Папки-передвижки

Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Ирина Куликова
Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»

Речь

Слайд 1. Добрый день. Я бы хотела предложить вашему вниманию результаты обобщения моего педагогического опыта на тему : «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений как средство речевого развития».

Слайд 2. Актуальность исследования определяется тем фактором, что старший дошкольный возраст - это период активного, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Стихи, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Развитая речь, в свою очередь, необходима ребенку для дальнейшей социализации и личностного развития.

Публикация «Обобщение педагогического опыта „Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений“» размещена в разделах

Слайд 3. Вопросам теории и методики обучения детей выразительному чтению стихотворений посвятили свои научные работы такие авторы, как: Р. И. Жуковская, О. И. Крупенчук, Б. А, Буяльский, Т. Г. Жикалкина, О. В. Кубасов, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, Т. Б. Полянская, А. В. Одинцова и др.

Слайд 4. Объект педагогического опыта – особенности речевого развития старших дошкольников.

Предмет – процесс речевого развития старших дошкольников в ходе обучения детей выразительному чтению стихотворений.

Цель педагогического опыта – теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством обучения выразительному чтению стихотворений.

Задачи опыта представлены на слайде.

Слайд 5. В качестве предполагаемого результата мной было определено следующее:

1) Повышение уровня речевой активности детей.

2) Положительная динамика уровня развития связной речи и лексико-грамматического строя речи у дошкольников, расширение их словарного запаса.

3) Понимание детьми мнемотаблиц, формирование у них умения обыгрывать их.

4) Появление интереса и желания заучивать стихотворения и рассказывать их по схемам.

5) Преодоление воспитанниками робости, застенчивости, формирование у них умения свободно держаться перед аудиторией.

6) Увеличение у детей круга знаний об окружающем мире.

Слайд 6. В основу данного педагогического опыта была положена следующая гипотеза:

Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений будет эффективным для развития речи воспитанников, если будут выполнены следующие педагогические условия :

педагогическая работа по обучению выразительному чтению стихотворений будет проводиться поэтапно, с постепенным усложнением заданий;

работа по обучению выразительному чтению стихотворений будет включена во все образовательные области и режимные моменты детского сада;

воспитатель обеспечит разнообразие приемов обучения дошкольников выразительному чтению стихотворений.

Слайд 7. Настоящее исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Владимира «Детский сад № 90». Для опытной работы были выбраны две группы детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.

Слайд 8. Для выявления уровня речевого развития старших дошкольников, мы воспользовались методикой О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. По результатам диагностики речевого развития детей обеих групп видно, что в уровне развития речи детей в обеих группах присутствуют некоторые различия: в экспериментальной группе преобладает низкий уровень речевого развития детей (60% - 12 детей, а в контрольной – средний уровень (70% - 14 детей).

Слайд 9. На формирующем этапе педагогического опыта нами были реализованы на практике педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений.

В целом педагогическая работа по обучению детей выразительному чтению стихотворений проводилась поэтапно, с постепенным усложнением заданий.

Раскроем структуру заучивания стихотворения, применяемую нами в ходе опытной работы :

1) Вступительная беседа.

2) Чтение стихотворения взрослым.

3) Беседа по содержанию.

4) Повторное чтение с установкой на запоминание

5) Чтение стихотворения ребенком.

Ещё один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание в рамках данного педагогического условия, - это интонационная выразительность. Мы много говорили о том, что наши дети читают стихи не выразительно, не подбирая нужной интонации.

Слайд 10. Формирование интонационной выразительности речи детей также проводилось поэтапно.

Первый этап - формирование представлений об интонационной выразительности в речи окружающих. Мы объясняли детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передавать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

Второй этап - формирование интонационной выразительности в речи ребёнка. Дифференциация интонационных структур проводилась на материале стихотворных игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети учились подражать голосам, интонациям героев.

Слайд 11. Гипотеза, которой мы придерживались в ходе педагогического опыта, подразумевала также включение работы по обучению выразительному чтению стихотворений во все образовательные области и режимные моменты детского сада.

В виду этого каждый день во время свободной деятельности детей в группе или на прогулке мы прочитывали им одно или несколько стихотворений с интонацией, выражением, паузами, чтобы максимально зафиксировать их внимание. Основываясь на содержание стихотворения, предлагали игровые упражнения: например, диалог: воспроизвести диалог между персонажами сюжета с детьми или двигательные: в движениях показать действия персонажей, явлений и др.

В режимных моментах мы также были всегда готовы прочесть стихи на актуальную в тот или иной момент тему: во время умывания или мытья ног, во время приема пищи, перед дневным сном, во время уборки игрушек в группе, в ходе наблюдений за явлениями природы, в ходе зимних забав, в ходе наблюдения за животным миром, в ходе экскурсий в город, в преддверии праздников, в случае конфликтных ситуации между детьми. И, конечно же, стихотворения предваряли продуктивную деятельность – изобразить в рисунке, лепке, аппликации персонажа стихотворения.

Слайд 12. Далее, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что мы обеспечивали разнообразие приемов обучения дошкольников выразительному чтению стихотворений.

Опишем некоторые игровые приемы, которые мы применяли для лучшего запоминания и выразительного чтения стихов : досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива; драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; воспроизведение игровых стихов методом игры;

На формирование выразительности чтения стихотворений были направлены и такие приемы: образец выразительного чтения; пример выразительного чтения ребенка; оценка чтения; подсказ нужной интонации; напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.

Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, мы включали в работу элементы игры.

Слайд 13. Как альтернативный способ разучивания стихотворений мы применяли мнемотехнику. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Итак, в ходе педагогического опыта нами были реализованы на практике педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений.

Слайд 14. Анализ данных, полученных по завершению педагогического опыта, позволил сделать выводы о качественных изменениях в развитии речи детей старшего дошкольного возраста – воспитанников экспериментальной группы.

Мы получили:

10 детей (50%) экспериментальной группы и лишь 4 ребенка (20%) контрольной группы показали высокий уровень развития речи;

10 детей (32%) экспериментальной группы и 12 детей (60%) контрольной группы показали средний уровень, они выполняли задания с небольшими неточностями, с помощью педагога;

ни у одного ребенка экспериментальной группы не было выявлено низкого уровня речевого развития, в то время как 4 ребенка (20%) контрольной группы показали низкий уровень развития речи; это дети, неправильно отвечающие на вопросы, не понимающие задания.

Слайд 15. Следовательно, основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – были решены в ходе представленного педагогического опыта.

Проделанная педагогическая работа может считаться эффективной. Реализация обозначенных в гипотезе педагогических предположений позволила нам добиться положительных результатов.

Слайд 16. Результаты моей опытной работы будут полезны, прежде всего, педагогам дошкольного образования, особенно тем, кто углубленно занимается вопросами речевого развития дошкольников.

Безусловно, разработанные педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений могут быть использованы и методистами детских садов при планировании работы педагогического коллектива.

Кроме того, некоторые положения моего педагогического опыта могли бы быть полезны и учителям начальных классов, особенно в области применения мнемотаблиц, что однозначно обеспечило бы взаимодействие школы и детского сада в области речевого развития детей и способствовало бы непрерывности процесса воспитания, обучения и развития детей.

Родители также могли бы подчерпнуть для себя интересные направления и методы работы со своими детьми, касающиеся ускорения процесса запоминания стихотворений дошкольниками и особенностей их выразительного прочтения.

Слайд 17. Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

ob-opyta_thi58.ppt | 1224,5 Кб
 
Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Обобщение опыта: использование занимательного материала в ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет,.

Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме «Использование ИКТ в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» В работе c дошкольниками применение мультимедиа.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Актуальность.

Обобщение опыта работы в группе детей старшего дошкольного возраста «Зачем я дышу и как я дышу, узнаю об этом и всем» 1 слайд Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Толстова Татьяна Ивановна. Я воспитатель детского сада "Ягодка". 2 слайд Наш детский сад.

Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений» Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений» Выполнил: учитель русского языка.

Обобщение педагогического опыта. Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей Обобщение педагогического опыта на тему «применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей» среднего дошкольного.

Обобщение передового педагогического опыта Никонова Любовь Викторовна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ №14 город Лакинск, Собинский район 1. Тема: Социально-личностное.

Обучение чтению. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 18:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД