Папки-передвижки

Обобщение опыта работы старшего воспитателя Нестеровой Л. Ю. По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»

Любовь Нестерова
Обобщение опыта работы старшего воспитателя Нестеровой Л. Ю. По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»

Хочется начать свое выступление со слов Серафима Роуза: «Опасная и роковая вещь- лишать ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают… возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.»

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

Публикация «Обобщение опыта работы старшего воспитателя Нестеровой Л, Ю, По теме: „Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ“» размещена в разделах

Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Одним из направлений детского сада является духовно-нравственное воспитание детей. Мною была разработана парциальная программа по духовно-нравственному воспитанию, которую я реализую на кружковых занятиях с детьми 5,6,7 летнего возраста. Кружок называется «Наши истоки».

При разработке концепции программы я опиралась на цели духовно-нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания – чувства прекрасного, стремления к самопознанию, чувства доброты и сострадания, радости и восхищения.»

Поэтому главной целью программы является создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, и воспитания готовности следовать им.

По своей направленности программа является светской. В соответствии со ст. 14 Закона Р. Ф. «Об Образовании она включает требования интеграции личности, как в мировую, так и в национальную культуру.

Программа построена в соответствии с личностно-ориентированны подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить её единством с современными программами дошкольного образования. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения программа предполагает использование богатого опыта русского православия.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач я выделила следующие:

-формировать первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа;

-возражать православные народные традиции;

-знакомить с историей православия;

-помогать родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей;

-знакомить с достоянием предков, которое поможет вырасти личностями, сознающими свою сопричастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа;

-повышать познавательную активность;

-воспитывать достойного человека, будущего гражданина России.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемо частью души ребёнка, началом порождающем личность.

Я включила в программу следующие разделы:

1. Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.

Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Особые задачи при знакомстве с русской литературой – воспитание эстетического вкуса и любви к русской речи.

2. Знакомство детей с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда.

Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа

3. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства;

4. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством.

5. Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, часы развлечения, народные традиции. В них собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времени года, погодными наблюдениями, поведением птиц, животных, растений. Причём эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём его многообразии. Это такие народные праздники. Как: «Сытник», «Город мастеров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Вербное воскресенье», «Троица» и другие.

6. Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык.

7. Знакомство детей с притчами, главами книги «Детская библия» несёт в себе духовное начало. (И не случайно кружковые занятия называются духовно – нравственными.) Христианские заповеди: не убий, люби ближнего своего, не лги, неси добро людям не наносит вреда, в них основы нравственности.

Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний чувств. И побудило меня к составлению данной программы по духовно – нравственному воспитанию.

Программа представляет собой интегрированный курс, который обеспечивает взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей : формированием экологического мышления, краеведения, основами логического мышления, культуры межличностных отношений, художественно- эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

1. Блок.

«В гостях у природы» (экологическое)

Приметы, пословицы, поговорки.

2. Блок.

«История древней Руси» (патриотическое воспитание)

Культура, обычаи и традиции русского народа.

3. Блок.

«Знакомство с православной литературой»

Легенды, библейские рассказы, притчи, были и т. д.

Для реализации программы я использую методы: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы использую во время:

• Чтения рассказов

• Экскурсий в музеи

• Наблюдений

• Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов

• Экскурсий

Словесные методы в процессе:

• Чтения литературных произведений

• Чтения стихотворений детьми, воспитателем

• Бесед, обобщающих рассказов

• Загадывание загадок

• Рассматривание наглядного материала

• Разбора житейских ситуаций

• Проведение викторин, досугов

Практический метод использую при:

• Организации продуктивной деятельности (лепка, роспись народных игрушек)

• Изготовление пособий для занятий, праздников, сувениров для родителей

Использую следующие формы работы с детьми :

• Кружковые занятия, беседы, обыгрывание ситуаций духовно – нравственного содержания

• Все виды художественно творческой деятельности детей

• Проведение совместных праздников

• Экскурсий, целевых прогулок

• Организация выставок

• Творческие вечера

Таким образом в программе прослеживается несколько направлений:

1. Духовно – образовательное (занятия, беседы)

2. Воспитательно–оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, прогулки)

3. Культурно-познавательное (встречи, экскурсии, концерты)

4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Особое внимание уделяю работе с родителями :

Апробированы следующие формы работы с родителями :

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Лектории

• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы : информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы

• Индивидуальная работа с детьми

• Совместные праздники

Работая по программе «Духовно-нравственное воспитание», мы убедились, что она формирует умение понять другого человека, принять его таким, каков он есть, учит жить в согласии с собой и свое совестью, развивает чувство достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

В настоящее время я продолжаю разрабатывать наглядные пособия, приобретать литературу.

В своей работе, кроме накопленной литературы, я использую программу «Наследие» (Е. Соловьёвой) – журнал «Дошкольное воспитание»№ №11,12 –97год., №1,2,3,-98год. И программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева и Маканева. Они дополняют и обогащают мою программу прежде всего практическим материалом и отвечают идейной направленности.

Чтобы программа выполнялась я создала предметно-развивающую среду: в методическом кабинете создан уголок народного творчества, где собраны образцы народно-прикладного искусства, разные виды росписи, глиняные, деревянные игрушки, куклы в русских народных костюмах. Вот уже 5 лет существует музей «Русская изба». Музей способствует гражданско-патриотическому воспитанию детей. Экспонаты музея (вышивки, кружева, предметы быта) помогают преумножать всё без исключения: сотрудники д/с, родители.

Все занятия с детьми проходят в музее – на деревянных лавочках. Дети погружаются в мир далёкой старины и лучше понимают и чувствуют то, о чём я им говорю.

Провожу диагностику усвоения детьми знаний о истории и культуре русского народа

Главный результат, на который весь наш коллектив надеется, заключается в усвоении ребё нком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Обобщала опыт работы :

• На базе д/с «Сказка», на районном семинаре по теме : «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиции русского народа» в 2011г.

• Выступала на метод объединении работников дополнительного образования о работе кружка «Наша истоки» на базе д/с «Алёнушка»

• Защитила выпускную работу в Саратовском региональном центре Федерации Интернет Образования по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиции русского народа» в 2012г.

Хочется добавить, что духовно-нравственное воспитание требует гибкого, тонкого подхода. И закончу своё выступление словами Н. И. Пирогова:

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира.

Результатом понимания должно стать поведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды».

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»Презентация «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы старшего воспитателя Нестеровой Л. Ю. По теме: «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ»
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 22:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД