МААМ-картинки

Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО»

Наталья Ермолаева
Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО»

Введение.

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан … обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Публикация «Опыт работы „Организация мини-музея в условиях ДОО“» размещена в разделах

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в маленьком провинциальном городе, где размещено очень мало музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.

Задачи:

• Изучить теоретические основы музейной педагогики;

• Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении;

• Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини-музея «Хлеб – всему голова» в дошкольной группе.

1. Теоритические основы музейной педагогики.

Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы вместе с ребятами и родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

2. Практический этап.

Затем, следуя своей модели, начали создавать мини-музей «Хлеб – всему голова» в групповой комнате. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа разработали вместе с детьми содержание экскурсий по своему музею, темы бесед, причем сами ребята предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своем мини-музее.

3. Работа мини-музея, приглашение детей из других возрастных групп детского сада. Подведение итогов.

Тематика мини-музеев может быть различной. В нашем детском саду организованы мини-музеи :

«Музей культуры и истории народов Башкортостана»;

«Музей хлеба»;

«Русская кукла»;

«Чудо-дерево»;

«Мир транспорта»;

«Загадки космоса».

Тематика мини-музеев нашего ДОУ направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов нашей Родины, с историческими и памятными местами. Мини-музеи способствуют развитию речи; формированию представлений об историческом прошлом, связи со своими предками.

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (игры-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большого вниманиязаслуживает идея подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях (Приложение 1). Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль мини-музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

2. Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Доступность.

Наглядность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Для организации работы мини-музея педагоги нашего ДОУ используют такие формы организации работы с детьми :

I. Ежедневные:

- коллекционирование вместе с детьми;

- создание мини-музея.

II. Еженедельные:

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры

- игры-развлечения («Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука» и т. д.)

- игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар»).

- интеллектуально – творческие игры («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»).

- игры – эстетические упражнения («Закрась поднос», «Закончи узор»);

- заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т. д.).

- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

III. Периодические:

- проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея). (Приложение 2).

Цель создания мини-музея ДОУ : подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение родителей и детей и к музейному искусству.

3. Создание мини-музея «Хлеб – всему голова» в дошкольной группе.

Работу по созданию мини-музея в группе мы начали с анкетирования, опроса родителей с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе. После проведенных бесед с детьми и родителями было решено в нашей группе, организовать мини-музей «Хлеб – всему голова».

Целью организации музея стал анализ наблюдений за детьми, анализ уровня сформированности у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре.

Созданию мини-музея повлияла проблемная ситуация: дети не имеют представления о хлебе, как продукте труда многих людей, о взаимосвязи этого продукта с общезначимой жизнью, с национальным государственным самосознанием. Исходя из этих направлений, выделились цели:

-воспитание патриотичности и национального самосознания детей;

-уважение к труду взрослых;

-воспитание бережного отношения к продукту;

-формирование предпосылок проектно-исследовательской деятельности.

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов и привнесение новых. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

Работа в мини-музее «Хлеб» тесно связана со многими сторонами жизни в дошкольном учреждении. Здесь проходит и знакомство с производством хлеба, и непосредственно образовательная деятельность по рисованию, конструированию, и экспериментальная и исследовательская деятельность, и тесная работа с родителями, и приобщение к миру прекрасного через музейное восприятие окружающего.

Очень интересно и познавательно были организованы опыты и эксперименты по проращиванию зерна. Опыт назывался «Вершок и корешок» или опыт с дрожжами – «Почему хлеб пушистый?». В рамках работы в музее запланирован проект «Береги хлеб».

Совместная деятельность в мини-музее особенная, она сопровождаются интересными событиями, которые поучительны для детей. Дети узнают о разных видах хлеба у разных народов, о правильной сервировке и о правильном употреблении некоторых видов продуктов, о значении пословиц и поговорок о хлебе у разных народов, и многое другое.

Мини-музей стал для нас источником вдохновения. Вместе с детьми изготовили макеты хлебного поля, меняем его экспозицию согласно времени года.

При правильной постановке работы в музее, он становится своеобразной образовательной зоной, где не требуется специально привлекать детей, их увлекает сама созданная среда музея.

Гостей нашего мини-музея встречает всем известный герой – веселый Колобок. На сегодняшний день в нашем музее собраны картины художников, посвященных хлебу, воспевающих труд хлебороба. Это картины Васнецова, Яблонской, Шишкина, Савицкого и др. Художественная литература, подборки стихотворений, пословиц, загадок о хлебе, о труде. Собраны коллекции зерна, несколько сортов муки и мучных изделий, поделки из соленого теста. Подобраны виды техники, которая помогает в уборке зерновых культур: трактор с плугом, грузовая машина, специализированная машина «Хлеб». Разработано несколько тематических экскурсий, бесед.

Заключение.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создаются мини-музеи. В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников.

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре своего народа и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Литература

1. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. Мирмузея. - 2005.

2. Медведева Е. Б., Юхневич М. Ю. Музейная педагогика как

новая научная дисциплина - 1997.

3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. /

Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. - 2006.

4. Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. Мини-музей в детском саду. — М. : Линка-пресс, 2008.

5. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. — М. : Изд-во РИК, 2001.

Публикации по теме:

План работы мини-музея «Галактика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 43 «Янтарный.

Музейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДООМузейная педагогика как средства воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музеев в ДОО Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини – музеев в ДОО) Воспитатель МАДОУ №26.

Опыт работы НОД по конструированию в условиях ФГОС ДО Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Стратегические изменения, происходящие в связи с.

Опыт работы «Творческое взаимодействие ДОО и семьи в разностороннем развитии ребенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 ст. Ясенская муниципального образование Ейский.

Организация логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях ДОО комбинированного вида Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ (групп) для детей с нарушениями речи, далеко не все нуждающиеся дошкольники попадают.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Организация мини-музея «Тряпичной куклы»Организация мини-музея «Тряпичной куклы» Календарно-тематическое планирование воспитания и развития детей старшей группы 7 вида на идеях народной педагогики. Лексическая тема. «Детский.

Организация здоровьесберегающего пространства в ДОО (из опыта работы) Организация здоровьесберегающего пространства в средней группе СЛАЙД 1 В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени.

Планирование работы мини-музея музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант» Положение о мини-музее музыкальных инструментов «Сверчок-музыкант»Общее положение. 1. Мини-музей музыкальных инструментов в ДОУ является.

Тематический план работы мини-музея «Колокольчик» План работы мини-музея «Колокольчик» 1 «Колокольная Россия Познакомить детей с народными традициями, связанными с колоколом\r\nРазвивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация мини-музея в условиях ДОО»
Опубликовано: 14 октября 2017 в 12:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД