Получи документы

Обобщение педагогического опыта «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»

Заздравных Галина
Обобщение педагогического опыта «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»

Тема: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников».

Автор: Заздравных Галина Николаевна

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагога на физическое развитие, которое включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных видов движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников“» размещена в разделах

В современном обществе огромное внимание уделяется физическому развитию детей, и укреплению их здоровья. Именно в детстве закладывается основа личности. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровое поколение – основа любого государства, именно поэтому выбранная мною тема работы является актуальной.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку, как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.

Процесс содержания дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации педагогического процесса, ориентирует на поиск конструктивных форм взаимодействия и внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста и опирается на основные принципы ФГОС, где одним из вопросов является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка». Игра как ведущая деятельность дошкольника является основой для всего его развития. В игре дети формируют и закрепляют все необходимые навыки и умения, приобретают жизненный опыт, а подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений и укрепления всего организма в целом. Именно поэтому, ориентируясь на основополагающие принципы ФГОС, я работаю в данном направлении.

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту.

«Детская игра - это не забава». П. Ф. Лесгафт любил повторять это выражение, так как видел в игре детей своеобразную форму деятельности, при посредстве которой они готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра - это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

Игра - это работа детей. В ходе игры малыши всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Но сама по себе игра, которая не контролируется педагогом, не приносит ожидаемых результатов. Главная роль здесь отводится педагогу, который должен целенаправленно, используя научный подход, подбирать комплекс подвижных игр.

Одним из главных значений подвижной игры является физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, потому что игра - это единственный, не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий. Во время формирования комплекса подвижных игр, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к занятиям физической культурой.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.

Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные, разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, передвижениях, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счете.

Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывается на ярких игрушках, прибаутках, потешках, играх забавах, связанных с первоначальными движениями малыша. Бытовали народные игры с двигательным содержанием, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор представляет художественную прелесть, воспитательное значение и составляет ценнейший, неповторимый игровой фольклор. По мнению К. Д. Ушинского, особую воспитательную роль играют коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общения, завязывающие «первые ассоциации общественных отношений».

Игра определяется Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. В игре развивается собственная инициатива ребенка, и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра должна иметь определенную цель, а формы игры отвечать этой цели. Необходимо чтобы игры соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия».

Игра является средством формирования личности ребенка. Эмоции, возникающие в игре – это оздоровительный компонент. Радость одно из обязательных условий игровой деятельности, без которой игра теряет для детей свой смысл.

Подвижная игра одно из важных средств, всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность это воздействие на организм и на все стороны личности ребенка; в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, эстетическое и трудовое воспитание.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели, способствуя развитию самостоятельности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением трудностей и препятствий, укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, достижение цели, веру в свои силы.

Подвижные игры являются средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своей форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.

Поэтому, работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей, я считаю, должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой, а двигательно-игровая деятельность - это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей в любой игровой деятельности, благотворно влияющими на психику ребенка.

Работая в детском саду, я поняла, что одной, из наиболее оптимальных форм организации деятельности в процессе физического воспитания, является подвижная игра. Размышляя на эту тему, пришла к выводу, что нужно найти подход к занятиям по физической культуре именно в этом направлении.

Считаю работу в этом направлении интересной, перспективной, дающей возможность направить свою деятельность на решение актуальных задач обучения, воспитания, развития ребенка.

Цель моей работы:

Создание комплексной системы работы с детьми, направленной на развитие физических качеств и укрепление здоровья дошкольников, формирование стойкого интереса к занятиям по физической культуре.

Задачи:

- Создать благоприятные условия для воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

- Познакомить детей с различными видами подвижных игр в рамках их возраста;

- Формировать представление детей о здоровом образе жизни;

- Составить педагогические рекомендации по работе с подвижными играми для воспитателей и родителей.

Обобщение опыта.

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить здорового, физически развитого человека, готового к этим открытиям. Процесс обучения новым видам движений очень трудоемкий для детей дошкольного возраста, а малыши тем временем нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду наиболее интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Тут и приходит нам на помощь подвижная игра, которая помогает обучать ребенка основным видам движений, так, чтобы он об этом даже и не догадывался.

Моя педагогическая идея состоит, в организации двигательной активности детей в течении всего дня с помощью подвижных игр. Особое значение имеют они для увеличения физических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. С помощью подвижных игр я намерена решать образовательные, воспитательные и оздоровительныезадачии создавать в процессе игры благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования их нравственных качеств, а также привычек и навыков здорового образа жизни.

Для реализации идеи требовалось выполнить следующие условия:

1. Создание необходимого пространства, позволяющего выполнить все условия игры.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3. Включение подвижных игр в режимные моменты дня, а также в проекты недели, месяца, итоговые мероприятия.

4. Использование подвижных игр, способствующих развитию речи детей, увеличению их знаний в других областях развития, а так же для обогащения их собственного двигательного опыта.

5. Организация досуговых мероприятий, праздников при участии родителей.

6. Для детей старшей и подготовительной к школе групп, проявляющих наибольший интерес к занятиям физической культурой, организован кружок, а так же мною были составлены рекомендации по организации подвижных игр для родителей и воспитателей. Соответственно возрасту детей для младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Это можно проследить в приложении.

Результативность опыта.

Работая в данном направлении, совместно с воспитателями групп и родителями мы получили следующие результаты.

1. Повысился интерес детей к занятиям по физической культуре.

2. Значительно повысились показатели развития у детей таких физических качеств как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.

3. Значительно расширился двигательный опыт детей, необходимый им для овладения основными видами движений.

4. Дети научились находить общий язык, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам.

5. У многих детей начала активно проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

6. Дети старшего дошкольного возраста научились самостоятельно организовывать подвижные игры.

Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: М. Горький, А. С. Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности. Большое значения игре предоставлял выдающийся специалист в деле физического развития детей П. Ф. Лесгафт, считая, что она есть упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Важнейшей чертой подвижных игр является комплексный характер их взаимодействий на моторную и психическую сферу детей, на функции организма, на проявление двигательных, волевых, интеллектуальных и моральных качеств. Подвижные игры вовлекают в активную работу почти все мышечные группы, положительно влияют на работу внутренних органов и систем. Одной из важнейших сторон подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на развитие физических качеств, а так же влияние на формирование двигательных умений и навыков детей. Подвижные игры включают все основные виды движений ходьба, бег, прыжки, метание и др. развивают физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, и поэтому на протяжении многих лет подвижные игры служили главным средством физического воспитания детей. Великий французский педагог и мыслитель Жан Жак Руссо отводил важную роль играм как эффективнейшему средству педагогического воздействия.

С целью определения влияния подвижных игр на уровень физического развития детей мною уже третий год проводится мониторинг. Количество детей, участвующих в диагностике, составляет 16 человек.

В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненковой Э. Я.

Тестирование включало следующие задания:

- Бег на скорость 30 м. (с)

- Прыжки в длину с места

- Прыжки через короткую скакалку

- Равновесие (стоя на одной ноге на скамейке в течение 1 минуты).

- Ползание по гимнастической скамейке на спине, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.

- Лазание по гимнастической стенке

- Отбивание мяча об пол, стоя на месте

- Отбивание мяча об пол с продвижением вперед

- Метание на дальность правой и левой рукой

- Лечь и сесть без помощи рук 10 раз

- Повороты

В течение 2015 – 2016 года диагностика проводилась два раза – в конце сентября и середине мая. За первый год получила следующие результаты: 3 детей имеют высокий уровень физического развития, 9 - средний и 4 - низкий. Анализируя полученные результаты, сделала следующие выводы. Основная часть группы имеет средний уровень физического развития, это говорит о том, что в основном дети ведут активный образ жизни и у них сформировался достаточный для их возраста двигательный опыт. Но есть и дети показавшие результаты, которые позволили мне говорить о их низком уровне физического развития. Опираясь на данные результаты, я весь следующий год планировала и строила свою работу

В течение следующего 2016 – 2017 года работы было проведено вторичное тестирование детей по тем же параметрам, исследование показало, что уровень физического развития детей улучшился по всем показателям. В итоге 5 детей показали высокий уровень физического развития, 9 – средний и 1- низкий. В этом году работа по данному направлению продолжается, созданы картотеки подвижных игр для каждой возрастной группы. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий в начале и конце работы показал снижение количества детей с низким уровнем физического развития и увеличение количества детей с высоким уровнем физического развития. Эти изменения отражены в таблице № 1.

Таблица№1.

Данные исследования уровня физического развития детей на 2015 – 2017 год

2015-2016 год 2016-2017 год Динамика

Высокий уровень

18,8% 31,3% 12,5%

Средний уровень

56,3% 56,3% 0

Низкий уровень

25% 6,3% 18,7%

Заключение.

В общей системе образовательной работы дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует двигательную деятельность детей.

Таким образом, можно сказать, что использование в практике работы по физическому воспитанию подвижных игр, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания и оказало положительное влияние на состояние здоровья и динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям по физической культуре.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Обобщение опыта на тему: «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности,.

Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Балтай» Балтайского муниципального района Саратовской области.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Толстова Светлана Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №25 станицы.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста» В настоящее время в системе образования цель воспитания формулируется ка помощь личности в разностороннем развитии. Согласно федеральным.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Отчет по самообразованию за 2017 год «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в.

План по самообразованию инструктора по ФИЗО «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка» План по самообразованию. Инструктора по ФИЗО: А. С. Исраиловой. «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребёнка. " : Теме "Роль.

Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей»Обобщение опыта работы «Роль музейной педагогики и проектной деятельности в развитии и воспитании детей» Актуальность Актуальность использования элементов проектной деятельности и музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что их средства.

Самообразование «Использование народных подвижных игр в физическом воспитании дошкольников» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ» Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 18:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД