Папки-передвижки

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение»

Серединская Наталья Евгеньевна
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение»

Тип урока :урок открытия новых знаний.

Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи, развивать навыки синтаксического разбора, навыки работы со словарями; формировать познавательную активность.

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником и словарями, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Публикация «Урок по русскому языку в 5 классе по теме „Определение“» размещена в разделах

Предметные: опознавать определения в предложении, способы выражения определений, использовать в речи предложения с определениями.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Формы работы:

- редактирование текста;

- синтаксический разбор предложения;

Структура урока :

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5) Физ. минутка.

6) Закрепление изученного материала.

7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании (комментирование, выставление оценок за урок.

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня у ребят урок уж очень важный!

Этап изучения нового материала.

Введение в тему и формулирование проблемы урока.

(слайд№1)

Шелестит под ногами сухая трава.

Осень украсила листьями поляны.

Люблю я пышное природы увяданье.

Диалог с классом.

Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов?

Чем отличается второе предложение от первого и третьего?

Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

Задачи:

- узнать, что называется определением.

- научиться находить определение в тексте;

- выяснить, для чего нужны определения

3)Диалог с классом

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения.

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Всё ли мы узнали об определении? (нет)

Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.

Стихотворение

Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?

И волнистою подчеркнуто чертой.

Обозначает признак или явление

И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Этап закрепления нового знания.

1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.

Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?

Выпишите из определения вместе

с определяемыми словами.

. (слайд № 2)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

Физминутка.

Работа в парах. Карточка с текстом.

Подчеркните определения.

Объяснить написание безударной гласной в корне слова. (слайд№3)

Хорошо в …сеннем л…су!

На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.

Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.

Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей

Составьте предложение. (слайд№4)

- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение

жёлтые

- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень

- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр

выстлала

- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение

дороги

- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами

Должно получиться предложение:

Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Творческое задание. (групповая работа)

- Прочитайте текст. (слайд№5)

Наступила (какая) осень. В лесу (какие) деревья давно облетели. Только (какие) берёзки сохранили (какие) листочки. Изредка (какие) лучи (какого) солнца озаряют (какой) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)

Вот вы справились и с 3-ей задачей.

Этап подведения итога урока

-Что мы делали на уроке?

- Как мы изучали новую тему?

– Для чего мы это делали?

Рефлексия.

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке мы научились….

Сегодня на уроке мы узнали…

Сегодня на уроке мы повторили….

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание с объяснением. (Упр. 186. Выучить правило на стр. 86.)

Ход урока.

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный,

Сегодня у ребят урок уж очень важный!

Этап изучения нового материала.

Введение в тему и формулирование проблемы урока.

(слайд№1)

Шелестит под ногами сухая трава.

Осень украсила листьями поляны.

Люблю я пышное природы увяданье.

Диалог с классом.

Какими являются данные предложения по наличию второстепенных членов?

Чем отличается второе предложение от первого и третьего?

Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

Задачи:

- узнать, что называется определением.

- научиться находить определение в тексте;

- выяснить, для чего нужны определения

3)Диалог с классом

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения.

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Всё ли мы узнали об определении? (нет)

Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.

Стихотворение

Отвечает на вопросы ЧЕЙ? КАКОЙ?

И волнистою подчеркнуто чертой.

Обозначает признак или явление

И называется… ОПРЕДЕЛЕНИЕ!

Этап закрепления нового знания.

1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.

Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?

Выпишите из определения вместе

с определяемыми словами.

. (слайд № 2)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

Физминутка.

Работа в парах. Карточка с текстом.

Подчеркните определения.

Объяснить написание безударной гласной в корне слова. (слайд№3)

Хорошо в …сеннем л…су!

На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.

Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.

Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей

Составьте предложение. (слайд№4)

- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение

жёлтые

- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень

- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр

выстлала

- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение

дороги

- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами

Должно получиться предложение:

Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.

Выполнить синтаксический разбор предложения.

Творческое задание. (групповая работа)

- Прочитайте текст. (слайд№5)

Наступила (какая) осень. В лесу (какие) деревья давно облетели. Только (какие) берёзки сохранили (какие) листочки. Изредка (какие) лучи (какого) солнца озаряют (какой) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)

Вот вы справились и с 3-ей задачей.

Этап подведения итога урока

-Что мы делали на уроке?

- Как мы изучали новую тему?

– Для чего мы это делали?

Рефлексия.

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке мы научились….

Сегодня на уроке мы узнали…

Сегодня на уроке мы повторили….

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание с объяснением. (Упр. 186. Выучить правило на стр. 86.)

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 3 классе КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК Количество часов в: Год: 136 часов І семестр: 64 часа ІІ семестр: 72 часа В неделю: 4.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе Тема: «Фразеологизмы» Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма;.

Открытый урок по русскому языку в 7 классе коррекционной школы по теме «Однородные члены предложения» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №14 п. Надвоицы.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Промежуточная проверочная работа по русскому языку в 4 классе Промежуточная аттестация по русскому языку 4 класс. Спецификация контрольной работы по русскому языку для проведения промежуточной аттестации.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Тест по русскому языку по теме «Парные по глухости-звонкости во 2 классе по УМК «Школа России» 1 вариант 1. Укажи парные звонкие согласные. 1) Б, В, Г, Д, З, Ж 2) П, Ф, К, Т, С, Ш. 2. Не совпадают согласные звуки и буквы: 1) На конце.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение»
Опубликовано: 14 января 2019 в 14:19
+109Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД