план.

В работе с детьми использую методы, которые не требуют от ребят профессионального изображения. Занятия носят развивающий характер, так как акцент ставится не на результате (конечный продукт деятельности ребенка, а на самом процессе его создания.

Наиболее удачными были занятия по рисованию и аппликации с использованием нетрадиционных форм. Некоторые дети боятся, что традиционное задание выполнить не смогут. В отличие от них, нетрадиционные занятия вызывают живой интерес. Дети активно занимаюся, и очень радуются, когда родители замечают их произведения исскуства. Выставки детских работ мы проводим не реже трех раз в неделю. Бывают выставки работ, созданных детьми в свободное время. Дети с удовольствием откликаются на предложения познакомиться с новой техникой рисования, лепки, аппликации. Многие родители отмечают, что дети стали дома много рисовать, лепить, клеить, каждый раз придумывая что-то новое, а потом рассказывают родителям, что у них изображено. Наши родители принимают активное участие в разработке проекта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями. "

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и, как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Я стараюсь использовать любую возможность общения с родителями, одна из первейших задач, установить доверительное отношение с ними. Дети 2-4 лет особо чувствительны к настроению и отношению родителей, самых близких людей, к другим взрослым людям. Поэтому крайне важно завоевать авторитет у родителей, тогда намного проще работать с детьми. Результаты диагностики доводились до сведения родителей.

По данной теме проводила консультации для воспитателей и родителей, изготовила папки-передвижки, проводила совместные занятия и семинары для родителей и детей.

Диагностика показала, что тема актуальна для детей моей группы, хотя в сложившейся в наше время ситуации в целом в стране и в мире, тема актуальна для всех. Просто кажется, что она не так важна, не все отдают себе отчет, насколько жизненно необходимы навыки и способности по данной теме.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к развитию своих способностей, пусть интуитивно, но потихоньку они превращаются в юных исследователей. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки. Приобрели опыт эстетического восприятия окружающей действительности. Они создают новое, оригинальное, проявляю творчество, фантазию, реализуют свой замысел и с помощью взрослых находят средства для его воплощения.

Опираясь на полученные данные, можно с уверенностью сказать, что также необходимо продолжать систематическую, постоянную работу по развитию сенсомоторных навыков и творческих способностей у детей средствами изобразительной деятельности. Вокруг нас чудесный мир цвета, форм, величины, линий, музыки, слова. И развивая свои способности и навыки, ребенок неприменно сумеет изобразить этот замечательный мир, выразить в рисунках свои чувства и настроения.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по выбранной теме, при этом сделать больший акцент на Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями. С этой целью был разработан проект, были запланированы мероприятия, которые позволяют включать родителей в общее интересное дело, что "вынуждает" взрослых вступить в общение с ребенком, которое ориентировано на общее дело: рисунок, поделка, театрализованное представление, подготовка к празднику. В настоящее время идет опробация проекта на нашей группе. Пока проект реализуется не в полной мере, но идет активное привлечение родителей к жизни детей. Взаимодействие с семьей благоприятно сказывается на моей работе конкретно, и на работе всей группы в целом. Накапливается опыт, выявляются сильные и слабые стороны, для своевременной коррекции. В дальнейшем планирую внедрять свой проект как инновационный во всем детском саду.

Публикации по теме:

Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии.Инновационные подходы к коррекции речевых нарушений на основе сказкотерапии. В ходе модернизации системы дошкольного образования сложились принципиально новые условия для развития и обучения детей с нарушениями речи.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Транспорт
Автор публикации:
«Развитие сенсомоторных навыков и творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности» (из опыта работы)
Опубликовано: 10 марта 2014 в 20:43
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...