МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта работы

Елена Гринюк
Обобщение педагогического опыта работы

Педагогическая деятельность осуществляется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 41 «Подснежник». Дошкольное учреждение расположено в жилой зоне, в непосредственной близости от него находится МБОУ СОШ № 21, станичный рынок, сельская администрация, ДК ст. Анапской. В детском саду функционируют 5 групп общей наполняемостью 167 детей.

Публикация «Обобщение педагогического опыта работы» размещена в разделах

Актуальность опыта. Очень часто в наше время звучат приятные, тё плые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жё сткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.

Невозможно переоценить роль традиций в духовно- нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народа, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Обращение к опыту педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на обнове морального выбора. При разучивании и исполнении традиций и обычаев я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке наиболее эффективных форм знакомства детей с традициями и обычаями, составлении серий непосредственно образовательных деятельностей, которые отражены в календарном и перспективном планировании. Работая по основной программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», 5-8 минут я уделяю внимание темам отечественных традиций, региональному компоненту, фольклору.

Цель: Обеспечить своевременную успешную социализацию дошкольника в условиях окружающей его среды путем введения в традиционную народную культуру.

Задачи:

1. Охрана жизни и укрепление психофизического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие духовно- нравственных качеств личности: доброта, любовь, милосердие, почитание, уважение.

2. Воспитание основ национального самосознания и патриотизма: любовь к малой и большой Родине.

3. Разработка методики реализации : подбор наглядно-дидактического материала, составление перспективных планов, диагностических методик.

4. Обеспечение взаимодействия с семьёй по возрождению традиций духовно-нравственного семейного воспитания средствами народной культуры.

Для каждой возрастной группы подобраны задачи, представления, отношения, виды деятельности и формы организации, определены уровни.

В основу содержания легли:

- работа с педагогическим коллективом;

- работа с детьми;

- работа с семьей воспитанников детского сада.

усвоения.

Реализация проходит через все образовательные области:

• коммуникация - обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями.

• чтение художественной литературы – это сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов, а также рассказы о святых и защитниках земли Русской.

• художественное творчество - знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол).

• Музыка - ознакомление с русскими народными и православными праздниками, а также с народными песнями и танцами.

• познание - это воспитание национального самосознания дошкольника, которое должно начинаться с ощущения того, что ребенок живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа. Работа по экологическому воспитанию строится на основе народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше понять и полюбить природу, а это одна из составляющих любви к Родине. В работе по народному календарю помогают - месяцесловы - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» – это богатый источник информации о приметах каждого дня, мудрости наших предков. Дети старшей, подготовительной группы познают тайны самого удивительного озера на Земле.

• физическая культура и здоровье - построено на народных играх разных видов. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.

• Безопасность – формирование способа безопасного поведения в мире природы.

• труд – формирование представлений о труде взрослых.

• Социализация - непосредственно-образовательную деятельность по приобщению к народной культуре с детьми 2-й младшей - подготовительной групп организует Хозяйка «Русской избы». Дети приходят к хозяюшке в русских народных костюмах, что позволяет им, окунуться в атмосферу народной старины.

Исследование рассчитано на три года на 4 года и охватывает период с 2010 по 2014 год.

Первый этап. Информационно – аналитический (сентябрь 2010 – декабрь 2010 года). Работа над русско-народными произведением, образное восприятие традиций и обычаев, знакомство с содержанием, ознакомление с традициями семьи. Методы: показ, беседа, пояснение характера, обращение внимания на средства выразительности. Цель: заинтересовать, пробудить желание выучить, спеть, станцевать, обыграть, зарисовать, вылепить.

Второй этап. Практический (2010 – 2012 год). Разучивание, создание целостного образа, работа над навыками. Методы: пояснение, уточнение, показ, пение, метод подражания, жест рукой, прохлопывание, игровые задания, музыкально-игровые движения, распределение по ролям, поощрение.

Третий этап. Аналитико – обобщающий (2012 – 2014 год). Закрепление, повторение. Методы: инсценировка традиций и обычаев по ролям, по подгруппам, цепочкой, поощрение.

Диапазон работы охватывает систему мероприятий по знакомству детей с традициями и обычаями.

Основные понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяется следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределения человека и совершенствование его в добродетели. Традиция - (от лат. traditio - передача, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

Использую в работе Евдокимову Е. С. «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры». Педагогические задачи с наибольшей полнотой и эффективностью позволяют мне решить поставленную цель. Здесь воспитывается умение видеть в других хорошие качества. Высокая эмоциональность детей дошкольного возраста позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, выражающим духовно-нравственную направленность. Очевидной является необходимость социальной востребованности духовно-нравственного воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием ребёнка о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. При разучивании и исполнении народных произведений, вникая в смысл действия, я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Здесь я использую различные методы и приемы, знакомлю с различными малыми народными жанрами, заинтересовываю инсценированием песен, сказок, художественных произведений, рассматриванием иллюстраций, детских рисунков, слушанием музыки. Использую так же региональный компонент, пословицы, поговорки, фотографии, стихи, характерные роли, исполняемые взрослыми. Важным приёмом является одобрение положительных примеров поведения и неодобрения отрицательных. Урок культуры поведения средствами музыкального театра куда действеннее наказания за проступки. Объяснением служит этическая мотивация действия, формирующая определенное отношение ребенка к нормам нравственности. Существенную роль при этом играют целесообразный подбор атрибутов, игрушек, культура их содержания и пользования ими. На родительских собраниях мы не только знакомим родителей с методами работы с детьми, но и продолжаем работу по педагогическому просвещению родителей. В родительских уголках всегда актуальные в соответствии с православным календарё м консультации на темы: «Яблочный спас», «Как расписать яйца на Пасху». «День мамы», «День защитника Отечества», «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает», «Что разрушает семью, а что созидает». Хорошей традицией стало проведение встречи - концерта с родителями в ДОУ. Это своеобразный праздник, девизом которого является поговорка: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Всегда в этих встречах присутствуют ненавязчивая информация и обмен опытом. Звучат песни, смех, а главное, что дети, родители и педагоги в единой команде на равных. Доброжелательность, любовь – розлиты в хорошей семье в воздухе. Ребенок не может этого не чувствовать. Точно так же, как он не может не чувствовать и гнетущей обстановки недоброжелательства. Детям прививаются такие важные понятия, как: родные, родня, род. Вот актуальные темы, обсуждаемые родителями, детьми и педагогами : «Почему нужно беречь родных?» «Забота о близких». «Заповедь: «Чти отца своего и мать свою». «Значение пословицы - «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает». «Основные правила почитания и уважения старших». «Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень)». «Что созидает семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность)».

Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь этим путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “социального проводника” очень важна и ответственна. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие; Организация воспитательного процесса в системе «детский сад – семья – социум» требует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать.

На непосредственно образовательной деятельности стараюсь обращать внимание детей на богатство, красоту и разнообразие мира, учить видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствовать развитию творческой личности ребенка. «Дерево доброе приносит и плоды добрые» /Евангелие от Матфея/. На музыкальном материале сказок, песен, хороводов стихотворений учу детей различать добро и зло, помогаю увидеть красоту нравственных поступков. Важно научить ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним. Знакомлю детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Дети помогают в подготовке и проведении (с участием родителей) календарных праздников. Стараюсь составить так сценарий, чтобы раскрывать жизненный смысл праздника. Основные задачи при этом: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Традиции и обычаи, воздействуя на чувства, настроение ребёнка, способны преобразовать его нравственный и духовный мир, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. У детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей маме, отцу, своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал замечательный человек, академик Д. Лихачёв.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку “путеводную нить“.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, навыки культурного поведения радоваться своим успехам, успехам сверстников. Наблюдения также показали, что характерной чертой наших детей является оптимизм. Им присуще радостное настроение. Внешне это выражается в выразительном исполнении детских, фольклорных и духовных песен, желании слушать и анализировать классическую музыку, смелых активных движениях, передаче в движении эмоционально-образного содержания, творческой активности и самостоятельности. Родители активно откликаются на наши просьбы и учитывают наши советы и рекомендации о воспитании детей в семье. Правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости. Но, конечно же, это только начало умения, которое мы совместно с педагогами нашего дошкольного учреждения всячески развиваем и закрепляем.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье и детском саду). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Обобщение педагогического опыта «Воспитание ребенка искусством» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» г. Новозыбкова Обобщение опыта на тему: «Воспитание.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» «Ум ребенка.

Обобщение педагогического опыта «Нетрадиционные методы и приемы рисования манной крупой» Обобщение опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы и приемы рисования манной крупой, направленные на снижение мышечного, эмоционального.

Обобщение педагогического опыта «Ручное вязание» Педагогический опыт Ощепковой Ирины Анатольевны, педагога дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного.

Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений» Речь Слайд 1. Добрый день. Я бы хотела предложить вашему вниманию результаты обобщения моего педагогического опыта на тему: «Обучение детей.

Обобщение педагогического опыта. Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей Обобщение педагогического опыта на тему «применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей» среднего дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование основ безопасного поведения» Обобщение педагогического опыта «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» “Образование уменьшает.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение передового педагогического опыта Никонова Любовь Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ №14 город Лакинск, Собинский район 1. Тема: Социально-личностное.

Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта работы
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 17:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД