Папки-передвижки

Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ» (1 фото)

Наталья Павлова
Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ»

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Мини-музеи в детском саду позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, исследовательской деятельности, игр, служат хорошим иллюстративным материалом ко многим литературным произведениям. Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы, воображение, интеллект, эмоциональную сферу. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Публикация «Обобщение опыта „Создание мини-музея в условиях ДОУ“» размещена в разделах

Основная функция мини-музея - образование и воспитание. В музее главное - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества, совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка. Содержание мини-музея в детском саду, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.

Тематика музеев может быть очень разнообразной.

В нашей группе это мини-музей «Хочу все знать и измерять».

Экспозиция мини-музей представлена по разделам:

1. Время: часы, календари.

2. Длина.

3. Температура.

4. Вес.

Профиль музея – исторический, естественнонаучный, познавательно-исследовательский. (Так как, мы знакомим с историей возникновения измерительных приборов, экспонаты имеют исторический характер, знания даются естественнонаучные, но доступные для понимания детьми, так же дети имеют возможность использовать их для исследовательской деятельности).

Жанр музея: музей – экспозиция, музей – лаборатория, музей – игротека.

Цель создания :

1. Это обогатить воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и родителями. Вовлечь родителей в музейное дело, сделать их активными участниками творческого музейно-педагогического процесса, а главное, сблизить с детьми как с равноправными партнерами.

2. Формировать у детей представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества, бережное отношение к музейному предмету.

3. Познакомить с историей возникновения и историей создания измерительных приборов. Способствовать развитию познавательных способностей и исследовательских умений и навыков по разделам: время, длина, вес, температура.

Экспозиции нашего мини-музея помогают понять, что такое измерительные приборы, как они выглядят, как называются, знакомит детей интересными историческими фактами. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Экспонаты нашего музея – «учебные пособия», которые можно трогать, изучать, с ним можно поиграть. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. Экспонаты служит не только иллюстрацией к рассказам педагога, но и помогает детям использовать полученные знания на практике - измерять с помощью разнообразных мерок окружающие предметы и даже друг друга, определять время, вес, температуру воздуха и т. д.

Всю работу, предшествующую созданию мини музея можно разделить на несколько этапов: подготовительный (планирование мини-музея, практический (создание мини-музея, деятельный (функционирование мини-музея).

Подготовительный этап:

1. Знакомство с принципами функционирования мини-музея. - Изучили методическую литературу по музейной педагогике. За основу взяли автора Рыжову Н. А. «Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями».

2. Выбор темы мини-музея. - Тему выбрали, исходя из того, что дети старшего дошкольного возраста, и она тесно перекликается с программой по формированию элементарных математических представлений. Кроме того, детям труднее всего даются временные представления, а экспонаты раздела «Время», как раз, помогут усваивать необходимые знания.

3. Определение места размещения мини-музея. - Решили, что это будет групповая комната, так как воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр.

4. Планирование экспозиций. - Определили содержание экспозиции: продумали, какие материалы пригодятся, в какой последовательности и какие экспонаты будем выставлять.

5. Выбор дизайна оформления мини-музея.

6. Работа с родителями. - Провели родительское собрание о значении музейной педагогики для развития детей, обсудили возможность формирования экспозиции на данную тематику.

Этап реализации:

1. Подбор и размещение экспонатов. - Сотрудники, родители принесли экспонаты для музея, приняли участие в изготовлении дидактических пособий. В состав экспонатов мы включили как предметы, так и их изображения (иллюстрации). Разделы дополнили макетами, играми, дидактическими пособиями, энциклопедиями, материалами для практической деятельности, подобрали художественную литературу на тему.

В мини-музее выделили уголок самостоятельной деятельности, где детям предоставляется возможность играть, экспериментировать, создавать своими руками экспонаты.

Экспонаты мы разместили по разделам.

Раздел «Время» - Подразделяется на часы и календари.

Здесь представлены «Природные часы» - экспонаты служат иллюстрацией тому, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов с помощью солнышка, петушка, цветочных часов.

«Часы, которые изобрел человек» - Эта часть экспозиции знакомит детей с эволюцией приборов, показывающих время: от солнечных, водных, огневых, песочных до современных, механических, кварцевых, электронных и даже атомных часов.

Подраздел «Календари» помогает понять, как измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки – неделя, месяц, год. Здесь представлены как предметы, так и разные модели, макеты, схемы: вращения Земли вокруг Солнца (формирует понимание, что такое год); Земли вокруг своей оси (формирует понимание, что такое части суток); макеты: «Круглый год», с помощью которого дети понимают и запоминают, как складывается год из дней, недель, месяцев; дни недели; «Времена года»; магнитный календарь природы; коллекции разных календарей: отрывные, перекидные, плакаты, карманные.

В разделе «Длина» находятся материалы, с помощью которых можно измерять длину: это разнообразные линейки: школьные (деревянная, пластмассовая, треугольник, металлическая складная, рулетка, портновский сантиметр, ростомер; иллюстрации с изображением старинных мер длины; коробочка с разнообразными мерками (карандаши, кирпичики, кубики и т. п.); коробка с лентами, тесьмой, кружевами разной длины для измерения.

В Разделе «Температура» в качестве экспонатов использовали муляжи, макеты и игрушечные термометры, т. к. настоящие приборы являются источником повышенной опасности.

Рядом с ними расположили альбом с изображениями разнообразных измерителей температуры.

Раздел «Вес»

Эта часть экспозиции предоставляет ребенку условия для самостоятельных действий, т. к. представление о «весе» дошкольники лучше всего усваивают в процессе исследований.

Это настоящие и игрушечные весы, гири, наборы предметов для взвешивания.

Материалы для самостоятельного изготовления весов (покатый камушек, дощечка, в качестве гирек — камешки разной величины).

Все экспонаты нашего мини-музея размещены на разных уровнях - вертикальном и горизонтальном.

Экспонаты размещены сверху вниз по истории происхождения и создания людьми.

2. Оформление паспорта мини-музея. – Обозначили сведения об авторском коллективе, экспонатах, профиле, жанре мини-музея. Определили тематический план работы и перспектива развития мини-музея.

3. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея. - Это будут традиционные занятия по ознакомлению с историей возникновения измерительного прибора, самим прибором и т. д. проведение досугов, игр-путешествий, исследовательская и самостоятельная деятельность.

4. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.

5. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея :

С такой тематикой:

«О музеях» - познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают, с музейными профессиями.

«В гостях у времени» - для знакомства детей с историей часов.

«Измерение длины» - знакомство с единицами измерений, с измерительными приборами.

«Что такое время» - знакомство детей с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «месяц», «год».

«Почему бывают зима и лето» - Дать представление о зависимости смены времени года от положения земли, по отношению к солнцу. Познакомить с новыми понятиями: ось земли, Северное и Южное полушарие, экватор, Северный полюс, Южный полюс и дать им определение.

Знакомство с «Термометром», «Компасом».

«Путешествие в лабораторию весовых измерений».

«День и ночь – сутки прочь».

6. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музее составляли, придерживаясь содержания образовательной программы ДОУ по познавательному развитию. Так же учитывались основные принципы дидактики: воспитывающего обучения, развивающего обучения, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, научности, гуманизации и демократизации, связи обучения с жизнью, учета индивидуальных особенностей.

Закончив этап реализации, приступили к деятельному этапу – т. е. функционированию мини – музея :

1. Провели обзорную экскурсию-презентацию, во время которой познакомили детей с музеем, разделами музея, экспонатами.

Совместно с детьми мы определили правила поведения в нашем музее:

1. В нашем музее многие экспонаты можно трогать руками!

2. Нельзя мешать другим детям.

3. Экспонаты нельзя ломать.

4. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.

5. Если тебе что-то непонятно, задавай вопросы.

6. Можно пополнять музей новыми экспонатами.

2. Работа с детьми проводилась в форме занятий – экскурсий, бесед, исследовательской деятельности, игр-путешествий, чтение литературы (например детям очень понравились рассказы В. Драгунского из книги «Денискины рассказы», «Сказка про время» Т. А. Шорыгиной, «Старик-Годовик» В. Даля, а для закрепления полученных знаний – продуктивной деятельности, где ребята самостоятельно имели возможность выразить свои впечатления об увиденном и услышанном материале, воспроизвести своими руками следующий экспонат для музея).

В музее детей больше всего привлекают, конечно, настоящие вещи, которыми пользуются взрослые, приборы взвешивания, измерения длины, времени, температуры. Поэтому, помимо организованной деятельности, дети имели возможность самостоятельно изучать экспонаты музея: измерять, взвешивать и т. д.

Если дети хорошо сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея мы предлагали самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.

То, что дети узнавали в мини-музее, на занятиях, мы использовали при организации наблюдений на экологической тропе детского сада. Практически, каждая остановка перекликается с нашей темой.

Например: «Из прошлого в настоящее» - Как люди узнавали время, когда еще не было часов?

В «Уголке леса» и на «Солнечной полянке» мы наблюдали сменяемость времен года, частей суток, обращали внимание на изменения в жизни живой природы в зависимости от времени года, температуры, погоды и т. д.

На метеоплощадке мы так же могли встретить измерительные приборы: барометр, анемометр, термометр, гигрометр, дождемер. На макете термометра дети самостоятельно выставляли температуру воздуха.

На экологической тропе у нас имеются разные виды часов: солнечные, аналемматические, этим летом у нас так же была экспериментальная площадка «Цветочные часы» - Мы задались вопросами: Как можно узнать время по растениям? Можно ли на территории детского сада вырастить «цветочные часы»?

На теневом навесе для наблюдений «Солнечный лучик», на макете часов дети могли самостоятельно выставлять время; макет «Роза ветров», «Ель», «Муравейник» помогали ориентироваться с помощью уже знакомого компаса в сторонах света.

Вывод:

Мини-музей стал эффективной формы работы не только с детьми, но и с их родителями. Данная работа позволила вовлечь родителей в жизнь группы, сделать их активными участниками музейной педагогики, сблизить с детьми.

Использование музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ, а особенно мини-музей «Хочу все знать и измерять», создает хороший фундамент для математического развития дошкольников, на основе, которой будет осуществляться подготовка к усвоению школьной математики.

В перспективе, мы планируем расширить работу в данном направлении:

Привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея.

Пополнить фонды музея новыми экспонатами, представляющими интерес.

Дополнить подборку электронных материалов по теме музея: видеофильмы, презентации, фотоматериалы.

Провести экскурсии для детей других групп.

Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ»
Публикации по теме:

Создание мини-музея в группах детского садаСоздание мини-музея в группах детского сада Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком.

Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ»Проектная деятельность «Создание мини-музея в ДОУ» Актуальность Создание мини-музея в ДОУ является весьма актуальной темой, так как в первую очередь решается одна из главных задач педагогического.

Фотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском садуФотоотчет. Создание мини-музея «Займище» в детском саду нтересной формой знакомства детей с родной культурой в дошкольном учреждении является создание мини-музеев. В любом возрасте дети задают.

Мастер-класс «Модель создания мини-музея в условиях ДОУ» Тип мастер-класса: Комбинированный. Вид мастер-класса: беседа, практическая работа. Цель: повышение компетентности педагогов в использовании.

Проект «Создание мини-музея в ДОУ»Проект «Создание мини-музея в ДОУ» Подготовили: Минкина В. И., Лобанова Т. Н. Проект: Создание мини - музея в ДОУ Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный, познавательный,.

Обобщение опыта по теме «Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС ДО» Обобщение опыта по теме «Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС ДО»[/b] Одной из целей Федерального государственного образовательного.

Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО» Введение. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать….

Создание мини-музея промыслов и ремёсел УралаСоздание мини-музея промыслов и ремёсел Урала В нашей подготовительной группе мы с детьми и родителями создали мини-музей "Промыслов и ремёсел Урала". Но прежде я провела с детьми серию.

Создание мини-музея «Русская изба» Свою работу я начала с детьми подготовительной группы, когда в детском саду был объявлен конкурс: «Мини-музея». Меня очень заинтересовала.

Создание мини-музея в группе дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №233 «Березка» Создание мини- музеев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Создание мини-музея в условиях ДОУ»
Опубликовано: 7 января 2018 в 15:18
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД