Лучший педагог года

Обобщающий урок — путешествие по русскому языку для 5 класса «Имя существительное»

Оксана Собко
Обобщающий урок — путешествие по русскому языку для 5 класса «Имя существительное»

Класс : 5 класс

Форма проведения: Путешествие

Тема: Путешествие в королевство Лингвы.

Цели:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-конторольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений);

Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».

Задачи:

Публикация «Обобщающий урок — путешествие по русскому языку для 5 класса „Имя существительное“» размещена в разделах

Предметные: закрепить основы научных знаний об имени существительном; сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи; совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.

Метапредметные: коммуникативные УУД (развить умение логично и правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений); регулятивные УУД (развивать умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.

Технические средства обучения: компьютер.

Ход путешествия.

1. Мотивирование к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в одно необычное место. Предлагаю отправиться в царство грозной королевы Лингвы. В её подчинении находится множество княжеств, таких как Морфология, Орфография, Лексика, Словообразование, Фонетика, Орфоэпия и другие. В княжестве Морфологии живут Имена существительные, Имена прилагательные, Глаголы, Местоимения, Наречия, Причастия, Деепричастия и др. Однажды Лингва обиделась на Имена существительные и задумала их выселить из своего родного княжества. Все жители Морфологии забили тревогу и обратились к нам за помощью. Я предлагаю помочь жителям княжества Морфологии восстановить в правах Имена существительные. Для этого нам необходимо попасть в замок королевы Лингвы.

Для того, чтобы добраться до этого замка, нам предстоит выполнить много заданий, что прислала нам королева Лингва. Но так как мы ребята смелые, мы обязательно справимся с королевой и поможем Имени существительному.

Но прежде, чем отправиться в путь, необходимо проверить нашу готовность к путешествию : багаж знаний и маршрутный лист. На каждой станции нас будет ждать Мудрец, который будет предлагать очередное задание Лингвы.

Ну, так как, вы готовы отправиться в путешествие? Поехали!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии

Наш поезд подошел к границе княжества и к первой остановке. Для того, чтобы перейти границу, нам нужно выполнить следующее задание.

1. Укажите ряд, в котором перечислены только имена существительные :

а) нести, летом, туманы, ребята;

б) звёзды, корзиной, кораблю, песня;

в) луна, румяные, книги, иллюстрация;

г) лекарство, двойка, они, кузнечик.

2. - Ребята, наша остановка – «Е или И?»

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

Задание для 1 команды:

ночевать в палатк_

отказаться от рол_

гостить в деревн_

успехи техник_

достижения в экономик_

сдача продукци_

для развития хирурги_

приборы в космос_

стоять на пристан_

жить на чужбин_

Задание для 2ой команды:

ориентироваться в темнот_

ехать на трамва_

пересказать по памят_

игра на площадк_

отрезок на лини_

побывать на фестивал_

отдыхать на дач_

не замечать времен_

идти по алле_

появиться на небосклон_

Работа осуществляется с последующей проверкой.

- Справились хорошо! Молодцы! Продолжаем наш путь!

3. Укажите существительное без «ь» на конце.

Мощ_,рож_,роскош_, плющ_, доч_.

Работа осуществляется с последующей проверкой.

В глазах любопытство, колеса стучат -

Станция Одушевленности.

Ребята, конечно, слова различат

И разберутся в неопределенности.

- Перед вами, ребята, очередное задание Лингвы:

4. Станция «Одушевлённости».

«Разделите слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы».

Задание для 1 команды:

Укажите ряд, в котором перечислены только одушевленные имена существительные :

а) м_ряки, ц_рю, д_н_завр, студентами;

б) дер_во, г_р_да, кин_фильмом, дру_;

в) к_л_ндарь, мостики, м_льчишками, лето;

г) к_никулы, с_ревнования, сл_ды, ры_ки.

Задание для 2 команды:

5. Укажите ряд, в котором перечислены только неодушевленные имена существительные :

а) друзья, память, недотрога, задачки;

б) сообщение, шорох, гардероб, огоньки;

в) театр, велосипед, юношей, месяц;

г) фонарём, сторож, молодость, трава.

Работа осуществляется с последующей проверкой.

6. Станция «Склонение»

- Ребята, а вот для вас новое задание королевы: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»

Диктант

Степь, лосось, окно, девочка, молодёжь, дядя, старшина, поле, олень, дичь, лазурь, бандероль, шепот, чувство, собака.

А теперь проверим!

Ключ: 3,2,2,1,3,1,1,2,2,3,3,2,2,2,2,1.

- Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца:

7. Станция «Синтаксическая».

Укажите предложение, в котором существительное является сказуемым :

а) Весна играла ручейками, деревьям косы расплела.

б) Книги – спутники всей нашей жизни.

в) Я прислушиваюсь к голосам детворы за рекой.

г) В это утро мы славно поработали.

8. Физминутка

9. Станция «Числовая».

Найдите слова, которые имеют форму только множественного числа.

Слова: ножницы, хлопок, простор, именины, прятки, очистки;

ворота, очки, детство, оттепель, тиски, цирк, радость, чернила.

10. Станция «Родовая».

Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.

Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.

Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.

Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.

11. Станция «Лексикологическая»

Подберите синонимы к существительным.

Танцовщица, доктор, метель, школьник, беда, преподаватель, режим, боец.

Слова для справок: врач, ученик, солдат, пурга, учитель, балерина,

распорядок, несчастье.

Скажу я слово «высоко».

А ты ответишь- «низко».

Скажу я слово «далеко».

А ты ответишь «близко»

Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты «храбрец».

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай «конец».

12. Подберите антонимы к существительным : ложь, горе, утро, здоровье, веселье, вежливость, друг, день,

Слова для справок: правда, болезнь, враг, грусть, ночь, радость, грубость, вечер.

Станция «Разгадайка».

13. Укажите существительное, у которого падеж определён неверно.

По дороге — 1-е склонение, окончание «-е», предложный падеж, начальная форма — дорога. К лесу — 2-е склонение, окончание «-у», дательный падеж, начальная форма — лес. Поляной — 1-е склонение, окончание «-ой», творительный падеж, начальная форма — поляна.

Рефлексия

- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы княжества Лингвы. Она предлагает нам выполнить последнее задание. В случае его выполнения, она готова восстановить в своих правах Имена существительные.

Королева очень обижена на людей за то, что они забыли об одной из жительниц её королевства - Имени существительном, поэтому она и решила, что в этих жителях нет необходимости. Нам, непременно, нужно убедить её в обратном. Для этого мы сейчас вспомним о его особенностях и выполним морфологический разбор имени существительного. Ошибки, допущенные в разборе будут свидетельствовать о том, что необходимо продолжить знакомство с именем существительным как частью речи.

Станция Морфологическая

Сделайте морфологический разбор существительного (I вар. – собач…нка, II вар. – шерст.) :

I. ___

II. Морфологич. признаки:

1. Пост. : ___

2. Непост. : ___

III. Синт. роль - ___

Проверка учителем

Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Бараш. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.

IV. Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение на тему «Существительное – слово удивительное»

Рефлексия. На партах у вас есть смайлики, выберите один соответствующий вашему настроению. Уходя, прикрепите магнитиком к доске. Спасибо за работу на уроке!

Публикации по теме:

Открытый урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «День космонавтики» Тема урока:, День космонавтики! ". Цель урока: Обобщить, закрепить знания представления в мире о первом космонавте Ю. А. Гагарина. Задача.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

План подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку № Содержание Сроки выполнения 1. Подбор необходимой учебной литературы для учащихся. (справочники, адреса сайтов) сентябрь 2. Ознакомить.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 10 классе туркменской школы «Повесть В. В. Быкова «Обелиск» 1. Тема урока : В. В. Быково Повесть:, Обелиск!". 2. Цель урока: а). Обучающая-дать понятие учащимся о содержании повести, о самом писатели.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщающий урок — путешествие по русскому языку для 5 класса «Имя существительное»
Опубликовано: 18 мая 2023 в 19:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД